Пути повышения эффективности социально-педагогической работы с учащимися с признаками школьной дезадаптации в условиях образовательного учреждения

дипломная работа

1.3 Состояние организации социально-педагогической работы с учащимися с признаками школьной дезадаптации в условиях образовательного учреждения на примере государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 288 Северо-Восточного административного округа города Москвы

В данной главе рассмотрено состояние организации социально-педагогической работы с учащимися с признаками школьной дезадаптации в условиях образовательного учреждения, а именно - в средней школе № 288 г. Москвы. Исследуемые учащиеся прикреплены к 1в классу данной школы и представляют собой 2 группы по 25 человек в возрасте 7 - 8 лет, из них 24 мальчиков и 26 девочек.

Социально-педагогическая работа с учащимися по школьной адаптации в школе № 288 была проанализирована и сформулированы следующие тезисы.

1. Организация режима школьной жизни учащихся находится на высоком уровне.

Годовой календарный учебный график составлен таким образом, чтобы равномерно чередовалась учебная деятельность и отдых. Во многих школах наблюдается неравномерность распределения учебного и каникулярного времени, что противоречит физическому принципу чередования труда и отдыха как необходимого условия для предупреждения переутомления школьников и сохранения стабильного уровня их работоспособности в течение года. Опираясь на исследования зарубежных гигиенистов, доказавших, что работоспособность школьников достигает максимума на 15-й день, после чего около 2-х недель она удерживается на высоком уровне, а начиная с 5-й недели резко снижается, руководство школы разработало и внедрило наиболее оптимальный годовой календарный учебный график.

Учебный год разбит на 6 периодов обучения ("четвертей"). Первое полугодие разделено на 3 периода по 5 недель каждый. Между I и II "четвертями" и между II и III - недельные каникулы. Второе полугодие также разбито на 3 периода обучения, но уже продолжительностью для первых классов по 6 учебных недель. Новогодние каникулы для 1-х классов - 2 недели.

Составленный календарный график не противоречит Типовому положению об общеобразовательном учреждении, Закону РФ "Об образовании":

1. Обучение младших классов весь год в 1-ю смену с 8.30 часов.

2. Пятидневный режим обучения с соблюдением требований к максимальному объему учебной нагрузки.

3. "Ступенчатый режим" постепенного наращивания учебного процесса: в сентябре-октябре проводится ежедневно только по три урока по 35 минут каждый, а со второй четверти - 4 урока по 35 минут.

4. Облегченный день в середине учебной недели (учет биоритмологического оптимума умственной и физической работоспособности).

5. 35-минутный урок в течение всего учебного года.

6. Ежедневная 40-минутная динамическая пауза на свежем воздухе после 2-го урока.

7. Ежедневный спортивный час в ГПД.

Каждый учащийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения. Для детей с нарушениями слуха и зрения парты, независимо от их роста, ставятся первыми, причем для детей с пониженной остротой зрения они размещаются в первом ряду от окна.

Столы в классных комнатах располагаются так, чтобы можно было организовать фронтальную, групповую и парную работу обучающихся на уроке. По возможности учебники и дидактические пособия для первоклассников хранятся в школе.

2. В школе организована оздоровительно-профилактическая работа с учащимися.

Медико-педагогическая диагностика состояния здоровья учащихся включает:

- медицинский осмотр детей, поступающих в школу, врачами-специалистами (педиатром, окулистом, отоларингологом, хирургом, гинекологом, неврологом);

- мониторинг состояния здоровья, заболеваемости первоклассников с целью выявления наиболее часто болеющих детей; определение причин заболеваемости с целью проведения более эффективной коррекционной и профилактических работ;

- диагностика устной и письменной речи (мониторинг речевого развития).

Профилактическая работа по предупреждению заболеваний учащихся включает:

- проведение плановых и внеплановых прививок медработником школы (в т.ч. вакцинация против гриппа, клещевого энцефалита);

- витаминизация;

- профилактика простудных заболеваний (применение чеснока, элеутерококка, оксалиновой мази и т.д.);

- создание в школе условий для соблюдения санитарно-гигиенических навыков: мытья рук, переодевания сменной обуви и т.д.;

- соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима;

- коррегирующие занятия с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата и зрения (программа "Как помочь ребенку с ослабленным здоровьем преодолеть школьные трудности").

Двигательная активность детей поддерживается на максимальном уровне, особенно у учащихся младших классов:

- ежедневная физзарядка до занятий;

- согласно письму МО РФ "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы" (от 25.09.2000 г. № 2021/11-13), физкультминутки проводятся на каждом уроке продолжительностью по 1,5-2 минуты (рекомендуется проводить на 10-й и 20-й минутах урока). В комплекс физминуток включаются различные упражнения с целью профилактики нарушения зрения, простудных заболеваний, заболеваний опорно-двигательного аппарата;

- согласно требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02 п. 2.9.4., в середине учебного дня (после двух уроков) для первоклассников проводится динамическая пауза на свежем воздухе продолжительностью 40 минут;

- подвижные игры на переменах;

- ежедневная прогулка и спортивный час в группе продленного дня;

- внеклассные спортивные мероприятия;

- школьные спортивные кружки: "Спортигры", "Лыжные гонки", "Игры народов России".

Организация рационального питания учащихся предусматривает:

- назначение учителя, ответственного за организацию горячего питания в школе, за родительскую плату и бесплатное питание;

- создание бракеражной комиссии в составе: медицинский работник школы, диетсестра, учитель, ответственный за организацию питания;

- выполнение требований СанПиН к организации питания в общеобразовательных учреждениях;

- соблюдение основных принципов рационального питания (соответствие энергетической ценности рациона возрастным физиологическим потребностям детей (учет необходимой потребности в энергии детей 7 лет при одноразовом горячем питании примерно 480 ккал); сбалансированность рациона питания детей по содержанию белков, жиров и углеводов для максимального их усвоения в соотношении 1:1:4; восполнение дефицита витаминов в питании школьников за счет корректировки рецептур и использования обогащенных продуктов; максимальное разнообразие рациона путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки; соблюдение оптимального режима питания).

- создание благоприятных условий для приема пищи (школа приобрела необходимые комплекты столовых приборов: ложки столовые, чайные, вилки; на столах салфетки; мытье рук перед едой) и обучение культуре поведения за столом;

- организация дежурства детей в столовой, результаты которого отмечаются самими учащимися в журнале, где оценивается поведение в столовой и чистота стола после завтрака;

- практически 100%-ный охват первоклассников горячим питанием;

- ежемесячные рейды общешкольного родительского комитета с целью проверки организации питания учащихся в школе (проверяют наличие документов, санитарное состояние столовой, анализируют меню, интересуются мнениями учащихся).

В школе организована психологическая и логопедическая помощь учащимся, в учебном процессе используются здоровьесберегающие образовательные технологии с целью вхождения ребенка в образовательное учреждение без потерь для здоровья и достижения положительного результата без излишнего напряжения и переутомления.

Стиль общения учителя с учащимися учитывает особенности поведения детей, связанные с их умением общаться со взрослыми и сверстниками. Среди первоклассников есть дети, испытывающие разного рода трудности общения в коллективе: гиперобщительные дети; дети, боящиеся классно-урочной обстановки; стесняющиеся отвечать и поэтому производящие впечатление ничего не знающих или не слушающих учителя. Они требуют различных форм доброжелательной и терпеливой работы учителя. Не допускается авторитарный стиль общения учителя с первоклассниками. Для первоклассника существенно важно доброе, позитивное отношение к нему учителя, которое не должно зависеть от реальных успехов ребенка.

Не только первоклассники, но и все учащиеся школы занимаются в режиме безотметочного обучения, что способствует снижению уровня невротизации, позволяет избежать стрессовых ситуаций.

3. В адаптационный период для учащихся организована учебно-познавательная деятельность по особой схеме.

Вводный курс "Введение в школьную жизнь" (20 часов) позволяет развести во времени решение двух сложнейших педагогических задач: ввести ребенка в новую систему отношений и ввести первоклассников в новые учебные предметы.

Вводный курс предусматривает освоение детьми организационных навыков и умений для учебы в школе. После того как освоены основные правила работы в классе, первоклассники способны полностью сосредоточиться на освоении учебного содержания.

Цели курса "Введение в школьную жизнь":

- обеспечение психологической адаптации детей;

- знакомство с основными школьными правилами;

- привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы;

- обучение элементарным приемам обратной связи;

- знакомство с системой школьного оценивания;

- развитие внимания, памяти, мышления, воображения;

- организация классного коллектива.

Содержание вводного курса строится на доступном практически всем первоклассникам дошкольном материале игры, рисования, конструирования, элементарного экспериментирования.

Педагогами школы используются следующие программы:

1. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. "Введение в школьную жизнь". - М., 1992.

2. Кушнир Н.Я., Мажимук Н.М. "Введение в школьную жизнь". - Минск, 1995.

3. Гин СИ., Прокопенко И.Е. "Первые дни в школе". - М., 2002.

Среди психолого-педагогических мер, направленных на облегчение адаптации детей к школе, важное место принадлежит уменьшению учебной нагрузки на первом этапе обучения.

4. Внеучебная жизнь учащихся организована в соответствии с интересами и желаниями учащихся и их родителей.

- В школе организованы группы продленного дня.

- Общешкольные и классные мероприятия проводятся во внеурочное время с целью приобщения первоклассников к школьным традициям.

- Выполнение требования соответствия содержания и форм воспитательной работы возрастным особенностям первоклассников.

- Воспитание в процессе игры (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, спортивные и т.д.) как прием воспитания.

- Проводятся детские праздники. Экскурсии. Выставки детского творчества. Концерты для родителей.

5. В школе организовано взаимодействие участников образовательного процесса.

- Работа методических объединений периода детства по обеспечению преемственности в развитии детей (Малые педсоветы педагогов, работающих в 1-х классах, а также взаимодействие с родителями первоклассников):

· изучение условий жизни ребенка в семье, собеседование с родителями накануне учебного года;

· ежедневные контакты с родителями во время прихода и ухода ребенка из школы; оборудование "Уголка для родителей" в школе; коллективные и индивидуальные консультации для родителей; родительские собрания;

· совместная деятельность педагогов и родителей по организации жизни первоклассников в школе.

- Психолого-педагогический консилиум - это одно из направлений работы психолога и педагогов во время адаптационного периода. В задачу консилиума входит выявление причин отклонений в поведении и обучении детей, затрудняющих их социально-психологическую адаптацию. ППК вырабатываются рекомендации отдельным учащимся для педагогов (в т.ч. учителей-предметников), родителей.

Таким образом, можно прийти к выводу, что социально-педагогическая работа с учащимися в период адаптации к школе, а также в постадаптационный период с учащимися с признаками школьной дезадаптации с школе № 288 организована на необходимом уровне в соответствии с нормами и стандартами.

Делись добром ;)