Психолого-педагогические основы семейного воспитания в современных условиях

курсовая работа

2.1 Особенности семейного воспитания в современных условиях

Главные линии семейного воспитания: постоянное (но не навязчивое) направление деятельности ребёнка (игровой, затем - участия в домашних делах и т.д.); помощь ему в расширении идейного, умственного кругозора, серьёзное, вдумчивое объяснение сути явлений, о которых ребёнку следует знать и к которым он проявляет интерес; формирование у него высоких нравственных качеств: коллективизма, патриотизма, интернационализма, уважения к старшим, честности и правдивости, дисциплинированности и добросовестного отношения к обязанностям в семье, бережного отношения к вещам как результату труда людей, любви к природе и умения воспринимать её красоту; ознакомление ребёнка с произведениями литературы, искусства; поощрение занятий физкультурой и спортом и т.п. Педагогическая наука ориентирует родителей на постепенное увеличение масштабов и усложнение содержания информации в семейном воспитании, а также на систематическое повышение требований к детям в зависимости от возраста.

Главное направление семейного воспитания в период пребывания ребёнка в детском саду и в школе - постоянная координация усилий родителей с деятельностью детских учреждений. Единство воспитательного воздействия семьи и школы выражает единство общественного и семейного начала в воспитании будущего поколения. Взрослые члены семьи помогают школьнику в учёбе и рациональном использовании свободного времени для всестороннего развития.

Система воспитательной работы современной школы чрезвычайно многогранна. Она призвана решать как общую задачу воспитания всесторонне развитой личности, так и частные задачи воспитания отдельных сторон и качеств личности учащихся. В этом смысле говорят о нравственном, трудовом, физическом и других сторонах воспитания и организуют специальную работу, направленную на формирование конкретных сторон личности. Больше того, каждая сторона личности является сложной совокупностью нравственных и волевых качеств ее. Поэтому в школе решаются задачи воспитания определенных качеств личности патриотизма и интернационализма, коллективизма и гуманизма, правдивости и честности, политической активности и общественного долга, дисциплинированности и деловитости, воли и мужества, смелости и выносливости и т.д.

Конечно, каждая сторона личности и любое ее качество не могут воспитываться изолированно и каким-то одним воспитательным средством. Воспитание личности осуществляется всей системой средств. Воспитывая ту или иную сторону личности, то или иное ее качество, неизбежно воспитывают и другие стороны и качества, личность в целом.

Например, патриотизм воспитывается и в процессе обучения, и в общественно полезном труде, в ученических организациях, в игровой, художественной, спортивной и всякой другой деятельности, в семье, в общении с другими людьми. Решение задачи воспитания патриотизма неизбежно связано с воспитанием Других качеств личности: общественного долга, коллективизма и гуманизма, отношения к труду, учению, к любому делу, готовности преодолевать трудности. Совершенно очевидно, что эти качества выступают как необходимые составные элементы патриотизма.

В психологическом плане каждое качество личности является сложной совокупностью нравственных убеждений, чувств и привычек, т.е. является элементом его сознания и поведения. Конечно, в педагогически правильно организованной жизни и деятельности учащихся в школе и вне ее у них накапливается и закрепляется не только опыт определенного поведения, но и формируется нравственное сознание - вырабатываются представления, понятия, убеждения и чувства.

Однако для формирования нравственного сознания нужна еще и специальная работа с учащимися.

В процессе воспитания учащиеся должны овладеть системой научных нравственных убеждений, которые не могут складываться стихийно, только на основе личного опыта. Кроме того, и свой личный опыт нравственного поведения учащиеся не всегда могут без помощи педагога правильно осмыслить, поэтому нужно руководить формированием их убеждений.

Руководить формированием нравственного сознания необходимо еще и потому, что сложные нравственные убеждения не могут выводиться лишь из личного опыта учащихся в силу его ограниченности.

Сложные нравственные понятия и категории могут выводиться из переработки и осознания всего общественно-исторического опыта и являются результатом, как личного опыта, так и овладения наукой о морали. Поэтому руководить формированием нравственного сознания - значит и вооружать учащихся знаниями этики.

Это является и необходимым условием борьбы с предрассудками, обывательскими нравами, пережитками прошлого в сознании и привычках людей.

Овладение теорией морали может проходить в самых различных формах. Это и специальные беседы, лекции, диспуты, обсуждения книг, встречи с передовыми людьми и многое другое.

Уровни развития понятий у учащихся одного класса колеблются от самого примитивного (школьник даже не может вычленить понятия) до высокого, теоретического (школьник знает основные признаки понятия, их соподчинение, связь с другими понятиями и как оно видоизменяется в конкретных жизненных условиях).

Понимание существа норм и принципов морали подводит учащихся к нравственным суждениям, в которых они оценивают поступки других и собственные. При этом отмечается, что вначале школьник учится оценивать поведение и поступки других, а не собственные (критикует на собрании товарищей, не видя за собой тех же недостатков). Лишь в старших классах с развитием самосознания школьника развивается и правильная самооценка.

На основе понятий, оценок и суждений формируются нравственные убеждения.

Нравственные убеждения - это глубокая твердая уверенность человека в объективной справедливости и истинности норм нравственности и признание необходимости их неуклонного соблюдения. Нравственные убеждения, в конечном счете определяют поведение и поступки человека. Больше того, убеждения лежат в основе проявления волевых качеств личности: смелости и решительности, мужества и выносливости, настойчивости и терпения и т.д.

Однако знание и понимание нравственных норм, еще раз подчеркнем, совсем не свидетельство сформировавшегося действенного убеждения.

Успех формирования нравственных убеждений зависит от личности учителя. Мировоззрение учителя, его нравственная убежденность и страстность, личный пример оказывают огромное влияние на утверждение нравственных убеждений учащихся. Достойный учитель часто становится идеалом своих учеников.

Если у учителя слово не расходится с делом и учащиеся видят в его деятельности и поведении практическое воплощение в жизнь высоких принципов нравственности, то эти принципы превращаются в твердые убеждения и самих учащихся.

Твердыми убеждениями становятся знания, самостоятельно глубоко продуманные, критически переработанные, знания, которые применяются в жизненном опыте ученика повседневно, всегда и везде (в учении, труде, развлечении, игре, спорте и др.).

Итак, критерием подлинной нравственной воспитанности является единство убеждения и поведения

Формирование нравственного сознания предполагает воспитание нравственных чувств. Убежденность всегда имеет эмоциональную окраску. Моральные или нравственные чувства - это переживание человеком своего отношения к действительности, к людям, к собственному поведению. Нравственное чувство возникает тогда, когда человек начинает исходить в своих действиях не из побуждений "своей воли", а из общественных требований.

Побудительную силу нравственных чувств хорошо знали прогрессивные психологи и педагоги прошлого. И.М. Сеченов считал, что подлинный нравственный поступок "всегда есть результат морального чувства и моральной привычки".

Современные психологи и педагоги также придают большое значение моральным чувствам, определяя их как устойчивые отношения личности к окружающему.

Чувства побуждают человека к активной деятельности, они придают убеждениям силу страсти и устойчивости. Психология различает простые чувства как временные состояния человека и сложные гражданские, морально-политические чувства, объектом которых является общество, государство, коллектив. Это чувства патриотизма и интернационализма, гуманизма, товарищества и коллективизма, долга и ответственности.

Важное значение в воспитании чувств имеет проблема нравственной направленности таких простых чувств, как, например, удовольствие, радость, негодование, стыд и др. Удовольствие от поступка, нужного коллективу, радость от воплощения творческого созидательного замысла, чувство раскаяния и стыда за недостойное поведение - все эти переживания включаются в нравственный опыт школьника, обогащают его и должны быть предметом заботы учителя, воспитателя.

Так, у подростка сильно развито чувство стыда, Подросток стремится действовать самостоятельно, всячески показать независимость своих суждений, но в действительности он очень чуток к мнению окружающих его людей, особенно своих товарищей. Важно учитывать, чего он стыдится. Подросток, боясь осуждения товарищей, стыдится подчас хорошего: проявлений нежности к матери, доброты к окружающим, а плохого, например грубости к старшим, может не стыдиться, считая, что товарищи увидят в этом проявление взрослости.

Нравственная направленность этого чувства детей связана с воспитанием общественного мнения и традиций в детском коллективе, с влиянием личного примера родителей и воспитателей.

Нравственный поступок или действие, в котором проявляется отношение ребенка к окружающему миру, прежде всего надо вызвать. Из системы нравственных поступков складывается система нравственного поведения учащихся.

Именно здесь и требуется самая трудоемкая воспитательная работа, направленная на создание соответствующих условий и организацию жизни и деятельности детей. Здесь особенно остро стоит проблема педагогического мастерства, способного использовать все богатство средств, вызывающих и стимулирующих такое повеление.

Однако сами по себе поступки еще не характеризуют нравственной воспитанности. Их побудительные силы и мотивы могут быть диаметрально противоположны по своему характеру, поступкам и действиям, хорошее учение может быть результатом карьеристских устремлений, полезные дела для коллектива могут совершаться ради удовлетворения тщеславия и даже личной выгоды, из расчета и т.п.

К простым нравственным привычкам относится потребность и способность к совершению несложных нравственных поступков, в основе которых лежат элементарные правила общежития, правила культуры поведения, нормы установленной дисциплины и навыки их выполнения.

К сложным нравственным привычкам относится потребность и постоянная готовность к выполнению определенной деятельности, занятие которой в силу ее общественной и личной значимости стало необходимостью для человека. Например, привычка заниматься любимым трудом, привычка беречь общественное и личное достояние и т.д. В основе сложных привычек лежит глубокое осознание общественного долга и личной ответственности перед народом, обществом.

Мы считаем главной задачей нравственного воспитания воспитание необходимых отношений и закрепление их в привычные формы поведения.

Если бы мы все делали только на основе постоянного продумывания, то это было бы слишком большой нагрузкой на сознание. Практика часто требует от человека быстрого совершения действия или поступка без предварительного раздумывания и взвешивания, как нужно поступить и почему так, а не иначе, и человек может быть способен все так делать, если все это уже закреплено в его привычках как особой форме его поведения.

Формирование убеждений, чувств и привычек является единым, целостным процессом воспитания нравственного сознания и поведения учащихся.

Воспитательная работа, как и образовательная, проводится на основе определенных принципов, вытекающих из ее сущности. Ими являются такие исходные положения, в которых выражены требования к содержанию, организации и к методам воспитательной работы.

Эти принципы, как и дидактические, являются обобщением уже сложившихся и проверенных педагогической практикой требований к воспитанию, предъявляемых обществом. Они вытекают из самой сущности воспитания. Имея общую с дидактическими принципами методологическую основу и совпадая с ними в идейном содержании и конечном целевом назначении, принципы воспитательной работы в то же время отличаются от первых тем, что выражают своеобразие и специфику особой области педагогической работы.

Педагогу, прежде всего важно знать особенности формирования коллективных отношений, связей учащихся в младшем, среднем и старшем возрасте и рассматривать формирование этих отношений в единстве с развитием коллектива учащихся. Педагог никогда не должен рассматривать ученика как некую обособленную обучаемую им единицу, а всегда представлять его в единстве и во взаимодействии с коллективом, со средой. При этом и коллектив не должен рассматриваться педагогом как сумма обезличенных индивидуумов. Он призван видеть в коллективе живых, конкретных учеников с присущим каждому из них индивидуальным своеобразием, видеть в коллективе целеустремленную и организованную систему связей и отношений развивающихся личностей. Изучая развитие личности школьника в его связях и взаимоотношениях с обществом и коллективом, воспитатель использует в своей работе данные о формировании интересов и потребностей школьников разных возрастов, их возможностей и способностей, стремлений и идеалов, их нравственного опыта и нравственного облика в целом. Он опирается на данные о темпераменте школьника, об особенностях и типе его нервной деятельности, о типических и индивидуальных чертах характера, о развитии его самосознания. Учитывая все это, воспитатель строит индивидуальную работу и индивидуальный подход к учащимся.

Многие недостатки и ошибки в воспитательной работе проистекают от игнорирования возрастных и индивидуальных особенностей. Так, например, и сейчас мы сталкиваемся с фактами, когда в нравственном просвещении учащимся младших возрастов преподносится материал, недоступный для их восприятия как по содержанию, так и по форме.

Имеются также случаи, когда педагоги и родители обращаются с учащимися средних и даже старших классов так же, как, с младшими школьниками, совершенно игнорируя свойственные этому возрасту стремление к самостоятельности, развитие самосознания одним словом, те сдвиги и изменения, которые произошли в развитии личности ученика.

Пренебрежение к этим особенностям и отсутствие умелого и тактичного использования их нередко являются причиной многих конфликтов между взрослыми и учащимися.

Делись добром ;)