Влияние познавательных игр на качество обучения младших школьников на уроке математики

курсовая работа

1.4 Значение игры

Педагоги психологи полагают, что игра удовлетворяет умственные потребности у детей младшего школьного возраста. Так педагог начальных классов С.Л. Лысенкова считает, что игра - это своеобразная предварительная тренировка ума, перед наиболее сложным решением поставленных задач в игре [8, c. 91]. Но все они сводятся к одному, игра - это познавательная деятельность с познавательным интересом в игровой форме.

Вообще, на всех возрастных этапах, детей сопровождают различные игры. В начале мама играет с малышом, учит его играм - «занятиям» путем подражания в более простой для него форме. Это могут быть любые разнообразные игры, например: «Ладушки», «Сорока - белобока», и др. Малыш пытается повторить различные движения за мамой (хлопает в ладоши, загибает пальчики на своей руке). Далее особое место можно выделить детским учреждениям, где идет интенсивная познавательная деятельность игровым методом: изучение букв и цифр, отгадывание загадок. Путем познания через игру подошел этап к школьному периоду, школьной деятельности, где познавательные азы переходят к более серьезным игровым действиям, учебной и другим сферам жизнедеятельности ребенка начального обучения в школе. В таком возрасте наиболее продуктивно у детей развивается интерес к более серьезным играм, но не надо учитывать под словом «серьезным» уровень, подготовительным уровнем детей и умственных способностей данного возраста. Внедряются различные дидактические игры, компьютерные игры, которые несут в себе заряд радости для детей, познание любознательность, увлеченность [12, c. 43].

Игра - явление многофункциональное, и поэтому с помощью игр, детей приучают к трудолюбию, достижению намеченных целей. Именно в игре воспитывают такие качества, как «смогу», «надо» и умение выполнять их. Идет активное познание в игровой форме окружающего мира. Как отмечал М. Горький, великий писатель, что путь к познанию мира, в котором живут дети, это то, который они потом будут преобразовывать. Поэтому всем взрослым и тем более педагогу нужно очень серьезно отнестись к игре, как важному средству для детей - познание окружающего их мира. Педагог рассматривает игру и как основной вид деятельности школьников познавательной сферы. Дети играют в школе, дома, в различных кружках - игра сопровождает их повсюду. Они могут играть как целым коллективом, так и отдельными группами, игра может происходить также и по инициативе самого ребенка (при решении разных познавательных задач, типа логического размышления и решения). Детей могут побуждать любые игры, лишь бы они были ему интересны и познавательны. Игра является для каждого ребенка средством умственного развития. Игра, которая способствует детям с малых лет и дальше сопровождает в начальном обучении в школе, помогает их дальнейшему развитию: размышлять, думать, анализировать, тем самым усваиваются различные логические построения мышлений у детей так Б.П. Никитин на наблюдениях своего сына провел логический пример в очень раннем возрасте, вот он: «Маленькому Леше 2 года. Папа поставил на стол игрушку выше его роста. Стремление мальчика достать ее ни к чему не привели - стол высокий. Ребенок, немного подумав, взял стоящую рядом скамейку, придвинул ее к столу и достал игрушку» [10, c. 4-8]. В простой игре - «достань» уже в этом возрасте идет развитие логического мышления, а в дальнейшем задачи усложняются. Роль игр для детей начальных классов более усложненного варианта, имеет огромный потенциал для мыслительно - логического рассуждения [13, c. 49-57].

Воля ребенка развивается также в играх - стремление выиграть, к преодолению трудностей, достижению успехов. Развитие навыков социального общения опять же развивается в играх: организовать детей. Дисциплина, подчинение правилам игры, бережное отношение к тем с кем играешь, уважение к игрокам, оказание помощи другому играющему.

Вместе с тем игра выступает и как самое необходимое средство во взаимоотношениях детей: все вместе, одни коллективом, принцип - «один за всех и все за одного», сопереживание. В играх выявляются дети с организаторскими способностями, так и безынициативные дети. У многих детей начального обучения может рассматриваться и интерес к конкретным играм. А именно к тем, к которым их влечет познавательной структурой, которая заложена в своей игре [1, c. 214-219].

Делись добром ;)