Психолого-педагогические аспекты выбора репертуара при обучении детей младших школьников в хореографическом коллективе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для обеспечения нормальной деятельности коллективу необходим свой репертуар, соответствующий его специфическим особенностям и выполняемым им функциям.
Рассмотрев принципы работы руководителя хореографического коллектива над формированием репертуара, можно сделать вывод, что методически правильный подбор репертуара играет очень большую роль в творческом росте коллектива и правильном его развитии.
Хочется отметить, что целью исследования было изучить методы работы над формированием репертуарного плана детского хореографического коллектива, в результате было выявлено задач:
1. Развитие познавательных интересов;
2. Укрепление здоровья;
3. Воспитание нравственных качеств (ответственность, доброта, коллективизм, взаимовыручка, решительность, воля);
4. Формирование эстетических идеалов;
5. Воспитание уважения к высокохудожественным ценностям и произведениям искусства.
А также можно выделить, не менее важны при построении репертуарного плана образовательные задачи:
1. Усвоение основного хореографического материала;
2. Развитие физических и хореографических данных;
3. Формирование и укрепление мышечной системы организма;
4. Развитие основных двигательных качеств и сила, ловкость, выносливость, координация движений, быстрота реакции.
Главная задача руководителя - это создание хореографических произведений, которые несут в себе актуальные и волнующие мысли. Любой танец должен воспитывать лучшие качества характера, культуру общения и художественный вкус, как у участников коллектива, так и у зрителей.
Таким образом, формирование репертуара должно соотноситься с общим направлением, создающим творческое лицо коллектива, а так же с возможностями роста участников, их творческой индивидуальности. А это значит, что руководитель должен опираться на возможности коллектива, состоящего из индивидуальностей, создавать условия для их творческого проявления и развития.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Выготский, Л.С. « Развитие личности и мировоззрение ребенка»./Л.С.Выготский // М.: 2006. - 316 с.
2. Захаров Р. «Сочинение танца»./ Р. Захаров// М.:1989. - 155с.
3. Иващенко Ф.И. «Психология воспитания школьников»./ Ф.И. Иващенко// М.:1985. - 259с.
4. Морозов, А.Н. «Постановочная деятельность хореографа»./А.Н. Морозов// М.:Искусство,1994. - 158с.
5. Мухина, В.С. «Возрастная психология: феноменология развития детства». Учебник для студентов вузов 2-е издание исправления и дополнения./ В.С. Мухина // М.: «Академия» 1989. - 354с.
6. Настюков, Г.А., «Сюжетный танец»./ Г.А. Настюков// М.:1960. - 180с. 7. Неминущий, Г.П. Дукальская А.В. «Танцевальная нагрузка: ее сущность, структура, общая характеристика и методология исследования»./Г.П. Неминуший// М.:1996. - 286с.
8. Неменский, Б.М. «Мудрость красоты»./Б.М. Неменский// М.: Просвещение, 1987. - С. 205.
9. Петрова, О.О. «Возрастная психология.»/О.О. Петрова// М.:1994. - 374с.
10. Спарджер, С. «Телосложение и балет» /С.Спаджер// Лондон, 1958.
11. Ушинский, К.Д. «Человек как предмет воспитания» /К.Д. Ушинский// М.: 2008. - 328 с.
12. Шахматова, Л.П. «Сценические этюды». Учебное пособие./Л.П.Шахматова// М.:1996. - 340с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Для определения развития детей на данный момент. Они должны набрать как можно больше баллов. Каждый правильный ответ 1 балл.
Ассорти из вопросов.
v Назовите самую близкую к земле звезду. (Солнце)
v Назовите самого первого космонавта. (Ю. Гагарин)
v Назовите самое распространённое лиственное дерево в России. (Берёза)
v Назовите самую крупную ягоду. (Тыква)
v Назовите самое популярное транспортное средство в Беларуси. (Автобус)
v Назовите самый распространённый напиток, позволяющий утолить жажду. (Вода)
v Назовите самый большой на планете остров. (Гренландия)
v Назовите самую весёлую цирковую профессию. (Клоун)
v Как называется самый сильный ветер. (Ураган)
v Назовите самое крупное млекопитающее животное. (Синий кит)
v Назовите самый распространённый праздник во всём мире. (Новый Год)
v Назовите животное, обладающее самой маленькой скоростью передвижения. (Улитка)
v Назовите самого верного друга человека. (Собака)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Направлено на внимательность детей. Проводится в зале со всеми детьми.
Загадки-Обманки.
1. Простой вопрос для малышей,
Кого боится кот? (Собака)
2. В норке холодно и сыро -
Ветер кружит хлопья… (Снег)
3. Охранять крупу и рис
Пригласим домашних… (Кошек)
4. Не чуя ног от страха
Несется… (Заяц)
5. В меду, в малине знает толк
Этот зверь - конечно … (Медведь)
6. Стемнело, солнца свет потух,
Крадётся царь зверей… (Лев)
7. Знает даже иностранец:
Всех в лесу хитрее… (Лиса)
8. Мышь считает дырки в сыре:
Три плюс две - всего… (пять)
9. Помидор большой и спелый
Погляди, какой он … (красный)
10. В Новый год до объеденья
Ел конфеты и варенье.
Жил на крыше он, бедняжка,
Его звали… (Карлосон)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Экспликация танцевального номера «Жадина»
ОПИСАНИЕ ТАНЦА
Идея: о дружбе.
Тема: эстрадный танец.
Постановочные задачи:
1. воспитать чувство ответственности, коллективизма, щедрости и бескорыстия.
2. отработать строение и перестроение фигур в танце.
3. развить координационную растанцованность, ритмичность и музыкальность исполнения танца.
В номере участвует 10 исполнителей и 2 солиста.
Номер предназначен для младшей возрастной группы.
В номере используется песня «Барабрики» вокального ансамбля «Барабрики».
Драматургия танца
1. Экспозиция: Выход пар навстречу друг другу.
2. Завязка: Выход солистов. Девочка дразнит мальчика конфетой.
3. Развитие действия: Дети стараются примерить солистов, вовлекая их в общий танец.
4. Кульминация: Подразнив мальчика, девочка угощает его конфетой.
5. Развязка: Финальная картина.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Что бы узнать заинтересованность и мнение детей в будущей постановке каждому были даны на выбор несколько смайликов, в конце занятия они скидывали один из них в конвертик при выходе из зала.