Психолого-педагогическая диагностика на основе средств информационно-коммуникационных технологий

курсовая работа

2. Методы психолого-педагогической диагностики

Выбор методик изучения не должен быть случайным - его необходимо делать в соответствии с установленными критериями и показателями. Работая с диагностическими методиками, необходимо придерживаться следующих правил:

1. Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат

2. Диагностика должна быть достаточно информативной и создавать широкое поле исследовательской деятельности

3. Результаты диагностического исследования должны анализироваться компетентными людьми

4. Любые результаты исследования должны служить не во вред, а во благо

5. По результатам диагностического исследования должна проводиться систематическая коррекционная работа

6. Необходимость педагогической диагностики должна разъясняться учащимся и их родителям [4]

Классификации

по степени формализации

с учетом диагностического подхода

методы высокого уровня формализации (характеризуются определенной регламентацией, стандартизацией, надежностью, валидностью; позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивидов между собой):

тесты

опросники

проективные методики

психофизиологические методики

малоформализованные методы (являются трудоемкими, в большей степени основаны на профессиональном опыте самого психодиагноста; незаменимы при изучении чрезвычайно изменчивых по содержанию психических процессов и явлений):

наблюдение

беседа

контент-анализ

объективный метод (диагностика осуществляется на основе успешности и способа выполнения деятельности):

тесты

субъективный метод (диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания особенностей личности):

опросники

проективный метод (диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным материалом, становящимся объектом проекции):

проективные методики

Наблюдение - целенаправленное восприятие фактов, процессов или явлений, которое может быть непосредственным, осуществляемым с помощью органов чувств, или косвенным, основанным на информации, получаемой от различных приборов и средств наблюдения, а также других лиц, проводивших непосредственное наблюдение.

Наблюдение - преднамеренное, планомерное восприятие, целью которого является определение наличия или изменения каких-либо явлений или объектов.

Отличительные особенности:

непосредственность восприятия при изучении

Предмет наблюдения:

различные особенности вербального и невербального поведения, деятельности, вегетативных реакций

Формы регистрации данных наблюдения:

протокол (сплошной, структурированный)

дневник, "карточки развития"

кино-, фото-, аудио-, видеорегистрация

Виды описаний при наблюдении:

качественное количественное (шкалирование)

Систематизация:

Основание для систематизации

Вид наблюдения

по продолжительности

лонгитюдное

периодическое

единичное (однократное)

по цели

выборочное - сплошное

по степени стандартизации

структурированное - свободное

в зависимости от ситуации наблюдения

естественное (полевое) - лабораторное

в зависимости от позиции наблюдателя

открытое - скрытое

пассивное (внешнее) - активное (включенное)

Содержание наблюдения при изучении детей

Наблюдение при знакомстве с ребенком (первичное восприятие):

внешний вид, физическое развитие ребенка

особенности моторики

особенности речи

социальное поведение (контакт, адекватность и пр.)

Наблюдение за процессом решения ребенком учебных и других задач:

особенности внимания

работоспособность

реакция на одобрение

реакция на неудачу

особенности настроения

признаки невротической напряженности

Наблюдение за игрой:

характер эмоциональных реакций при виде игрушек

выбор игрушек и интерес к ним

адекватность использования игрушек

способность самостоятельно организовать игру

характер игровых действий

наличие сопроводительной речи в игре

В результате наблюдения получают L-данные (Life record data). Основные требования:

оцениваемые черты должны определяться в терминах наблюдаемого поведения;

эксперт должен иметь возможность наблюдать за поведением оцениваемого лица в течение достаточно длительного промежутка времени;

ранжирование испытуемых должно производиться экспертами только по одной черте (характеристике) каждый раз, а не по всем сразу [4].

Опрос может проводиться в устной форме (беседа, интервью) и в виде письменного или анкетного опроса.

Применение бесед и интервью требует от исследователя чётко поставленных целей, основных и вспомогательных вопросов, создания благоприятного морально-психологического климата и доверия, умения наблюдать за ходом беседы или интервью и направлять их в нужное русло, вести записи получаемой информации.

Отличительные особенности:

получение объективных и / или субъективных данных со слов испытуемого

отражение отношения человека к тем или иным высказываниям

Систематизация опросников

по содержанию

опросники - анкеты

биографические опросники

личностные опросники:

черт личности (опросник Р. Кеттела "16 личностных факторов" - 16-PF и др.)

типологические (Миннесотский многоаспектный личностный опросник - -MMPI, опросники Г. Айзенка и др.)

мотивов, интересов, установок ("Список личностных предпочтений" А. Эдварса и др.)

состояний и настроений (САН и др.)

акцентуаций (опросник Г. Шмишека, "Патохарактерологический диагностический опросник" А. Личко - ПДО) и др.

по форме

групповые

индивидуальные

письменные

устные

бланковые

компьютерные

Классификация вопросов

по функциям

по форме

основные (сбор информации о содержании исследуемого явления)

контрольные (проверка искренности ответов) - шкалы лжи / искренности

открытые (ответ дается в свободной форме)

закрытые (на вопрос дается набор вариантов ответа)

прямые (аппелирующие непосредственно к опыту субъекта)

косвенные (аппелирующие к мнениям, суждениям, в которых косвенно проявляется его опыт и переживания)

Шкала лжи - вопросы, направленные на оценку тенденции испытуемого к социально положительным ответам (желание показать себя в максимально выгодном свете).

На основании опросников получают Q-данные (Questionnaire data). К этому источнику относятся MMPI (Миннесотский многопрофильный личностный перечень), 16-факторный личностный опросник Кэттела и др. Возможны следующие искажения результатов исследования:

познавательные (вызваны низким интеллектуальным и культурным уровнем испытуемых, отсутствием навыков интроспекции и использованием неверных эталонов);

мотивационные (вызваны нежеланием отвечать и уклонением ответов в сторону "социальной желательности").

Эксперимент - научно поставленный опыт, связанный с наблюдением исследуемых явлений в создаваемых и контролируемых исследователем условиях.

Лабораторный эксперимент характеризуется тем, что исследователь сам вызывает изучаемое явление, повторяя его столько раз, сколько это необходимо, произвольно создает и меняет условия, при которых это явление протекает. Меняя отдельные условия, исследователь имеет возможность выявить каждое из них.

Естественный эксперимент (разработан русским психологом А.Ф. Лазурским) проводится в обычных, привычных для испытуемых условиях, без специальной аппаратуры.

Психолого-педагогический эксперимент (ППЭ) создан на основе естественного эксперимента. В ходе ППЭ исследователь активно воздействует на протекание изучаемых явлений, изменяет обычные условия, целенаправленно вводит новые, выявляет определенные тенденции, оценивает качественные и количественные результаты, устанавливает и подтверждает достоверность выявленных закономерностей.

Виды ППЭ:

- Констатирующий эксперимент проводят в начале исследования. Он ставит своей задачей выяснение состояния на практике изучаемого явления, построение его схематической модели.

- проверочный;

- Формирующий эксперимент организуется на основе предварительного изучения состояния проблемы и анализа результатов констатирующего эксперимента. В процессе формирующего эксперимента исследователь производит корректировку выдвинутой гипотезы и организует её проверку. Для повышения объективности анализа полученных данных вводятся контрольная и экспериментальная группы.

- контрольный.

Тестирование - метод, в котором используются "стандартизированные" вопросы, утверждения, картинки, схемы, кинофрагменты, задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Тестирование позволяет с известной вероятностью оценить уровень развития у испытуемых требуемых им для той или иной деятельности личностных качеств. Тест - стандартизованный метод исследования, предназначенный для точных количественных и определенных качественных оценок индивидуально-психологические особенностей и поведения человека путем сравнения этих оценок с некоторыми, заранее заданными стандартами - нормами теста [8]. От других способов обследования тестирование отличается: точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации. [1]

Тест (англ. test - проба, испытание, проверка)

Отличительные особенности: каждое задание имеет правильное решение

Составные части:

набор заданий (стимульный материал)

инструкция по проведению

регистрационный бланк

ключи для проверки правильности ответов

тестовые нормы (возрастные и др.) для оценки выполнения теста.

Основание для классификации

Виды тестов

по форме тестирования

по количеству испытуемых: индивидуальные и групповые

по форме ответа: устные и письменные

по материалу оперирования: бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные

по наличию ограничений времени: скорости и результативности

по характеру стимульного материала: вербальные и невербальные

по содержанию (направленности) тестирования

интеллекта

общих и специальных способностей

достижений

личности

по особенностям интерпретации (оценки) результатов тестирования

ориентированные на статистическую норму

ориентированные на социально-психологический норматив

критериально-ориентированные

T-данные (Objective test data) - данные объективных тестов.

Структура теста:

1. Инструкция - совокупность понятных и кратких указаний на то, что именно должен сделать испытуемый и каким образом ему следует зафиксировать результат своих действий.

2. Текст задания (вопроса) - должен содержать одну законченную мысль или однозначно понимаемое утверждение; в нем не должно быть лишних слов, непреднамеренных подсказок; желательно избегать в вопросе выражений отрицания.

3. Варианты ответов (кроме тех случаев, когда ответ надо сформулировать самостоятельно).

4. Правильный ответ. Эталонный ответ формулируется предельно однозначно для того, чтобы исключить возможности проявлений субъективизма лица, оценивающего результаты тестирования. При этом указываются все синонимичные варианты правильного ответа.

Требования, предъявляемые к заданиям, содержащим варианты ответов:

неправильные ответы должны быть внешне похожи на правильные;

все варианты необходимо грамматически согласовать с вопросом;

выбор ответа не должен зависеть от содержания предшествовавших вопросов и ответов;

местоположение правильного ответа определяется в случайном порядке;

неверные ответы не должны содержать очевидных несообразностей и явных неточностей;

лучше использовать длинный вопрос и короткие ответы, чем наоборот;

Делись добром ;)