Профилактика потребления ПАВ в младшем школьном возрасте посредством внеурочной деятельности

дипломная работа

1.1 Сущность понятия "психоактивные вещества" и их влияние на организм человека. Причины употребления ПАВ

Исследователи отмечают, что повышение интереса к ПАВ напрямую связано с изменениями, происходящими в обществе (В.В. Гульдан, С.А. Караганова, Г.Ф. Карпова, Д.В. Латышев, Г.Г. Силласте, В.М. Сорокин, Б.Е. Спрангер, Е.А. Чернов и др.). Чем глобальнее изменения в обычном ритме жизни, устоях. традициях, тем больше вероятность того, что часть общества, не найдя в себе силы адаптироваться к социуму, предпочитает уход в наркогенную среду. Как правило, уровень наркотизации все больше захватывает детско-подростковую популяцию со сдвигом показателей употребления ПАВ в младшие возрастные группы. Происходит неуклонное "омоложение" наркомании [20].

Реальная наркотическая ситуация, сложившаяся в стране, и созревшая потребность общества в её кардинальном изменении диктуют необходимость комплексного, концептуального осмысленного подхода к решению проблемы профилактической помощи, предупреждающей употребление наркотиков и развитие наркомании. Активные профилактические мероприятия должны опираться на методологию формирования у детей и молодежи представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, препятствующих вовлечению в наркогенную ситуацию. По мнению большинства специалистов в области наркологии, снижение спроса на наркотики и другие психоактивные вещества может быть достигнуто в результате проведения профилактических занятий, которые необходимо проводить в начальных классах школ, а затем в средних и высших учебных заведениях [12]. Все чаще и чаще в литературе встречается термин "аддиктивное поведение" (в переводе с англ."addiktive" - пагубная привычка, пристрастие к чему - либо), как один из видов отклоняющего поведения.

Аддиктивным поведением принято называть бегство от действительности по средствам приёма различных психотропных средств - алкоголя, наркотиков, токсинов, курение табака.

Психоактивные вещества - любое химическое соединение (или смесь) естественного или искусственного происхождения, которое влияет на функционирование центральной нервной системы, приводя к изменению психического состояния. Эти изменения могут носить как положительный (лечебный) характер, так и отрицательный, например деградация психики при злоупотреблении наркотиками. Психоактивные вещества, влияющие на высшие психические функции, и часто используемые в медицине для лечения психических заболеваний, называются психотропными. ПАВ - это наркотические вещества, алкоголь, никотин, некоторые токсические средства (средства бытовой химии, лекарственные средства) [19].

Наркомания (от греческого nark - оцепенение,mania - безумие, страсть) заболевание, выражающееся в физической и /или психической зависимости потребителя от наркотиков, постепенно приводящей к разрушению его организма. Согласно классификации Всемирной Организации Здравоохранения, наркомания является психическим заболеванием и характеризуется наличием у больного признаков аутодеструктивного поведения.

Наркозависимостью называют доминирующую на всеми потребность в приеме наркотического вещества [15]. Канадский психолог Д. Корнье считает, что подобная зависимость имеет следующие черты: во - первых, она ограничивает возможности личности в самореализации; во - вторых, такая зависимость губительно влияет на отношения между людьми; в - третьих, ставит личность в конфликтные отношения с обществом. В процессе развития зависимость от наркотиков проходит ряд стадий - социальную, психическую, физическую.

На стадии социальной зависимости человек вращается в среде наркозависимых, принимая их стиль поведения, образ жизни, моральные установки в отношении наркотиков, но сам при этом их не употребляет. Часто наблюдается "внутренняя готовность" к началу употребления ПАВ.

Стадия психической зависимости характеризуется началом приема наркотиков от эпизодического до регулярного их употребления.

Физическая зависимость появляется вследствие включения наркотика в различные цепи обменных процессов в организме. Резкое прекращение употребления наркотика вызывает у человека различные по степени выраженности физические страдания, которые называются абстинентным синдромом [3].

Перечень веществ, способных одурманить человека, не ограничивается лишь наркотическими средствами, он более широк и включает кроме наркотиков, алкоголь и никотин.

До XXI века Азия, Африка и Европа не имели ни малейшего представления о табаке. Впервые с этим растением познакомились члены команды Колумба, когда высадились на одном из островов Америки. Европейцы увидели, что жители острова из сухих листьев каких-то растений свертывали трубки, один конец которых брали в рот, а другой поджигали и втягивали через рот образующийся дым, выпуская его изо рта и носа. Этот сверток сухих листьев растения они называли " табако". После нескольких затяжек краснокожие теряли сознание и падали, как мертвые, да ещё и дым от этого растения имел отвратительный запах, индейцы пьянели и становились психически ненормальными - этому есть простое объяснение.

По мнению большинства специалистов, курение - это сухая перегонка табачных листьев, при которой выделяется множество вредных веществ. К их числу принадлежит не только никотин, но и синильная кислота, углекислота, сероводород и др.

Объяснить поведение индейцев можно, так как табачный дым содержит не менее 1000 элементов и многие из них вредны. Наиболее опасными для здоровья являются никотин, угарный газ, смола, аммиак и др. Большинство этих веществ обладает явно выраженными раздражающими свойствами [13].

Несмотря на такие качества, уже через столетие это дьявольское растение распространилось по всему земному шару. По религиозным мотивам в Италии табак был объявлен «забавой дьявола». Римские папы предлагали отлучать от церкви курящих табак. В той же стране 5 монахов, уличенных в курении, были заживо замурованы в монастырской стене. В Англии по указу Екатерины II (1585 год) курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с верёвкой на шее. В России во время царствования Михаила Фёдоровича попавшийся на курении первый раз наказывался 66 ударами палок по стопам, во второй раз - отрезанием носов и ушей. В Турции курение табака запрещалось Кораном. Всех, кто нарушал запрет, избивали, высвёрливали в их носах отверстия, в которые вставляли трубки. Во время турецко-персидской войны (1638 год) солдат, куривших табак, вешали, им отрубали головы. В Персии шах Аббас приказал отрезать курильщикам ноздри и губы, а купца, который привёз табак в лагерь, приказал сжечь вместе с его товаром.

Эти исторические сведения свидетельствуют нам о том, что великие люди разных времен догадывались о вредном влиянии табака на организм человека и пытались такими жестокими расправами над курильщиками предупредить распространение табака и табакокурения. Но сделать это не так-то просто, ведь курение - это система действий, выражающая болезненное пристрастие человека к наркотическому веществу - никотину, содержащемуся в табаке [22].

Как правило, первая встреча с табаком проходит для человека довольно болезненно. Обычно проявляются признаки легкой степени отравления никотином. При более выраженном отравлении наблюдается беспокойство, дрожание конечностей, резкая бледность, холодный пот, шум в ушах, оглушенность, общая заторможенность, падение артериального давления. В таком состоянии может наступить и смерть от паралича дыхания. В случае благоприятного исхода обычно наступает сон. После отравления в течение нескольких дней сохраняется общая разбитость, головная боль и отвращение к табаку. Правда, тяжелое отравление никотином наблюдается обычно в том случае, если курящие вступают в соревнование - кто больше выкурит сигарет. А страсть к соревнованию присуща детям, поэтому именно им больше всего грозит опасность отравления никотином.

Но обычно же, тем более при первоначальной встрече с табаком, дело ограничивается признаками умеренного отравления, тоже достаточно неприятными, а, то и ещё менее выраженными неблагоприятными явлениями тошнотой, головокружением, головной болью, учащенным сердцебиением.

При повторном обращении к сигарете токсическое действие никотина постепенно ослабевает, и на первый план выходит приятно возбуждающее (эйфоризирующее) действие табака. Именно на этой, второй фаза развития пристрастия к курению табачный дым становится тоже приятным - как признак связанного с ним эффекта эйфории. Образ жизни, поведение человека, строй его мыслей подчиняются настоятельной потребности вновь и вновь получать дозу наркотического вещества.

На третьей фазе употребления табака человек постепенно начинает осознавать, что это занятие приносит ему не только удовольствие, но и вред и больше неудобства. Например, ему необходимо выполнить срочную работу, а сосредоточиться на ней без курения человек не может. Само же курение от этой работы отвлекает, не говоря уже о том, что под влиянием курения происходит, правда умеренно. В пределах 5-7%, снижение легкости

заучивания, точности вычислительных операций, объема памяти. Именно невозможность длительное время выдерживать состояние значительного сосредоточения заставляет человека вновь и вновь закуривать.

Но никотин наносит вред не только нервной системе. Хорошо известно, что на внутренней стороне трубки при курении накапливается коричневый налет. Это табачный деготь. Он образуется и при курении сигарет. При сгорании 1 кг табака, образуется от 40 до 70 гр. табачного дегтя. Человек, который выкуривает ежедневно пачку сигарет, за год пропускает через легкие около 800 гр. табачного дегтя. Ученые установили, что в состав табачного дегтя входят различные вещества и смолы, способные вызывать злокачественные опухоли.

Медики установили, что каждая сигарета стоит курильщику 15 минут жизни. Известно, что среди тех, кто курит, смертность от всех причин вдвое выше, чем у некурящих. Курящие, по сравнению с некурящими, чаще страдают от кашля, простудных заболеваний органов дыхания и аллергических реакций. Процесс выздоровления после многих заболеваний органов дыхания длится дольше и чаще дает осложнения.

Ученые считают, что курение способствует разрушению в организме витамина С, необходимого для деятельности нервной системы. Подсчитано, что одна выкуренная сигарета нейтрализует половину количества витамина С, которое человек должен получить за сутки. Под действием никотина нарушается усвоение других витаминов и в организме курильщика возникает дефицит не только витамина С, но и А, В, что также неблагоприятно отражается на состоянии нервной системы [6].

Курение в начальной его фазе далеко неприятно, начинающий курильщик должен преодолеть неприятные ощущения и заставить себя продолжать. Что же побуждает его к этому?

Некоторые психологи считают, что, прежде всего, это подражание. Можно выделить несколько его видов. Во - первых, это умышленное подражание членам какой - либо компании, в которой ребенок хочет быть принятым; усвоение свойственных данной компании манер; характер поведения облегчает этот процесс, тем более, что эти компании склонны к жестокому конформизму. Нередко такое стремление оказывается сильнее, чем даже изначально существовавшее отрицательное отношение к курению, и курение такой человек осознает как необходимость (разумеется, ложно - принятую). Во - вторых, это подражание нравящемуся человеку. Здесь может проявляться свойственный незрелому уму максимализм - если подражать, то уж во всем, даже и в том, что следовало бы признать недостатком избранного объекта подражания, а также и неспособность разбираться в качествах другого человека - отделить хорошее от плохого, главное от второстепенного, случайное от сущностного. В - третьих, подражание может быть неосознанным. Так, если курят родители, курение настолько входит в обиход данной семьи, что ни для взрослых, ни для детей уже не существует вопроса - курить или не курить, вопрос, лишь в том, когда начать [29]?

Следующая группа мотивов связана со стремлением к взрослости. Школьник стремится продемонстрировать перед окружающими свою взрослость, независимость, что особенно актуально, если родители постоянно подчеркивают перед ним свои особые права и его несамостоятельное положение, если ругают за то, что они себе позволяют. Ясно, что в таких случаях, приобщение к некоторым привычкам, манерам взрослых, в том числе к курению, как к одной из наиболее характерных, становится для подрастающего поколения символом его увеличивающейся самостоятельности, независимости, зрелости [38].

Итак, мы рассмотрели одну из пагубных привычек человечества, оказывающую негативное влияние на здоровье человека. Но, к сожалению, никотин - лишь одно из вредных веществ, способных одурманить человека. Рассмотрим другое вещество из этого списка - алкоголь.

Великий Гете изрек такую мысль: " Человечество могло бы достигнуть невероятных успехов, если бы оно было трезвым" - это изречение очень точно отражает влияние алкоголя на жизнь общества.

Спиртные напитки известны человечеству с незапамятных времен. Некоторые ученые предполагают, что люди начали выпивать примерно за восемь тысяч лет до нашей эры (в каменном веке), когда появилась керамическая посуда, в которой можно изготавливать алкогольные напитки.

Внедрению алкоголя в быт многих народов способствовали его наркотические свойства алкоголь - это наркотик, он вызывает эйфорию(состояние приподнятого настроения, не соответствующее объективным условиям), у человека создается иллюзорное ощущение приятности, возбуждения. Таким образом, алкоголь может использоваться как средство, временно помогающее снять нервное напряжение, усталость, устрашающее чувство моральной неудовлетворенности. Но это только так кажется. Кончилось действие алкоголя, а напряжение осталось. Более того, оно увеличилось. Проходит возбужденное состояние, начинает болеть голова, наступает угнетение, общая разбитость, состояние апатии.

Принято считать, что алкоголь употребляют для веселья, при встречах, на праздниках. Но никакого веселья не происходит, если учесть, что веселье - это отдых нервной системы, её подготовка к новой работе. Веселье под действием алкоголя - это веселье под наркозом. Наркоз проходит - остается опустошенность. А бытующее мнение о том, что употребление алкоголя при встрече продиктовано традицией, не имеет никаких оснований. Таких традиций не было у нашего народа. Алкоголизм и пьянство - большое зло рода человеческого [10].

Термин "алкоголизм" (от арабского " аль кеголь" - одурманивающий) был введен в научный обиход в середине XIX века шведским врачом М. Гусом для обозначения совокупности болезненных изменений, происходящих в организме под влиянием употребления спиртных напитков.

Часто в медицинской экономической, юридической и другой литературе термины "алкоголь" и "пьянство" отождествляют. С медицинской точки зрения алкоголизм является заболеванием, вызванным систематическим влечением к ним, приводящим к психическим расстройствам и нарушающим социальные отношения индивидуума.

Одной из наиболее серьезных проблем за последние несколько лет стало чрезмерное потребление алкоголя подростками. Поскольку алкоголь легко доступен, им увлекается все возрастающее число молодых людей. Молодежный алкоголизм стал серьезной проблемой ещё и потому, что смертность этой группы неуклонно растет.

Многие взрослые не понимают особенно губительного действия алкоголя на нервную систему, на психику молодых людей - детей, подростков, юношества.

Рассмотрим, каково влияние алкоголя на детский организм. Плохой прогноз ранней алкоголизации для жизни определяется тем, что утраченные за время интоксикации возможности развития впоследствии не компенсируются -- пропускаются этапы усвоения, развития важных качеств и способностей. Дети не достигают того уровня развития, который был потенциально возможен.

В случае алкоголизации все зависит от того, на каком этапе развития произошло действие вредности. Остановка развития, его искажение каждый раз оказываются различными.

При исключительно редкой алкоголизации 4-5 летних детей, спустя 1-2 года наблюдается картина умственной недоразвитости: неразвита речь, неловкость движений, неспособность самообслуживания, отсутствие гигиенических навыков. Привнесение токсического фактора в возрасте 6-7 лет, на этапе игровой деятельности, приводит к тому, что спустя несколько лет, ребенок продолжает находиться на том уровне развития, не достигая следующего. Он представляется, казалось бы, активным, но эта деятельность непродуктивная, она не имеет цели, несет сиюминутный смысл. И в дальнейшем, молодой человек, предоставленный сам себе, не обнаруживает способность к целеполаганию, его деятельность хаотична и, по существу, остается игровой, для которой важен процесс, а не результат. Активность претворяется в поиски развлечений, поскольку жива потребность в смене впечатлений, дела не завершаются. Как всякая игра, эта активность не связана с конкретной реальностью, зачастую противоречит требованиям социального статуса, уровням микросреды [16].

Задержка созревания личности может выглядеть внешне и как вполне благополучное состояние. Так, свободное, постоянное, повторяющееся выполнение какой - либо ручной функции создает впечатление виртуозности, это умение - из тех, которые сохраняются и поддерживаются всю жизнь, без желания шага в мастерстве.

Застывание на этапе собирательства выглядит как хозяйственная деятельность ребенка, который постоянно приносит в дом "нужные" вещи, разыскивая их на свалке или воруя. Подросток может иметь репутацию одержимого коллекционера, что производит хорошее впечатление как выражение устойчивых интересов и последовательной целевой деятельности. Но и здесь обращают внимание на стереотипии, отсутствие развития увлечения, что позволяет оценить эти случаи как результат остановки развития, как задержку перехода от собирательной деятельности на более высокий уровень функциональной интеграции. Будучи взрослым, такой человек не обнаруживает потребности в новых представлениях, занятиях; в течение жизни сохраняется «оригинальное» коллекционирование (о котором нередко сообщается в прессе) -- по существу, нелепое, не связанное ни с познавательными, ни с эстетическими, ни с меркантильными целями [17].

С возраста 8--10 лет ребенок приобретает способность ставить перед собой задачи, не связанные с наличествующей ситуацией. Постепенно эти задачи отдаляются от сенсорного опыта (опыта ощущений), приобретают идейный смысл -- возникают цели идеального, социального, внечувственного смысла, значимости. Токсическое воздействие на протяжении этого периода, очень важного для формирования человека как социального существа, дает в результате личность, социально нестабильную. Такой человек не может выбрать специальность, его позиция в жизни случайна, он ею не удовлетворен, меняет места работы, не зная, чего бы он хотел.

В возрасте 7--11 лет нарушения развития проявляются быстротой эмоциональных срывов, неустойчивостью, легкостью возникновения грубых аффектов, неспособностью к эмоциональному резонансу -- сердечности, сочувствию. В сочетании с пропущенным периодом усвоения новых знаний, развития новых навыков, отношений с окружающими это создает достаточно значимую социальную проблему, что наблюдается даже в семейных отношениях, которые, особенно в семье кровной, строятся инстинктивно.

Подросток становится не способным к следующему этапу развития -- индивидуальной интеллектуальной деятельности. Он остается на примитивном уровне группового взаимодействия. Это может казаться ситуацией момента: группа асоциальных подростков, неблагополучная микросреда, которую следует разрушить, изменить, в том числе методом индивидуальной психотерапии [39]. В дальнейшем, однако, обнаруживается, что групповое существование -- теперь единственная возможность для индивида, прошедшего период алкоголизации. Любое групповое существование ориентировано на более низкий, нежели общественный, идеал, отражая более низкий индивидуальный уровень развития сочленов. Индивидуальные взаимоотношения -- постоянство и полнота в дружбе, любви -- обычно не складываются. Предпочтение отдается необязательным связям, брачные отношения непрочны, что сказывается на количестве и качестве следующего поколения [26].

Искажение развития в подростковом и юношеском возрасте, когда формируются индивидуальное самосознание и способность соотносить себя с индивидуальным миром другого человека, формируются ролевые возможности, оставляет на последующую жизнь прямолинейность, категоричность, застывший стереотип поведения -- нарушенную межперсональную адаптацию.

Токсическая нагрузка в этом возрасте в дальнейшем дает духовно обедненную личность, неспособную к высоким запросам. Искажается процесс формирования идеалов, интеллектуального развития, что в последующем проявляется непродуктивностью мышления, невозможностью решения интеллектуальных задач даже при усвоенных профессиональных знаниях, пустым рассуждательством.

Таким образом, под понятием " Психоактивные вещества" понимается любое химическое соединение (или смесь) естественного или искусственного происхождения, которое влияет на функционирование центральной нервной системы, приводя к изменению психического состояния. Обобщим причины, которые побуждают людей употреблять психоактивные вещества:

1. подражание нескольких видов: умышленное подражание, подражание нравящемуся человеку, неосознанное подражание;

2. стремление к взрослости;

3. из любопытства;

4. стремление не отстать от моды;

5. как защита от личных неприятных переживаний;

6. желание попробовать все в этой жизни;

7. желание преодолеть серость существования;

8. неурядицы в жизни, учёбе, во взаимоотношениях с другими людьми;

9. привычка;

10. внутренняя убежденность.

Это далеко не весь список, но его анализ показывает необходимость изучения, а главное, формирование ценностно-мотивационных, культурных установок молодежи.

Делись добром ;)