Профессиональные ценности современного учителя начальных классов

курсовая работа

1.2 Ценностные ориентации современного учителя

В отечественной литературе имеется значительное количество научных работ, посвященных формированию и функционированию ценностных ориентаций личности, социальных групп и общества в целом. Поскольку специфика ценностей лежит в междисциплинарном поле, то и исследования имеются как в области психологии, так и в социологии.

Так в зарубежной психологии ценности и ценностные ориентации исследовались Шпранглером Э., Холландом Дж., Рокичем М. и др. [12, 144]. В отечественной психологии общие вопросы ценностных ориентаций отражены в трудах Здравомыслова А.Г., Леонтьева Д.А.

В работах отечественных социологов проблема исследования ценностных ориентаций личности представлена достаточно глубоко. Процессы формирования и функционирования ценностных ориентаций на уровне личности и социальной группы рассмотрены в работах Бестужева - Лады И.Б, Ядова В.Я., Лапина Н.И..

Исследованиями социального самочувствия социально-профессиональной группы учителей в современных условиях жизни, в которых затрагивались их ценностные ориентации, занимались Семенова Л.А., Орлов А.А., Орлова Л.А., Собкин В.С., Рубина Л.Я., Никитина О.Н. и др.

Отдельные исследования по изучению ценностных ориентаций учителей отражены в работах Железняковой С.И., Семенова Л.А. [4].

Современные социологические исследования по изучению ценностных ориентаций разнообразны, как по методике, так и по набору ценностей. Чаще всего исследователями используется анкетный опрос.

В мировой социологической и социально-психологической литературе ценностным представлениям посвящено немало работ, однако какие-либо общие традиции их понимания и общепринятые определения так и не были выработаны.

Понятие "ценностные ориентации" было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей, однако четкое концептуальное разграничение между этими понятиями до сих пор отсутствует. Хотя ценностные ориентации рассматривали как индивидуальные формы репрезентации надындивидуальных ценностей, понятия ценностей и ценностных ориентаций различались либо по параметру "общее - индивидуальное", либо по параметру "реально действующее - рефлексивно сознаваемое (декларируемые)" в зависимости от того, признавалось ли наличие индивидуально-психологических форм существования ценностей, отличных от их присутствия в сознании [9, 28].

Человеческие ценности характеризуются следующими основными признаками: 1) общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико; 2) все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в разной степени; 3) ценности организованы в системы; 4) истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности; 5) влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения [9, 27].

Леонтьевым Д.А. было сформулировано представление о трех формах существования ценностей, переходящих одна в другую и определяющих их формирование: "1) общественных идеалах - выработанных общественным сознанием и присутствующих в нем обобщенных представлениях о совершенстве в различных сферах общественной жизни, 2) предметном воплощении этих идеалов в деяниях или произведениях конкретных людей и 3) мотивационных структурах личности ("моделях должного"), побуждающих ее к предметному воплощению в своей деятельности общественных ценностных идеалов. Эти три формы существования переходят одна в другую. Упрощенно эти переходы можно представить себе следующим образом: общественные идеалы усваиваются личностью и в качестве "моделей должного" начинают побуждать ее к активности, в процессе которой происходит их предметное воплощение; предметно же воплощенные ценности, в свою очередь, становятся основой для формулирования общественных идеалов и т.д., и т.п. по бесконечной спирали" [9, 29].

Психологическая модель строения и функционирования мотивации человека и ее развития в процессе социогенеза, конкретизирует понимание личностных ценностей как источников индивидуальной мотивации, функционально эквивалентных потребностям. Личностные ценности формируются в процессе социогенеза, достаточно сложно взаимодействуя с потребностями и установками.

Так, согласно "диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности" Ядова В.А., ценностные ориентации личности являются высшей диспозицией, регулирующей "поведение и деятельность личности в наиболее значимых ситуациях ее социальной активности, в которых выражается отношение личности к целям жизнедеятельности, к средствам удовлетворения этих целей, т.е. к обстоятельствам жизни личности, детерминированным общими социальными условиями, типом общества, системой его экономических, политических, идеологических принципов" [15, 298].

Таким образом, "система ценностей образует внутренний стержень культуры, духовную квинтэссенцию потребностей и интересов тех или иных социальных общностей, которая, в свою очередь, оказывает обратное влияние на социальные интересы и потребности, выступает одним из важнейших стимулов социального действия, поведения индивидов" [13, 23]. Ценностная ориентация является результатом взаимодействия психического и социального, фактом интериоризации ценностей и ценностных систем, функционирующих в обществе. "Таким образом, каждая ценность имеет двуединое основание: в индивиде как самоценном субъекте и в обществе как социокультурный системе" [13, 23].

Для лучшего понимания социально-педагогической роли ценностных ориентаций учителей, их месте в образовании ребенка, нам следует рассмотреть понятия "школа" и "воспитание" в более широком социальном понятии.

Школа - это сложный целостный социальный институт, который не сводим к простому объединению входящих в него частей. Несмотря на то, что господствующей точкой зрения остается взгляд на школу как на набор уроков, где и происходят основные события, многие исследования по социологии и социальной психологии образования обнаруживают неявную (скрытую) реальность школы [15, 58]. Под скрытой реальностью, согласно Фрумину И.Д., понимается "множество факторов школьной жизни, которые могут оказывать как прямое образовательное воздействие, так и косвенное, являясь условием для того или иного протекания процесса обучения и явных процессов организации деятельности учителей и учеников в школе" [18, 32]. На наш взгляд, одним из таких скрытых факторов являются и ценности педагогов школы.

Взаимодействие учителя и ученика происходит не только на уроке, оно не всегда обусловлено формальными правилами, принятыми в школе. Ученик видит учителя и в неформальной обстановке, с другими учителями, да и на самом уроке учитель часто выступает не только как тот, кто учит, но и просто как человек. Поэтому их ценностные ориентации можно отнести и к неформальной социальной структуре школы, которая существует в любой организации. Фрумин И.Д. так определяет ее - это "совокупность норм, ценностей, отношений, которые не предписаны официальными целями организации" [18, 86].

Учителя не только обучают предмету, передают знания и умения детям, но и "формируют (выращивают, культивируют) определенные личностные качества школьника, организуют присвоение им ценностей, установок, отношений" [18, 22] через процесс воспитания, пронизывающий всю педагогическую деятельность. Воспитание не может быть строго определено в какие-то методики, занятия. Оно проходит зачастую незаметно, параллельно обучению. Любая позиция учителя относительно, какого либо вопроса, его мнение, его оценка является воспитательным фактором, который влияет на формирование системы ценностей, позиций ребенка. И как указывает ряд авторов, по сути, учитель воспитывает собой, своей личностью. Поэтому очень важно знать, что же составляет суть личности педагога.

А так же, как отмечают зарубежные авторы, "учителю приходится постоянно выбирать между целями и средствами при исполнении своих профессиональных обязанностей. На выбор методов обучения и фактического материала влияют ценности и убеждения самого учителя". [20, 48]. При этом существуют и косвенные влияния ценностей учителей на образовательный процесс. Так Дилл Д. отмечает, что ценности педагогов, "тесно связаны с атмосферой в школе, которая в значительной степени может повлиять на способности школьников к учебе" [20, 49].

Существующий ряд противоречий, обуславливает усиление интереса исследователей к проблеме изучения ценностных ориентаций учителей в современных условиях функционирования и развития образования.

На образование сегодня ложится задача сформировать человека, с новыми ценностями, который легко сможет адаптироваться в постоянно изменяющихся условиях. В правотворческой области это нашло отражение в Концепции модернизации образования. В ней указывается, что ведущими ценностями новой культуры, к которой идет модернизация всего общества, должны стать "гражданская ответственность и правовое самосознание, духовность и культура, инициативность, самостоятельность, толерантность, способность к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда" [20, 50]. В формировании которых "образование играет важнейшую роль". Но при этом не указывается, что чтобы обеспечить это, т.е. передать ребенку эти ценности, необходимо, чтобы и учителя обладали ими не в декларативной форме, а реально руководствовались этими ценностями в жизни. Поскольку ценностям нельзя научить, ребенок их усваивает сам из имеющегося социального и культурного пространства.

Сегодня это воплощается в демократизации, гуманизации, вариативности, открытости современного образования, введения инновационных технологий и новых видов деятельности. Этот факт отражается не только на правотворческом уровне, где указываются система его модернизации и его новые задачи [20, 56], но и в реальных изменениях педагогической деятельности (содержание и формы образования) учителей в общеобразовательных учреждениях. Что требует от педагогов новых качеств и умений, стремление и желание приобретения которых зависит от их ценностных ориентаций. Ныне учителя должны обладать личной инициативой, творческим подходом к технологиям обучения и ответственностью.

Таким образом, вызовы современности, требующие от образования новых подходов, нового содержания, не могут реализовываться в школах работающих в традиционном подходе, где у учителей ценности не изменились в сторону современности. Некоторые авторы так описывают эту проблему: "С одной стороны, общественные преобразования, связанные с расширением пространства инициативности личности, ведут к естественному изменению функций образовательных учреждений. С другой стороны, традиционно существующее закрытое образовательное пространство школы не позволяет эффективно решать эту задачу" [20, 57]. В ситуации социокультурного кризиса, ценностного вакуума изменение ценностных ориентаций учителей возможно лишь в условиях действительно новой деятельности школы, искренней заинтересованности учителей в вводимых инновациях, ориентация их на ценности современного, постиндустриального общества.

Делись добром ;)