Проведение занятий в детском саду и в школе
3. Конспект занятия в среднем звене
Развивающее адаптационное занятие
Цель: профилактика проблем адаптации в среднем звене.
Задачи:
1. формирование представлений о новом социальном статусе пятиклассника;
2. формирование представлений о предварительном прогнозировании своего будущего;
3. снятие тревожности по поводу перехода из начального звена в среднее.
Материалы к занятию:
1. Путевые листы на каждого учащегося.
2. Заготовки букв из цветной бумаги.
3. Выставка учебников для 5-х классов по разным программам.
4. Конверты с заранее приготовленными вопросами.
5. Заготовки отличий обучения в среднем звене.
6. Магнитофон с записью спокойной музыки.
7. Фотоаппарат.
Вводная часть. Приглашение в дорогу.
Приветствие. Сегодняшнюю нашу встречу я хочу начать с песенного текста К. Ибряева “Школьный корабль” (если есть запись песни, то можно прослушать и не декламировать текст наизусть).
Чем лучше вы подготовитесь к путешествию, тем удачнее будет дорога. Для этого надо решить, что мы возьмем с собой в дорогу, что должно быть у учеников 5 класса, чтобы им жилось интересно и весело.
Подготовке к путешествию будет посвящено несколько занятий.
Каждому ученику выдается путевой лист.
На этом листе мы будем записывать все то, что нам понадобится в пути. Я попрошу оформлять путевой лист аккуратно и сохранить его до начала обучения в 5 классе.
Оформление путевого листа.
Самостоятельно запишите фамилию, имя, класс.
Фамилия.
Имя.
Класс.
Маршрут (пока ничего не записываем).
А сейчас я попрошу вас выполнить следующее задание:
психолог читает загадки, а дети записывают ответы в путевые листы, причем записывать надо только начальные буквы ответов. У вас должно получиться 5 букв. Буквы записываем в строчку под словом МАРШРУТ. Если сомневаетесь в правильности, то запишите буквы карандашом.
Всем она давно знакома -
Ждёт послушно возле дома.
Только выйдешь из ворот -
Куда хочешь поведёт. (Дорога) (пример)
Лист бумаги по утрам
На квартиру носят нам.
На одном таком листе
Много разных новостей.
(Газета) (пример)
На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (Глобус) Г
На странице букваря -
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
(Алфавит) А
Чёрные птички
На каждой страничке
Молчат, ожидают,
Кто их отгадает. (Буквы) Б
Всему живому она дана одна.
(Жизнь) Ж
Дом по улице идёт,
На учёбу всех везёт.
Не на тонких курьих ножках,
А в резиновых сапожках. (Автобус) А
После проверки на доске психолог прикрепляет буквы Г А Б Ж А.
Соберите из этих букв слово и запишите его в путевой лист.
У вас получилось слово БАГАЖ. Вы знакомы с этим словом, что оно обозначает?
Ответы: вещи, которые собирают в дорогу.
А в каких детских стихах используется понятие БАГАЖ? (вспомнили стихотворение С.Я. Маршака “Багаж”).
Сейчас я напомню вам еще одно стихотворение, где используется слово багаж. А вы посчитайте перечисленные предметы в стихотворении и определите значение слова багаж.
Психолог читает стихотворение Э. Успенского “ Рыболов”.
Скажите, какое значение у слова багаж для нас наиболее важно?
Ответы: запас знаний, умений, навыков.
Основная часть. Подготовка к дороге.
Прежде, чем мы начнем собирать свой багаж для 5 класса, нужно хоть немного иметь представление о том месте, куда мы собираемся отправиться.
Что собой представляет государство ШКОЛА?
Ответы: это три страны: Начальное звено, Среднее звено, Старшее звено. Каждая страна имеет свои города-классы.
- Давайте, определим на карте местонахождение 5 класса.
Ответ: 5 класс находится в стране Среднее звено.
Какие города входят в Среднее звено?
Ответ: 5кл.,6кл, 7кл.,8кл. Сколько лет мы будем жить в этой стране?
Ответ: 4 года.
Запись в путевом листе. МАРШРУТ: Начальное звено 4 класс Среднее звено 5 класс (4года).
- Можно ли путешествовать по странам, минуя некоторые города? Например, с 5кл. 7 кл.
Большинство учеников дали отрицательный ответ. Психолог объясняет понятие вундеркинд.
Мы с вами определили местонахождение 5 класса. Когда люди собираются в длительное путешествие, они предварительно собирают сведения, узнают о том, что их может ожидать в пути. Сейчас мы с вами попытаемся собрать информацию о стране Среднее звено.
Запись в путевом листе:
Отличие обучения в среднем звене от начальной школы.
Дети обдумывают и предлагают варианты отличий. Идет коллективное обсуждение. В путевых листах ученики записывают отличия и рекомендации.
В классе предварительно оформлена выставка учебников для 5- х классов по разным программам.
1. Новые предметы.
2. Учителя-предметники.
3. Усложнение обучения.
4. Новая комплектация классов.
5. Новый статус.
6. Кабинетная система.
7. Дежурство.
8. Классный руководитель.
Давайте подведем итог всему сказанному.
Начальная школа - это период знакомства с учебной деятельностью, а средняя школа - взрослый этап обучения, овладения самостоятельными формами работы.
Заключительная часть. Подведение итогов.
Задание: Составьте пословицу и запишите в путевой лист. (Части пословицы помещены на доске).
Думает о будущем,
Тот облегчает жизнь свою.
Кто в настоящем
Кто в настоящем думает о будущем, тот облегчает жизнь свою.
- Как вы думаете, что означает эта пословица?
Ответы: Нужно размышлять о событиях будущего, предугадывать трудности, искать пути их решения. Воспринимать будущее не с тревогой, а с уверенностью и хорошим настроением, верой в свои силы.
Релаксация (под музыку).
А сейчас давайте немного пофантазируем, заглянем в будущее. Закройте глаза, сядьте поудобнее и попытайтесь представить себе то, о чем я буду говорить.
Вы пришли 1 сентября в школу в пятый класс. Попытайтесь представить, как вы выглядите, с кем общаетесь, чем занимаетесь. А теперь вы сидите на уроке. Что происходит в классе? Приглядитесь, кто из учителей ведет уроки, и о чем вас спрашивают. Что от вас требуют? Способны ли вы выполнять те требования, которые вам предъявляют?
Попытайтесь найти в школе такое место, где бы вы чувствовали себя хорошо, уютно и безопасно.
А теперь мы возвращаемся обратно, в настоящее, в четвертый класс. Я считаю до пяти. На счет “пять” вы медленно открываете глаза и оказываетесь в классе.
- Расскажите, что вам удалось представить?
- Все ли смогли себя представить пятиклассниками?
(Коллективное обсуждение.)