1.4 Ценности коллектива
Социально-психологическую основу отношений в коллективе составляют принятые в нем ценности, то есть то, что коллектив считает наиболее важным и значимым в его жизни и деятельности, в личности и поведении каждого члена. В классе, например, могут особо цениться честность, отзывчивость, доброта, смелость, а соответствующие личностные качества рассматриваются как образец для подражания. В управлении деятельностью коллектива социальные нормы выполняют род важных функций. Наиболее существенные - регулятивная, оценочная, санкционирующая и стабилизирующая.
Регулятивная функция состоит в том, что социальные нормы определяют поведение людей в коллективе, задают образцы их взаимодействий и взаимоотношений, формируют основные требования, предъявляемые к члену коллектива. Для многих школьников нормами являются ответственное отношение к учению, общественной работе и труду, доверие, взаимная помощь, тоесть нравственные принципы, лежащих в основе специфических коллективных отношений. У младших школьников свои понятия о ценностях, иные у подростков и юношей. Групповые нормы и ценностные ориентации одного коллектива могут не соответствовать нормам и ценностным ориентациям других групп школьников.
Оценочная функция групповых норм заключается в том, что они выступают в качестве оснований и критериев для квалификации поступков и отношений того или иного члена коллектива как правильных и неправильных. Высшие оценки получают поступки, которые считаются сверх нормативными. Они могут быть связаны с самыми разными видами учебной, трудовой и общественной деятельности школьников. Сверхнормативная деятельность школьника в учении проявляется в том, что он не довольствуется школьной программой, а стремится углубить и расширить свои знания, причем делает это самостоятельно и по собственной инициативе.
Санкционирующая функция групповых норм состоит в том, что они сплачивают коллектив, придают ему психологическую устойчивость. Традиции играют значительную роль в укреплении и сплочении ученического коллектива, в его поведении. Традиция - это сложившиеся в коллективном опыте, сохраняющиеся длительное время, привычные способы общения и осуществления совместной деятельности. По существу, традиции - это одна из форм внешнего, поведенческого выражения групповых и коллективных норм.
Ритуал представляет собой строго регламентированный порядок действий, выступающих символом определенных отношений и ценностных ориентаций. Социальные нормы, ценностные ориентации, традиции, обычаи и ритуалы коллектива взаимосвязаны и образуют социально-психологическую основу того феномена, который психологи называют, «чувство Мы». Оно выражается в осознании человеком своей личной принадлежности, к коллективу, способному защитить его, поддержать в трудные минуты жизни.
- Глава 1. Коллектив как социокультурная среда воспитания и развития ребенка
- 1.1 Понятие коллектива
- 1.2 Признаки коллектива
- 1.3 Структура коллектива
- 1.4 Ценности коллектива
- Глава 2. Развитие детского воспитательного коллектива
- 2.1 Общая картина развития коллектива
- 2.2 Стадии развития коллектива
- 2.3 Особенности развития детского коллектива
- Глава 3. Формирование личности в коллективе - ведущая закономерность гуманистического воспитания
- 3.1 Личность в обществе, группе и коллективе
- 3.2 Развитие межличностных отношений
- 3.3 Лидерство в коллективе
- 3.4 Формы и методы воспитательного влияния коллектива на личность
- Глава 4. Психологический климат в коллективе как важнейшее педагогическое условие становления и развития в нем личности воспитанника
- 4.1 Понятие о психологическом климате
- 4.2 Влияние психологического климата детского коллектива на личность ребенка
- 4.3 Формирование психологического климата детского коллектива
- Заключение
- Школьный коллектив и его роль в формировании личности младшего школьника
- Формирование личности младшего школьника
- Роль коллектива в воспитании ребенка. Педагогическое руководство коллективом. Особенности развития коллектива младших школьников
- Формирование у младшего школьника нравственных форм личности.
- Особенности взаимоотношений младшего школьника в классном коллективе.
- 14. Формирование личности младшего школьника.
- § 1. Личность младшего школьника
- Особенности развития личности младшего школьника.