Природа как средство формирования нравственности младшего школьника

курсовая работа

II.2 Экспериментальная работа по изучению уровня нравственного опыта учащихся начальных классов

При прохождении практики детям предлагались вопросы нравственного характера. Цель заключалась в выявлении уровня нравственного воспитания.

В качестве исходного материала, на котором изучался нравственный опыт младших школьников, были выбраны такие моральные нормы, как «ответственность» и «доброжелательность», которые очень актуальны на современном этапе жизни общества. Анализ теоретической литературы позволил выделить основные содержательные характеристики этих норм. При определении ответственности указывалось на добровольное принятие обязательств, при появлении объективной необходимости, строгое соблюдение принятых обязательств с учетом реальных условий, готовность отчитаться за текущие и перспективные результаты своей деятельности, соотнесение своих условий и их возможных последствий с интересами других людей.

Нравственная норма «доброжелательность» характеризовалась в большей мере взаимоотношениями между людьми. Доброжелательность определяется нашими познаниями, как стремление видеть в другом положительные качества, вера в возможность изменения человека к лучшему и в его способности, готовность придти на помощь советом и делом.

На указанные признаки моральных норм мы ориентировались при определении особенностей нравственного опыта младших школьников.

Задачи исследования определили выбор методик. При этом мы исходили из того, что нравственный опыт представляет перед собой единство интеллектуального и эмоционального компонентов. Интеллектуальный компонент рассматривается как знание школьником моральных принципов и норм, выраженных в эстетических понятиях и абстрактно - логических построениях. Нравственные знания и отношения проявлялись в реальном поведении школьников. Отсюда разработанные нами методики имели направленность на изучение знаний, отношений и способов поведения.

При исследовании нравственного опыта младших школьников мы использовали ряд взаимодополняющих методик: беседа по сюжетному рассказу, метод незаконченных рассказов.

Беседа. При использовании беседы по сюжетному рассказу о природе родного края, испытуемому предлагалось прослушать рассказ, содержащий нравственную проблему. Герои рассказа попадали в ситуацию морального выбора. После прослушивания рассказа школьникам задавались вопросы, которые были составлены таким образом, чтобы в ответах и высказываниях испытуемых проявлялись отношения, знания о способах поведения и о самой нравственной норме.

Незаконченный рассказ. При использовании метода незаконченных рассказов на уроке познания мира, ученикам зачитывается рассказ, в котором герою необходимо было действовать, или нарушая нравственную норму, или в соответствии с ней. Каждого испытуемого просили представить, что действующим лицом является он сам. Ученик должен был закончить рассказ, предлагая свои способы поведения и обосновывать их.

Учащимся предлагались такие ситуации, в которых они должны были оказать помощь, проявить свои нравственные качества:

- Если бы ты гулял во дворе вместе с другими и вдруг увидел птенца, у которого повреждено крылышко, что бы ты сделал?

- Холодный февральский ветер стучит в окно. Миша, ученик 3 класса, только что приготовил уроки и сидит сейчас, читая интересную книгу. Посмотрев на часы, он вспоминает, что не покормил птичек, не насыпал в кормушку зерна. Он решает, что до прихода мамы он еще успеет это сделать. В это время кто - то позвонил в дверь. Посмотрев в глазок, Миша увидел, что это его друг Саша, с которым очень интересно поиграть в настольные игры. Миша открыл дверь и…

- Ты гулял в парке и увидел, как малыши из соседнего двора ломают веточки деревьев и «строят» из них забор к песочной крепости. Что бы ты сделал?

Эти и другие ситуативные задачи позволяют выявить уровень нравственного опыта учащихся, а обсуждение полученных ответов - сформировать необходимую нравственную позицию.

При определении особенностей нравственного опыта младших школьников использовались следующие критерии:

- степень соответствия нравственной норме знаний, отношений и способов поведения учащихся;

- обобщенность знаний; их глубина и широта;

- степень устойчивости.

База исследования - 3 класс школы № 8 СКО (26 человек)

Для оценки нравственных знаний испытуемых выделялись такие проявления, как понимание ими содержание моральных норм, знание способов поведения, знание переживаний, возникающих у человека в случае соблюдения или несоблюдения моральной нормы.

О нравственном отношении узнавали по оценочным суждениям школьников о поступках другого человека, о своих поступках, а также по особенностям выполнения моральной деятельности и их мотивам.

Кроме того, на уроках познания мира учащимся предлагалось ответить на следующие вопросы:

Скажи, как ты думаешь, что такое ответственность?

Как обычно ведет себя ответственный человек?

Как обычно ведет себя безответственный человек?

Скажи, как ты думаешь, что такое доброжелательность?

Как обычно ведет себя доброжелательный человек?

Как обычно ведет себя недоброжелательный человек?

Показателем того, что испытуемые имеют относительно низкий уровень знаний о содержании моральных норм, является то, что они обычно не видят нравственную проблему там, где она есть. В данную группу вошли 12 учеников 3 класса. В ситуации морального выбора, испытуемые данной группы обычно предлагают способы поведения, не соответствующие нравственной норме.

Школьники, у которых знания, отношения и способы поведения отличаются в лучшую сторону, в сравнении с учащимися с низким уровнем нравственного опыта, могут быть отнесены к группе с оптимальным (средним) уровнем нравственного опыта. Знания о нравственных переживаниях у них обычно соответствуют норме, но в тоже время учащиеся не различают оттенков в переживаниях, хотя в целом, нравственные знания у этих учащихся по степени соответствия норме, выше, чем у группы с низким уровнем нравственного опыта. Но при этом обобщенность их знаний довольно низка. Нравственные знания у этих учеников находятся на уровне представлений, хотя по своей глубине и широте они намного отличаются от знаний учащихся с низким уровнем нравственного опыта. Таких учеников в классе 8 человек.

Самая немногочисленная группа - школьники с высоким уровнем нравственного опыта. Все проявления нравственных знаний у этих школьников характеризуются высокой степенью соответствия норме. В ответах и высказываниях представлялось 3-4 существенных признака ответственности и доброжелательности. Этот факт указывает на глубокое знание содержания нравственных норм (6 человек).

Наглядно соотношение уровней нравственного опыта у учеников класса можно показать в виде диаграммы (рисунок 1)

Рисунок 1 - уровни нравственного опыта учеников 3 класса до коррекционной работы

Для нравственных отношений испытуемых этой группы характерна высокая степень соответствия норме и устойчивость. Оценочные суждения достаточно критичны, а при их обосновании ученики исходят из нравственного содержания норм.

Определить уровень нравственного опыта - это база для дальнейшего его формирования. Формирование ответственности с группой детей с низким уровнем нравственного опыта проводилось по следующим направлениям:

- организация взаимной деятельности учащихся на уроках познания мира;

- анализ и оценка учителем процесса выполнения и результатов учебных заданий на уроках познания мира с нравственной точки зрения;

- организация взаимоанализа и взаимооценки учащихся результатов учебной работы.

Доброжелательность формировалась следующим образом:

- организация взаимопомощи учащихся при выполнении учебных заданий на уроках познания мира;

- систематическое проведение учителем анализа и оценки взаимоотношений между учащимися на уроках познания мира.

С данными детьми была проведена работа по формированию нравственных ценностей и представлений, с использованием следующих методик, описанных выше:

- этическая беседа;

- рассказ;

- метод незаконченного рассказа;

- пример;

- ситуативные задачи и т.д.

Как видно из указанных направлений формирования мы старались избегать прямого научения школьников, создавали условия только для расширения и углубления нравственного опыта, для развития нравственного сознания и самосознания учащихся.

Разнообразные воспитательные задачи можно реализовывать с помощью использования положительного примера, но необходимо помнить, что в процессе воспитания нельзя ограничиваться такими приемами, как подражание и копирование.

Для правильного формирования и развития индивидуальных качеств школьника иногда используют игру в качестве метода воспитания. Но только в том случае, когда игра побуждает к созидательной деятельности.

С целью воспитания положительных качеств в процессе формирования личности педагог может искусственно создать педагогическую ситуацию (предположения, неопределенности, конфликта, опровержения и пр.). Данный прием может быть использован для преодоления необязательности, невнимательности, неисполнительности и т. д. Кроме того, в воспитательном процессе широко применяется метод стимулирования.

Для определения результативности работы с группой школьников с низким уровнем нравственного опыта, по окончании работы было проведено еще одно исследование, которое позволило выявить следующие результаты, указанные в диаграмме 2.

Рисунок 2 - уровни нравственного опыта учеников 3 класса после коррекционной работы

нравственный воспитание природа родной

Таким образом, рассмотренная категория форм и методов воспитания находится в тесной связи с детской психологией, так как правильное формирование личности отдельного ребенка невозможно без четкого представления о специфических особенностях детской психики.

Следует отметить, что в процессе работы, прежде всего, школьники, обосновывая свои ответы, стали чаще ориентироваться на содержание нравственной нормы. Повысилась способность выделять нравственную проблему в ситуациях нравственного выбора. Оценки поступков стали более критичны не только по отношению к другому человеку, но и к самому себе.

Делись добром ;)