Принципы воспитания

реферат

Воспитание чувства долга и чести, воспитание воли, характера и дисциплины.

В «Лекциях о воспитании детей» Мака-ренко говорил: «Мы требуем от нашего гражданина, чтобы он в каждую минуту своей жизни был готов выполнить свой долг, не

ожидая распоряжения или приказания, чтобы он обладал инициа-тивой и творческой волей».

Каждый член коллектива обязан сознавать и чувствовать свой долг перед коллективом, начиная с первичного коллектива и кон-чая социалистической Родиной. Он должен обладать чувством че-сти, гордиться своим коллективом, своей великой Родиной, быть дисциплинированным, так как без дисциплины не может быть крепкого коллектива.

Воспитание чувства долга, чести и дисциплины подчинено за-дачам социалистического строительства. Макаренко умел разви-вать у своих воспитанников эти чувства и сочетал это развитие с воспитанием дисциплины.

В статье, озаглавленной «Воля, мужество, целеустремлен-ность», Макаренко писал: «Коммунистическую волю, коммунисти-ческое мужество, коммунистическую целеустремленность нельзя воспитать без специальных упражнений в коллективе». Он упраж-нял своих воспитанников в выносливости и выдержке. В колонии имени Горького воспитанники приучались легко переносить не-удобства и трудности. У них возник и получил всеобщее признание лозунг «Не хныкать, не пищать», всегда быть бодрым и мужест-венным.

В буржуазной педагогике под влиянием Гербарта установилось ограниченное понимание дисциплины -- только как дисциплины послушания. Она обычно ограничивалась отрицательными требо-ваниями: «не шали», «не ленись», «не опаздывай» и т. д. Подоб-ному пониманию дисциплины Макаренко противопоставляет свое требование активной дисциплины, или, как он выражается, «дис-циплины борьбы и преодоления». «В советском обществе,--гово-рил он,--дисциплинированным человеком мы имеем Право назы-вать только такого, который всегда, при всяких условиях сумеет выбрать правильное поведение, наиболее полезное для общества, и найдет в себе твердость продолжать такое поведение до конца, несмотря на какие бы то ни было трудности и неприятности». Та-ким образом, дисциплина в понимании Макаренко--это не толь-ко дисциплина торможения, но и дисциплина стремлений, актив-ности. Она не только сдерживает, но и окрыляет, вдохновляет к новым победам и достижениям.

Макаренко тесно связывает вопрос о дисциплине с воспитанием воли, мужества, твердого характера. «У наших школьников иногда бывает еще дисциплина порядка, но не бывает дисциплины борьбы и преодоления», -- писал Антон Семенович. Он указывал, что шко-ла умеет, пожалуй, бороться с дезорганизаторами, но «такие типы характеров, как «тихони», «иисусики», накопители, приспособлен-цы, шляпы, разини, кокеты, приживалы, мизантропы, мечтатели, зубрилы, проходят мимо нашей педагогической заботы... А на са-мом деле именно эти характеры вырастают в людей вредо-носных...»

Дисциплина особенно развивается и крепнет в организованном коллективе. Макаренко говорил: «Дисциплина--это лицо коллектива, его голос, его красота, его подвижность, его мимика, его убежденность». «Все, что есть в коллективе, в конечном счете при-нимает форму дисциплины. Дисциплина-- это глубоко политичес-кое явление, это то, что можно назвать самочувствием граждани-на Советского Союза». Рассматривая дисциплину как результат воспитания, Макарен-ко различает понятия «дисциплина» и «режим», указывая, что ре-жим является важным средством воспитания. В лекции «Дисцип-лина, режим, наказания и поощрения» он указывает, что у детей часто наблюдается крикливость, егозливость, «истеричность» и т. п. Педагоги часто говорят: «Ребенок должен кричать, в этом прояв-ляется его натура». Макаренко возражает против этого и требует:

дети должны научиться сдерживать себя, режим должен быть глу-боко продуманным, устойчивым, должен всеми строго соблю-даться.

Отвергая неправильное утверждение педагогов, находившихся под влиянием теории «свободного воспитания», будто «наказание воспитывает раба», Макаренко указывал, что, применяя наказа-ния, можно воспитать и раба или запуганного, дряблого человека и свободную, полную человеческого достоинства сильную личность. Все дело в том, какие наказания и как применять. Телесные нака-зания, конечно, недопустимы. В отношении прочих наказаний Ма-каренко требовал, чтобы они были продуманными, не назначались сгоряча и бессистемно, чтобы они имели индивидуализированный характер, соответствовали бы проступку, не были частыми, про-буждали бы в наказанном сознание справедливости наказания и переживание собственной вины, чтобы коллектив признавал спра-ведливость этих наказаний. Такие же подробные указания дает он и относительно поощрений.

Делись добром ;)