Принцип природосообразности в трудах известных педагогов
3. Принцип природосообразности К.Д. Ушинского
На принципе природосообразности выстроена вся дидактика К.Д. Ушинского. Ему принадлежит крылатый афоризм: "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях". Он разъяснял, что прочно усваивается только то, что соответствует "временным наклонностям": «Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями. Воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, среди народа, среди человечества и наедине со своей совестью; во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях, в радости и горе, в величии и унижении, в избытке сил и болезни, среди неограниченных надежд и на одре смерти, когда слово человеческого утешения уже бессильно. Он должен знать побудительные силы грязных и самых высоких деяний, историю зарождения преступных и великих мыслей, историю развития всякой страсти и всякого характера. Тогда только будет он в состоянии почерпнуть в самой природе человека средства воспитательного влияния, - а средства эти громадны!». Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. Т.1.// Собр. соч. в 11 т. Т.8. - М.-Л., 1950. - С.35-36.
Как и его великие предшественники, К.Д. Ушинский, следуя принципу природосообразности, придавал исключительно большое значение формированию привычек поведения, то есть много занимался и теорией воспитания. В своем классическом междисциплинарном исследовании "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии" Ушинский посвящает привычке целых два раздела. В одном раскрывается сущность привычки. В другом - рассматриваются пути ее формирования.