Представление об учителе у учащихся пятых классов с легкой умственной отсталостью
1.1 Особенности психического развития детей с умственной отсталостью
Во вспомогательной школе обучаются и воспитываются умственно отсталые дети. Под умственной отсталостью понимается стойкое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения головного мозга. Традиционно считалось, что умственная отсталость - результат органического поражения головного мозга. Наряду с этим известно, что органическая недостаточность головного мозга обнаруживается преимущественно у тяжело умственно отсталых детей, тогда как у детей с легкими степенями умственной отсталости выявляется редко [20].
В литературе встречается множество авторских определений понятия "умственная отсталость". Все они схожи, но каждое имеет собственную формулировку. Например: умственная отсталость (олигофрения, малоумие) - врожденное, или приобретенное до трех лет слабоумие в результате органических повреждений головного мозга. При таком нарушении развития страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие [9].
Умственная отсталость - не прогредиентный (не прогрессирующий) процесс, а следствие перенесенной болезни. Степень умственной недостаточности оценивается количественно с помощью интеллектуального коэффициента по стандартным психологическим тестам. [34 стр. 63]
Иногда олигофрен определяется как "… индивид, неспособный к независимой социальной адаптации" [34].
Умственная отсталость не является отдельным заболеванием или особым состоянием, скорее это общее название многих отклонений, различных по своей природе и степени выраженности. Международной классификации болезней (МКБ, 10-й пересмотр) дается следующее определение умственной отсталости: "Умственная отсталость - это состояние задержанного или неполного развития психики, которое, в первую очередь, характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т.е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей" [19].
Традиционно формы умственной отсталости делятся на три степени [9]
1) легкая степень умственной отсталости (дебильность)
2) средняя степень умственной отсталости (имбецильность)
3) тяжелая степень умственной отсталости (идиотия)
Однако согласно МКБ ВОЗ 8-9 пересмотра выделяют не 3, а 4 формы интеллектуальной недостаточности
1) умственной отсталость легкой степени (IQ 69-50)
2) умеренная (средняя) степень умственной отсталости (IQ 49-35)
3) тяжелая (резко выраженная) степень (IQ 34-20)
4) глубокая степень умственной отсталости (20 и ниже)
В классификации умственной отсталости МКБ-10 ВОЗ
Классификация раздела "Умственная отсталость" представлена следующим образом:
1) F70 Умственная отсталость легкой степени
2) F71 Умственная отсталость умеренная
3) F72 Умственная отсталость тяжелая
4) F73 Умственная отсталость глубокая
5) F78 Другие формы умственной отсталости
6) F79 Умственная отсталость неуточненная
Термин "умственная отсталость" является достаточно обобщенным понятием, включающим стойкие нарушения интеллекта, то есть разные клинические формы интеллектуального недоразвития - как резидуальные, так и прогредиентные, обусловленные прогрессирующими заболеваниями ЦНС. Среди клинических форм умственной отсталости выделяют олигофрению и деменцию.
Термин "олигофрения" стойкие интеллектуальные нарушения, обусловленные внутриутробным недоразвитием головного мозга или стойкими нарушениями на первых трех годах жизни.
Умственная отсталость, возникшая в более позднем возрасте, встречается относительно редко. Она входит в ряд понятий, среди которых определенное место занимает деменция (слабоумие). При деменции нарушение мозга возникает после довольно длительно протекавшего нормального развития ребенка (5-7 и более лет). Деменция может являться следствием органических заболеваний мозга или травм. Как правило, интеллектуальный дефект при деменции носит необратимый характер. При этом отмечается прогрессирование заболевания. В таких случаях интеллект снижается от предшествующего более высокого уровня, тогда как при умственной отсталости он никогда нормального уровня не достигает [36].
Характерным для умственной отсталости является недоразвитие речи. Большинство этих лиц начинают говорить после 4 лет. Медленное развитие речи иногда является выражением недостаточного развития моторики и неспособности владеть своими движениями. В таких случаях понимание речи начинается раньше, чем умственно отсталые лица начинают говорить (немота без глухоты). В других случаях недостаточность речи больше связана с дефектом высших психических функций, чем двигательных. Речь при этом бедна запасом слов, построение фраз детское. Часто отмечаются неправильное соотношение между отдельными частями предложения, аграмматичное построение фраз, отсутствие в них спряжения и склонения. Такую речь дополняют неправильное произношение отдельных звуков, бедность интонаций, затруднения при переходе от слога к слогу, от слова к слову. При достаточно развитой устной речи может быть недоразвита способность к чтению и письму [5].
Для умственной отсталости характерна более или менее равномерная недостаточность, как предпосылок интеллекта, так и его высших функций (обобщение, анализ, синтез, абстрактное мышление, к самостоятельным суждениям и умозаключениям).
При умственной отсталости отмечаются заметные нарушения памяти. Они могут проявляться в не способности удержать в памяти воспринятые образы или устанавливать связь с прошлым опытом [14]. Даже при хорошей механической памяти больные способны к восстановлению только отдельных деталей, они не воспроизводят сложной картины событий, сложного комплекса впечатлений, что связано с недостаточностью ассоциативного процесса, способности к умозаключению. Наряду с явной недостаточностью смысловой памяти иногда наблюдается хорошая изолированная память на имена, числа, даты, мелодии [5,14].
Вследствие недоразвития высших психических функций отмечаются затруднения обобщать впечатления прошлого и настоящего, делать из них выводы и таким образом приобретать опыт, новые знания и понятия. Запас знаний умственно отсталых всегда ограничен. Вследствие затруднения усвоения отвлеченных понятий они не улавливают их переносного смысла. Неспособность к абстракции может проявляться уже и в том, что затруднено отличие главного от второстепенного, дифференциация явлений разного порядка [5]. При умственной отсталости лучше усваивается форма, нежели внутренний смысл явлений.
Умственно отсталые лица не могут создавать новые образы, основываясь на старых представлениях, у них слабо выражена склонность к фантазированию. Так умственно отсталый дошкольник не составляет сюжет по картинке. Школьники с легкой умственной отсталостью, иногда склонны к фантастическим измышлениям, но их фантазии отличаются бедностью и элементарностью, случайным и необдуманным содержанием.
Наиболее же существенным нарушением психической деятельности лиц с умственной отсталостью является недостаточность критического отношения к себе и ситуации, неспособность понять целесообразность своих поступков и предвидеть их последствия [14].
Общим характерным признаком для эмоционально-волевой сферы этих лиц является преобладание не столько тонких дифференцированных эмоций, сколько аффектов. Эмоциональные переживания умственно отсталых детей ограничены интересами, имеющими к ним непосредственное отношение [27]. Чем сильнее выражена умственная отсталость, тем больше желаний, направленных на удовлетворение элементарных потребностей (утолить голод, избежать холода и т.д.). Умственно отсталые редко испытывают недовольство собой, сознание вины тонких переживаний, как в норме, почти нет.
Недоразвитие и несовершенство волевых функций может проявляться в своеобразном сочетании внушаемости, пассивной подчиняемости и упрямства, импульсивности.