logo
Правовое воспитание как компонент педагогического процесса

2.2 Принципы создания системы непрерывного правового образования и воспитания

В непрерывном правовом образовании и воспитании может быть реализована следующая система принципов, которыми следует руководствоваться при проектировании и реализации целостного учебно-воспитательного процесса (они коррелируют с принципами обшей "концепции непрерывного образования", принятой в стране в 1989г., и в то же время отражают специфику правового образования и воспитания):

1) принцип демократизма и всеобщности правового образования и воспитания: означает доступность и многообразие содержания, видов и форм предоставления человеку-гражданину любого возраста, должностного и социального статуса юридических образовательных услуг любого вида, в любом месте, в любое время, любого уровня в соответствии с потребностями, интересами и возможностями этого человека-гражданина и в то же время -- обязательность правовой подготовки для всех, особенно для руководителей, хозяйственников, работников кредитно-финансовой и социальной сферы, предпринимателей и др.;

2) принцип гуманизации правового образования и воспитания: предполагает создание такого уклада жизни образовательного учреждения, в котором осуществляется совместная творческая деятельность, взаимообучение и диалогическое общение субъектов образовательного процесса, создаются возможности для проявления и развития творческой индивидуальности каждого;

3) принцип вертикальной интеграции уровней правового образования: его реализация обеспечит непрерывный рост правовой культуры личности;

4) принцип горизонтальной координации деятельности основных, дополнительных, государственных, негосударственных и общественных образовательных учреждений: создает предпосылки согласованной образовательной политики в системе непрерывного правового образования и воспитания, снимает проблемные вопросы на "стыках" различных образовательных программ и педагогических тех пологий;

5) принцип связи правового образования и воспитания с потребностями практической деятельности человека-гражданина и общества: предполагает отказ от абстрактного просветительства в области правовых знаний и переход к деятельной модели учебно-воспитательного процесса, в котором используются реальные правовые данные, базирующиеся па основе действующего законодательства, моделируются условия применения законодательных актов в контексте проблем и задач реальной жизни и профессиональной деятельности людей (контекстное обучение). Этот принцип означает по сути требование педагогически обоснованной интеграции правового образования, науки и жизнедеятельности человека-гражданина;

6) принцип гибкости, вариативности, проблемности, системности и междисциплинарности содержания правого образования и воспитания. Гибкость требует периодического пересмотра содержания в соответствии с изменяющимися потребностями человека, государства и общества в правовом образовании; вариативность-- разнообразия образовательных программ, разрабатываемых "под потребителя". Проблемность является необходимым условием развития правового мышления и познавательной мотивации в процессе обучения и воспитания; системность и междисциплинарность отражает уникальность права как науки -- ее способность интегрировать различные области теоретического знания и практической деятельности человека, олицетворять единство проводимой правовой политики по построению демократического правового государства;

7) принцип преемственности образовательных программ и педагогических технологий: обеспечивает непрерывность развития правовой культуры, легкость перехода человека на последующие ступени правового образования. Эта преемственность основывается на фундаментальном содержании правового образования, определенном в государственных образовательных стандартах. Владея "ядром" содержания, человек может самостоятельно выбирать виды, темпы и сроки обучения, собственную программу получения правового образования;

8) принцип учета в правовом образовании национальных традиций, экономических, политических, социальных, духовных условий жизни людей: касается как отбора содержания обучения и воспитания, учитывающего эти особенности, так и предоставления для образовательных учреждений необходимой правовой информации с учетом как федерального законодательства, так и законодательных правовых актов субъектов РФ. Этот принцип реализуется в содержании обучения прежде всего через его региональный компонент;

9) принцип единства общего, профессионального и правового образования: предполагает как правовое содержание во всех существующих образовательных программах и государственных образовательных стандартах общего и профессионального образования, так и введение специальных правовых программ. В совокупности это обеспечит формирование правового мировоззрения личности как органичной составной части ее общего жизнепонимания. Самостоятельной задачей является расширение образовательных программ подготовки и повышения квалификации специалистов-правоведов и педагогов правового курса.

Реализация последнего принципа означает, что речь идет не о введении автономных образовательно-правовых программ и создания особой сети специализированных образовательных учреждений (хотя в необходимых случаях и это должно иметь место), а о содержательной интеграции правового, общего и профессионального образования в систему непрерывного правового образования и воспитания.

Переход к непрерывному правовому образованию предполагает системную реализацию совокупности приведенных принципов, каждый из которых конкретизируется применительно к тем или иным уровням и направлениям правового образования.