logo
Планирование и управление проектами в сфере дошкольного образования

2.1 Организационная характеристика

В начале третьего тысячелетия личность, общество, государство предъявляет к образованию принципиально новые требования. Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. В поисках наиболее эффективных средств обучения сегодня вновь обращаются к методу проектов, родоначальником которого принято считать Е.Паркхерст. Метод проектов возник еще в 20 -е годы прошлого столетия в США. Его также называли методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американскими философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. В основе метода - идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. Этот метод использовался и в России в образовании в 1920-е годы. Но 1931 году постановлением ВКП (б) метод проектов был осужден, поскольку не способствовал формированию глубоких теоретических знаний учащихся. До середины 1980-х годов он не использовался в отечественной педагогике. В зарубежной педагогике метод проектов активно и успешно развивался. В нашу школу он возвратился во второй половине 1980-х годов, когда на волне демократизации нашего общества положение в российском образовании стало меняться. Начали возрождаться идеи приоритетности ребенка в образовательном процессе, ориентация на его личные интересы и особенности, нацеленность образования на интеллектуальное, нравственное, физическое развитие воспитанников.

Со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Возникнув из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом разработанной и структурированной системы образования. Но суть её остается прежней - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение конкретной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Сегодня метод проектов широко используется и в сфере дошкольного образования. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые разные темы с воспитанниками и их родителями.

Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным результатом, оформленным тем или иным образом.

Проект - это разовая деятельность, которая:

- направлена на достижение конкретной цели;

-производит конечные результаты;

- состоит из последовательности взаимосвязанных работ;

- имеет обозначенные временные рамки, т.е. дату начала и окончания;

-использует ограниченное количество ресурсов; финансовых, человеческих, информационных.

Педагогический проект трактуется как разработанные система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий.

Формулирование проекта:

1. Проблема

2. Цель

3. Задачи и конкретные результаты

4. Мероприятия (методы работы)

5. Ресурсы.

Этапы проекта:

Организационно-подготовительный.

Основной.

Обобщающий.

Развитие управления в дошкольном образовании может развиваться по двум направлениям:

1. Проектирование с последующим созданием, совершенствованием и освоением на практике научных типовых моделей систем управления (технология проектирования, модели системы внутридошкольного управления, экспериментальные проверки и обучение проектировщиков);

2. Собственно проектирование коллективом дошкольного учреждения на основе системного подхода (администрация, педагогические работники, родители).

В обоих случаях управленческое проектирование в образовании - это предварительная разработка основных деталей предстоящей совместной деятельности управляющей и личностной управляемой подсистем в целях перевода образовательного учреждения или его модуля в новое, более совершенное качественное состояние.