logo
Педагогическое сопровождение формирования здоровьесберегающей культуры младших школьников

Выводы

Важнейшим фактором становления здоровьесберегающего образования в современных условиях является разработка стратегии постепенного перехода от насильственного, внешнего принуждения к самообучению и самовоспитанию учащихся.

Реализация данной задачи осуществляется через особый вид педагогической деятельности - педагогическое сопровождение, которое представляет собой метод, создающий условия для достижения целей субъектами образовательного пространства в субъектно-субъектных отношениях в интересах здоровья подрастающего поколения.

Мы выделили следующие педагогические условия:

- использование в урочной и внеурочной деятельности потенциала различных социумов (семьи, полиции, молодежных организаций, домов творчества, спортивных клубов), которые влияют на увеличение социальных контактов и успешность формирования здоровьесберегающей культуры младших школьников;

- внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий, способствующих формированию стремления к ведению здоровьесберегающей культуры здоровьесбережения;

- создание условий для формирования здоровьесберегающей культуры у детей (проведение мероприятий, используя различные формы и методы).

Критериями процесса формирования здоровьесберегающей культуры являются:

- мотивационно-ценностный -- проявляется в убеждении необходимости ведения здорового образа жизни;

- когнитивный -- определяется полнотой и объемом представления ценности здоровья и здорового образа жизни;

- поведенческий -- наличие практического опыта готовности следовать принятым нормам и правилам поведения, касающихся здоровья и здорового образа жизни.

Сформированность здоровьесберегающей культуры у младших школьников выявляется с помощью уровневой характеристики.

здоровьесберегающий культура школьник педагогический

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1 Характеристика экспериментального исследования и выявление уровней сформированности здоровьесберегающей культуры младших школьников

Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №7 г. Биробиджана в 3 «Б» и 3 «В» классе. В эксперименте принимали участие 48 учащихся, из них в экспериментальном классе 25 человек, в контрольном классе 23 человека.

Задачи эмпирического исследования:

- провести диагностику уровня формирования здоровьесберегающей культуры младших школьников, осуществить анализ и интерпретацию полученных данных;

- апробировать комплекс педагогических условий для формирования здоровьесберегающей культуры младших школьников;

- проверить эффективность формирующего эксперимента.

Эмпирическое исследование проходило в три этапа (констатирующий, формирующий, контрольный) с 01 ноября 2013 по 16 декабря 2013 года.

Этапы проведения исследования:

- констатирующий этап, направленный на выявление уровня сформированности здоровьесберегающей культуры младших школьников;

- формирующий этап, целью которого является апробирование педагогических условий для формирования здоровьесберегающей культуры младших школьников;

- контрольный этап, направленный на повторную диагностику выявления уровня сформированности здоровьесберегающей культуры младших школьников.

Для выявления уровня сформированности здоровьесберегающей культуры младших школьников был проведен анализ работ учащихся по следующим критериям:

- мотивационно-ценностный;

- когнитивный;

- поведенческий.

Для изучения сформированности здоровьесберегающей культуры младших школьников использовали следующие методики: наблюдение за детьми, методика «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни» (Горелов А.В.), тест-опросник Гридневой О.И., количественный и качественный анализ полученных данных исследования.

Методика Горелова А.В. «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни» (см. Приложение 1).

Цель - определение уровня сформированности здоровьесберегающей культуры младших школьников через понимание ценности здоровья и здорового образа жизни.

Учащиеся должны внимательно прочитать задание и ответить на поставленные вопросы.

Обработка результатов представлена в таблице 1 в Приложении 2.

На основании полученных результатов нами были выделены три уровня сформированности здоровьесберегающей культуры у учащихся третьих классов:

65-77 баллов: у ребенка сформирован высокий уровень здоровьесберегающей культуры. Младший школьник отвечает на поставленные вопросы уверенно, полно и четко. Также он осознает ценность здоровья и имеет представление о системности здорового образа жизни.

46-64 балла: средний уровень сформированности здоровьесберегающей культуры. Младший школьник отвечает на поставленные вопросы неуверенно, не полно, его представления о здоровом образе жизни ограничены, есть осознание ценности здоровья.

21-45 баллов: низкий уровень сформированности здоровьесберегающей культуры -- младший школьник определяет здоровье как противоположное болезни состояние, не может объяснить или привести пример заботы человека о своем здоровье.

В результате исследования были получены следующие результаты (см.Таблицу 2)

"right">Таблица 2.

Результаты проявления мотивационно-ценностного критерия

на констатирующем этапе эксперимента

Классы

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Количество учеников

%

Количество учеников

%

Количество учеников

%

Экспериментальный 3 «Б» класс

2

8

16

64

7

28

Контрольный

3 «В» класс

3

13,05

15

65,22

5

21,73

Мы изучали уровень сформированности здоровьесберегающей культуры младших школьников с помощью методики «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни».

Данная методика позволила выявить уровень сформированности здоровьесберегающей культуры через понимание детьми ценности здоровья и здорового образа жизни.

Результаты исследования уровня сформированности здоровьесберегающей культуры младших школьников представлены на рис.1

Рис.1 Характер сформированности здоровьесберегающей культуры

Таким образом, проанализировав результаты исследования уровня сформированности здоровьесберегающей культуры младших школьников (констатирующий этап эксперимента), пришли к выводу, что у большей половины учащихся средний уровень сформированности здоровьесберегающей культуры, низкий уровень в экспериментальном классе 28 %, а в контрольном классе 21,73%, следовательно, работа над формированием здоровьесберегающей культуры необходима. Для учащихся с высоким уровнем данная работа позволит совершенствовать уровень здоровьесберегающей культуры.

На следующем этапе констатирующего эксперимента нами было проведено тестирование учащихся. Оно позволило определить поведение младших школьников различных валеологических ситуациях.

Учащимся был предложен тест-опросник Гридневой О.И. с различными валеологическими ситуациями, позволяющий выявить владение младшими школьниками нормами и правилами поведения (Приложение 3).

Каждый ответ оценивался от 1 до 3 баллов:

· 1 балл -- неправильный ответ, ребенок не знает, как вести себя в данной валеологической ситуации;

· 2 балла -- частично правильный ответ, младший школьник имеет частичное представление о том, как вести себя в данной ситуации;

· 3 балла -- правильный ответ, показывающий, что младший школьник имеет полное представление о нормах и правилах поведения в валеологической ситуации.

На основе полученных результатов можно определить три уровня представлений:

· 12 баллов -- высокий уровень (у младшего школьника хорошо сформированы представления о нормах и правилах поведения в различных валеологических ситуациях);

· 10-8 баллов -- средний уровень ( у младшего школьника частично сформированы представления о нормах и правилах поведения в различных валеологических ситуациях);

· 7-4 балла -- низкий уровень (у младшего школьника не сформированы представления о нормах и правилах поведения в различных валеологических ситуациях).

Результаты тестирования представлены в Таблицу 3.

"right">Таблица 3.

Результаты проявления когнитивного критерия

на констатирующем этапе эксперимента

Классы

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Количество учеников

%

Количество учеников

%

Количество учеников

%

Экспериментальный 3 «Б» класс

3

12

14

56

8

32

Контрольный

3 «В» класс

2

8,7

15

65,2

6

26,1

Мы изучали уровень представлений младших школьников о нормах и правилах поведения, касающихся здоровья и здорового образа жизни с помощью теста-опросника Гридневой О.И.

На основе данного теста-опросника мы оценили уровни сформированности представлений о нормах и правилах поведения в различных валеологических ситуациях.

Графически результаты выявления уровня сформированности представлений о нормах и правилах поведения в различных валеологических ситуациях представлены на рис.2

Рис.2 Характер сформированности представлений о нормах и правилах поведения в различных валеологических ситуациях.

Обработка полученных результатов выявила, что только у 3 учеников 3 «Б» класса и у 2 учеников 3 «В» класса наблюдается высокий уровень представлений о нормах и правилах поведения в различных валеологических ситуациях. У 14 учеников 3»Б» класса и у 15 учеников 3»В» класса отмечен средний уровень сформированности представлений о нормах и правилах поведения в различных валеологических ситуациях. У этих учащихся частично сформированы валеологические представления. У 32% 3»Б» класса (8 учеников) и 26,1 % 3 «В» класса (6 учеников) отмечен низкий уровень сформированности представлений,у них вообще не сформированы нормы и правила поведения в различных валеологических ситуациях.

Для выявления уровня практического опыта готовности следовать нормам и правилам поведения, касающихся здоровья и здорового образа жизни, нами было проведено наблюдение за учащимися экспериментального и контрольного классов.

В процессе наблюдения мы оценивали сформированность уровня практического опыта готовности следовать нормам и правилам поведения, касающихся здоровья и здорового образа жизни, по следующим параметрам:

- применение знаний о здоровье в реальной жизни;

- проявление познавательного интереса к теме здорового образа жизни;

- проявление активной позиции по отношению к здоровому образу жизни;

- осознание личной ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих.

На основе полученных результатов можно определить три уровня сформированности практического опыта готовности следовать нормам и правилам, касающихся здоровья и здорового образа жизни:

высокий уровень - младший школьник на данном уровне применяет свои знания в реальной жизни, проявляет познавательный интерес к данной теме, тем самым проявляя активную позицию по отношению к здоровому образу жизни и осознавая личную ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих;

средний уровень -- младший школьник слабо проявляет интерес к теме здоровья и здорового образа жизни, осознает ответственность за свое здоровье, но не за здоровье окружающих;

низкий уровень -- младший школьник интерес к теме здоровья и здорового образа жизни самостоятельно не проявляет, обращает внимание на тему своего здоровья только в присутствии взрослого человека,не осознает личной ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.

Результаты тестирования представлены в Таблицу 4.

"right"> Таблица 4.

Результаты проявления поведенческого критерия

на констатирующем этапе эксперимента

Классы

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Количество учеников

%

Количество учеников

%

Количество учеников

%

Экспериментальный 3 «Б» класс

3

12

14

56

8

32

Контрольный

3 «В» класс

2

8,7

15

65,2

6

26,1

Графически результаты выявления уровня сформированности практического опыта готовности следовать нормам и правилам, касающихся здоровья и здорового образа жизни на рис.3

Рис.3 Характер сформированности практического опыта готовности следовать нормам и правилам, касающихся здоровья и здорового образа жизни

Обработка полученных результатов выявила, что только у 3 учеников 3 «Б» класса и у 2 учеников 3 «В» класса наблюдается высокий уровень сформированности практического опыта готовности следовать нормам и правилам, касающихся здоровья и здорового образа жизни. У 14 учеников 3»Б» класса и у 15 учеников 3»В» класса отмечен средний уровень сформированности сформированности практического опыта готовности следовать нормам и правилам, касающихся здоровья и здорового образа жизни . У 32% 3»Б» класса (8 учеников) и 26,1 % 3 «В» класса (6 учеников) отмечен низкий уровень сформированности практического опыта готовности следовать нормам и правилам, касающихся здоровья и здорового образа жизни.