Педагогическое сопровождение формирования здоровьесберегающей культуры младших школьников
1.3 Сущность педагогического сопровождения, способствующего формированию здоровьесберегающей культуры младших школьников
Важнейшим фактором становления здоровьесберегающего образования в современных условиях является разработка стратегии постепенного перехода от насильственного, внешнего принуждения к самообучению и самовоспитанию учащихся. Реализация данной задачи осуществляется через особый вид педагогической деятельности - педагогическое сопровождение.
Изучение проблемы педагогического сопровождения находится на стыке различных отраслей знаний и является одним из перспективных подходов в комплексном изучении человека.
Актуальным для нашего исследования является рассматривание педагогического сопровождения, прежде всего, как участие (прямое или косвенное) педагога в учебной деятельности учащихся; как главное направление профессиональной деятельности педагогов, ориентированное на успешное обучение и развитие каждого ребенка в условиях сохранения здоровья.
Важной задачей педагогического сопровождения является понимание, выявление возможных достижений (норм) в развитии индивидуальных, личностных и субъектно-деятельностных характеристик учащегося на различных этапах их образования в онтогенезе [49;89].
Деятельность педагогического сопровождения во многом задается той педагогической системой (школьной средой), в которой реально находится ребенок. Среда - особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, обуславливающих динамику развития, новые качественные образования.
На каждом возрастном этапе наблюдается преимущественное развитие той системы, функционирование которой наиболее важно для жизненной самореализации в данный период. В младшем школьном возрасте она ориентирована на развитие инициативы и самостоятельности каждого ребенка, удовлетворение потребности в персонализированном пространстве, развитие позитивных учебных мотивов. Исходя из цели нашего исследования, педагогическое сопровождение должно быть, ориентировано на создание такой образовательной среды, которая обеспечивает ребенку формирование здоровьесберегающей культуры.
Главная особенность педагогического сопровождения - активизировать учебную работу младшего школьника, придать ей творческий характер, и, таким образом, передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Недостаточное внимание к выработке продуктивного стиля мышления у школьников приводит к тому, что учебный процесс вынужден в значительной мере опираться на репродуктивное мышление, что не дает возможности принимать оптимальное решение в нестандартных ситуациях и легко адаптироваться в постоянно меняющихся условиях деятельности [10;40].
В чем сущность словосочетания «педагогическое сопровождение»? Это понятие Б.З.Вульфов разделяет на «два разных, но органично связанных значения: оно выступает сопровождением -- по сути функции субъекта и педагогическим -- по направленности» [8;13].
«Сопровождение» - сравнительно новое для отечественной системы образования понятие, которое в последние 15-20 лет все активнее входит в педагогику, психологию и социологию.
Термин «сопровождение» - многозначный, в словарях он часто трактуется через глаголы «сопровождать», «сопроводить» [27;1101].
Слово «сопровождение» словарь под редакцией Д.Ушакова истолковывает в одних случаях как употребляемое выражение: «в сопровождении кого, чего, вместе с кем -, чем-нибудь», в других -- как «то, что сопровождает какое-нибудь явление, какой-нибудь процесс» [46;378].
Для М.Р. Битяновой сопровождение -- идеология работы и система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития личности [5;40].
В педагогике сопровождение рассматривается как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектами развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Сопровождение -- это всегда взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого [37;3].
Педагогическое сопровождение процесса формирования здоровьесберегающей культуры можно рассматривать как метод, создающий условия для достижения целей субъектами образовательного пространства в субъектно-субъектных отношениях в интересах здоровья подрастающего поколения.
Выделяют три группы целей педагогического сопровождения:
- создание условий субъектам здоровьесберегающего образовательного пространства для формирования здорового образа жизни;
- создание условий для развития индивидуальных качеств ребенка, обеспечивающих сохранение, укрепление его здоровья, и формировпания личной ответственности ребенка за свое здоровье;
- создание условий для вооружения детей знаниями, умениями и навыками предупреждения и преодоления поведенческих факторов, отрицательно влияющих на их здоровье [31;110].
Формирование здоровьесберегающей культуры младших школьников будет происходить более эффективно при создании специального комплекса педагогических условий.
И. Андреев считает, что педагогические условия -- это «обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей» [36;169].
Таким образом, педагогические условия -- это совокупность необходимых мер, способствующих успешности формирования здоровьесберегающей культуры у учащихся начальной школы.
Формирование здоровьесберегающей культуры младших школьников будет эффективнее, если будут реализованы следующие педагогические условия:
- использование в урочной и внеурочной деятельности потенциала различных социумов (семьи, полиции, молодежных организаций, домов творчества, спортивных клубов), которые влияют на увеличение социальных контактов и успешность формирования здоровьесберегающей культуры младших школьников;
- внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий, способствующих формированию стремления к ведению здоровьесберегающей культуры;
- создание условий для формирования здоровьесберегающей культуры у детей (проведение мероприятий, используя различные формы и методы).
Одним из важных условий эффективности воспитательной работы является нравственный авторитет педагога. Отношения воспитанников с социумом являются главным объектом воспитательной работы педагога. Методы воспитания, используемые педагогом для формирования здоровьесберегающей культуры:
1. Методы организации коллектива, к которым относится дисциплина, соревнование и самоуправление и самообслуживание.
2. Методы, содействующие формированию сознания:
- методы убеждения: поиск, информация, дискуссия, взаимное просвещение
- методы педагогического стимулирования: к ним относятся требование, перспектива, поощрение, наказание, общественное мнение.
Данным методам сопутствует педагогическая техника, включающая в себя искусство общения педагога с воспитанниками, управление их действиями и поступками, поведением, посредством жестов и мимики, выразительной речи и приемов театральной педагогики [14;215].
Одной из причин низкого уровня здоровьесберегающей культуры младших школьников является низкий уровень валеологической активности в семье. В связи с этим задача педагога заключается в том, чтобы упорядочить и улучшить работу с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей. Необходимо ознакомить родителей с заболеваниями в целях оказания предупредительной помощи; разработать памятки о режиме дня учащихся и рекомендации для родителей по соблюдению ребенком режима дня, организовать родительские собрания по вопросам валеологии, ЗОЖ.
С младшими школьниками необходимо проводить беседы по технике безопасности (правила дорожного движения, пожарная безопасность), игровые ситуации по технике безопасности, беседы, тренинги по профилактике вредных привычек, праздники и уроки здоровья.
Именно данные методы несут в себе информацию, которая направлена на формирование здоровьесберегающей культуры младших школьников. Формирование здоровьесберегающей культуры может осуществляться разными способами: посредством просветительской деятельности; изучения особенностей своего организма и установки по отношению к себе и окружающей действительности; формирования признания ценности здоровья, чувства ответственности за свое здоровье.
Формируя здоровьесберегающую культуру младших школьников педагогу необходимо учитывать не столько усвоенные детьми знания и представления о здоровье, сколько реализацию этих знаний и представлений в реальном поведении детей. Работа по формированию здоровьесберегающей культуры должна строиться на личностно-ориентированном подходе, где делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность ребенка, тем самым побуждая его к творческому выполнению задания. Занятия должны содержать познавательный материал, который должен соответствовать возрастным особенностям ребенка и сочетаться с практическими заданиями, наполненными сказочными и игровыми сюжетами.
Занятия по форме могут быть разными: уроки здоровья, беседы, деловые игры, оздоровительные минутки и др. Беседы должны включать вопросы питания, гигиены, строения человека, закаливания; вопросы, связанные с факторами, влияющими на здоровье, причем в одной беседе могут быть рассмотрены несколько направлений. Оздоровительные минутки в основном включают в себя физические упражнения, которые можно комбинировать, например, упражнения для осанки и для глаз. Занятия, касающиеся питания, можно проводить в школьной столовой, так как здесь теорию можно закрепить практикой [19;98].
Занятия по формированию здоровьесберегающей культуры нужно выстраивать так, чтобы школьники получали знания о том, от чего зависит здоровье человека, и приобретали навыки самосовершенствования. Важно помнить, что эти занятия не оцениваются. Ребенок на поставленный вопрос может дать любой ответ и педагог не должен отрицательно реагировать на неправильный ответ. Важно чтобы школьники без страха включались в обсуждение волнующих их вопросов, ведь чувство страха вызывает скованность, неуверенность в себе, тем самым принося чувство неудовлетворения занятием и нежелание прийти на него снова [50;142].
Под формированием здоровьесберегающей культуры понимается осознание обучающимися необходимости ведения здорового образа жизни, ответственность за собственное здоровье, умение применять валеологические знания на практике.
Структура здоровьесберегающей культуры младшего школьника включает в себя мотивационно-ценностный, когнитивный и деятельностный компоненты.
На основе компонентов здоровьесберегающей культуры выделяют критерии сформированности здоровьесберегающей культуры:
- мотивационно-ценностный -- проявляется в убеждении необходимости ведения здорового образа жизни;
- когнитивный -- определяется полнотой и объемом представления ценности здоровья и здорового образа жизни;
- поведенческий -- наличие практического опыта готовности следовать принятым нормам и правилам поведения, касающихся здоровья и здорового образа жизни [35;48].
Выделенные критерии и показатели способствовали разработке уровневой характеристики:
1.Высокий уровень. На данном уровне ребенок осознает ценность здоровья и убежден в необходимости ведения здорового образа жизни. Младший школьник на данном уровне применяет свои знания в реальной жизни, проявляет познавательный интерес к данной теме, тем самым проявляя активную позицию по отношению к здоровому образу жизни и осознавая личную ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих.
2. Средний уровень. На данном уровне осознание понятия «здоровье» и ценности здоровья частичное, но в тоже время ребенок обладает некоторыми знаниями о факторах, влияющих на здоровье, методах сбережения здоровья, также младший школьник проявляет интерес к данной теме.
3. Низкий уровень. На данном уровне осознание понятия «здоровье» частичное, а знания, касающиеся факторов, влияющих на здоровье, и методов сохранения и укрепления здоровья, находятся на нулевом уровне, либо очень ограничены. В то же время школьник проявляет познавательный интерес к теме здоровья, но у него нет практического опыта готовности следовать принятым нормам и правилам поведения, касающихся здоровья и здорового образа жизни
Выявленные уровни взаимосвязаны и определяют ту последовательность формирования здоровьесберегающей культуры младших школьников, которая раскрывается в логической цепочке: чувства -- сознание -- убеждения -- поведение [20;60].
Таким образом, можно сделать вывод, что сущность педагогического сопровождения заключается в участии педагога в учебной деятельности учащихся, данное участие должно быть направлено на успешное обучение и развитие каждого ребенка в условиях сохранения здоровья. Причем необходимо, чтобы выполнялись следующие педагогические условия:
- использование в урочной и внеурочной деятельности потенциала различных социумов (семьи, полиции, молодежных организаций, домов творчества, спортивных клубов), которые влияют на увеличение социальных контактов и успешность формирования здоровьесберегающей культуры младших школьников;
- внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий, способствующих формированию стремления к ведению здоровьесберегающей культуры;
- создание условий для формирования здоровьесберегающей культуры у детей (проведение мероприятий, используя различные формы и методы).