logo
Педагогические условия для развития игры детей дошкольного возраста в условиях приюта (на примере социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних "Козульский")

2.2 Результаты и обсуждение

В группе детей из шести человек сначала было проведено обследование, которое выявило уровень развития игры и общий уровень развития детей. Группа неоднородна, есть дети с нормальным развитием, а есть и с подозрением на задержку психического развития.

По развитию игры (по Эльконину, см. Приложение № 1) из шести человек, пять были на два уровня ниже нормального развития игры.

В течении семи недель были организованы следующие моменты:

Мы создали благоприятную атмосферу:

1. взрослый как помощник и друг.

2. введение норм общения со взросл и со сверстниками.

Это достигалось путем введения норм поведения в совместную деятельность: несоблюдение норм вело к естественному прекращению взаимодействия и выступало регулятором поведения. Сроки индивидуальны, но не менее пяти встреч потребовалось для того, чтобы в игре появилась совместность, как между собой, так и со взрослым.

Руководство игрой осуществлялось поэтапно:

1. Сюжетосложение. На этом этапе мы помогали выбрать общую тему, спланировать основные сюжетные композиции.

Таким образом, мы соблюдали следующие условия: а) мы играли вместе с детьми; б) своими вопросами вынуждали ребенка говорить; в) помогали отнести не одно, а ряд действий к одному и тому же персонажу.

2. Знакомство с ролью, техническое освоение ролей. Для этого мы: а)помогали отнести не одно, а ряд действий к одному персонажу; б)раскрывали ребенку связь между ролью и связанными действиями; в)ставили детей перед необходимостью использовать более сложные, новые сюжеты построения игр.

3. Распределение ролей, принятие роли: а) мы помогали ребенку принять роль персонажа, который задан в сюжете, на себя; б) обеспечивали условия для активизации самой игры дошкольников.

Из наличного опыта детей были выявлены следующие сюжетные линии для игры: - дочки - матери

- магазин

- больница

Для начала был выбран сюжет "больница".

После окончания формирующего эксперимента был проведен итоговый срез. Общие данные по первому и второму срезам приведены в таблицах:

- первый срез

- второй срез

(По таблице Эльконина "Уровни развития сюжетно-ролевой игры". см. Приложение № 1).

Полина, 5 лет.

Показатель игры

1 уровень

2 уровень

3 уровень

4 уровень

Основное содержание игры

Характер игры

Характер игровых действий

Антон, 5 лет.

Показатель игры

1 уровень

2 уровень

3 уровень

4 уровень

Основное содержание игры

Характер игры

Характер игровых действий

Аркадий, 5 лет.

Показатель игры

1 уровень

2 уровень

3 уровень

4 уровень

Основное содержание игры

Характер игры

Характер игровых действий

Саша, 4 года.

Показатель игры

1 уровень

2 уровень

3 уровень

4 уровень

Основное содержание игры

Характер игры

Характер игровых действий

Света, 5 лет.

Показатель игры

1 уровень

2 уровень

3 уровень

4 уровень

Основное содержание игры

Характер игры

Характер игровых действий

Рита, 5 лет.

Показатель игры

1 уровень

2 уровень

3 уровень

4 уровень

Основное содержание игры

Характер игры

Характер игровых действий

Таким образом, к высокому уровню мы отнесли Аркадия. Он отличается в игре активностью, знает разнообразные игровые сюжеты, придумывает новые, фантазирует, комбинирует свои знания из окружающего мира со своими фантазиями, воспринимает воображаемую ситуацию. Легко разрешает задачи, трудности, возникающие в игре, берет на себя главные роли.

К среднему уровню относятся дети, которые эпизодически могут выбирать тему игры, но чаще принимают тему детей-лидеров, взрослого; в своих играх не всегда реализуют свой замысел. Самостоятельно предложить сюжет до конца не могут, поэтому берут на себя второстепенные роли. Чаще все ролевые отношения разыгрываются в ходе игры. Их игры отличаются сыгранностью, в некоторой степени шаблонностью. К этому уровню мы отнесли: Полину, Сашу, Свету, Риту.

К низкому уровню относятся малообщительные дети, они во все играют по одному. Эти дети затрудняются в придумывании темы, сюжета, не могут дополнить предложенный вариант, у них отсутствует способность фантазировать, придумывать, что-то новое, необычное, оригинальное. Играют только в зоне игрового уголка, преимущественно с большими игрушками. В нашей группе таким оказался только Антон.

Соответственно, по сравнению с первым срезом мы отметили рост познавательной активности детей, совершенствование творческих навыков и умений детей, развитие творческого воображения и мышления. Таким образом, вместе с развитием игры, параллельно развивалась и познавательная сфера.

Подробное обсуждение особенностей развития игры каждого ребенка представлено в приложении № 2.