2.2 Результаты и обсуждение
В группе детей из шести человек сначала было проведено обследование, которое выявило уровень развития игры и общий уровень развития детей. Группа неоднородна, есть дети с нормальным развитием, а есть и с подозрением на задержку психического развития.
По развитию игры (по Эльконину, см. Приложение № 1) из шести человек, пять были на два уровня ниже нормального развития игры.
В течении семи недель были организованы следующие моменты:
Мы создали благоприятную атмосферу:
1. взрослый как помощник и друг.
2. введение норм общения со взросл и со сверстниками.
Это достигалось путем введения норм поведения в совместную деятельность: несоблюдение норм вело к естественному прекращению взаимодействия и выступало регулятором поведения. Сроки индивидуальны, но не менее пяти встреч потребовалось для того, чтобы в игре появилась совместность, как между собой, так и со взрослым.
Руководство игрой осуществлялось поэтапно:
1. Сюжетосложение. На этом этапе мы помогали выбрать общую тему, спланировать основные сюжетные композиции.
Таким образом, мы соблюдали следующие условия: а) мы играли вместе с детьми; б) своими вопросами вынуждали ребенка говорить; в) помогали отнести не одно, а ряд действий к одному и тому же персонажу.
2. Знакомство с ролью, техническое освоение ролей. Для этого мы: а)помогали отнести не одно, а ряд действий к одному персонажу; б)раскрывали ребенку связь между ролью и связанными действиями; в)ставили детей перед необходимостью использовать более сложные, новые сюжеты построения игр.
3. Распределение ролей, принятие роли: а) мы помогали ребенку принять роль персонажа, который задан в сюжете, на себя; б) обеспечивали условия для активизации самой игры дошкольников.
Из наличного опыта детей были выявлены следующие сюжетные линии для игры: - дочки - матери
- магазин
- больница
Для начала был выбран сюжет "больница".
После окончания формирующего эксперимента был проведен итоговый срез. Общие данные по первому и второму срезам приведены в таблицах:
- первый срез
- второй срез
(По таблице Эльконина "Уровни развития сюжетно-ролевой игры". см. Приложение № 1).
Полина, 5 лет.
Показатель игры |
1 уровень |
2 уровень |
3 уровень |
4 уровень |
|
Основное содержание игры |
|||||
Характер игры |
|||||
Характер игровых действий |
Антон, 5 лет.
Показатель игры |
1 уровень |
2 уровень |
3 уровень |
4 уровень |
|
Основное содержание игры |
|||||
Характер игры |
|||||
Характер игровых действий |
Аркадий, 5 лет.
Показатель игры |
1 уровень |
2 уровень |
3 уровень |
4 уровень |
|
Основное содержание игры |
|||||
Характер игры |
|||||
Характер игровых действий |
Саша, 4 года.
Показатель игры |
1 уровень |
2 уровень |
3 уровень |
4 уровень |
|
Основное содержание игры |
|||||
Характер игры |
|||||
Характер игровых действий |
Света, 5 лет.
Показатель игры |
1 уровень |
2 уровень |
3 уровень |
4 уровень |
|
Основное содержание игры |
|||||
Характер игры |
|||||
Характер игровых действий |
Рита, 5 лет.
Показатель игры |
1 уровень |
2 уровень |
3 уровень |
4 уровень |
|
Основное содержание игры |
|||||
Характер игры |
|||||
Характер игровых действий |
Таким образом, к высокому уровню мы отнесли Аркадия. Он отличается в игре активностью, знает разнообразные игровые сюжеты, придумывает новые, фантазирует, комбинирует свои знания из окружающего мира со своими фантазиями, воспринимает воображаемую ситуацию. Легко разрешает задачи, трудности, возникающие в игре, берет на себя главные роли.
К среднему уровню относятся дети, которые эпизодически могут выбирать тему игры, но чаще принимают тему детей-лидеров, взрослого; в своих играх не всегда реализуют свой замысел. Самостоятельно предложить сюжет до конца не могут, поэтому берут на себя второстепенные роли. Чаще все ролевые отношения разыгрываются в ходе игры. Их игры отличаются сыгранностью, в некоторой степени шаблонностью. К этому уровню мы отнесли: Полину, Сашу, Свету, Риту.
К низкому уровню относятся малообщительные дети, они во все играют по одному. Эти дети затрудняются в придумывании темы, сюжета, не могут дополнить предложенный вариант, у них отсутствует способность фантазировать, придумывать, что-то новое, необычное, оригинальное. Играют только в зоне игрового уголка, преимущественно с большими игрушками. В нашей группе таким оказался только Антон.
Соответственно, по сравнению с первым срезом мы отметили рост познавательной активности детей, совершенствование творческих навыков и умений детей, развитие творческого воображения и мышления. Таким образом, вместе с развитием игры, параллельно развивалась и познавательная сфера.
Подробное обсуждение особенностей развития игры каждого ребенка представлено в приложении № 2.
- Введение
- 1. Условия развития игровой деятельности дошкольников в приюте
- 1.1 Значение игры в дошкольном детстве
- 1.2 Основные характеристики игры как ведущей деятельности и формы организации жизни детей дошкольного возраста
- 1.3 Этапы развития игры
- 1.4 Педагогические условия для развития игры дошкольников
- 1.5 Особенности среды приюта
- 2. Исследование
- 2.1 Модель исследования
- 2.2 Результаты и обсуждение
- Выводы