Педагогические условия адаптации детей третьего года жизни к дошкольному образовательному учреждению

дипломная работа

2.2 Психологические особенности детей третьего года жизни

Третий год жизни считается переходным этапом в развитии ребенка - к концу года малыш становится младшим дошкольником. Однако в начале этого периода у него еще присутствуют все черты раннего детского возраста. Необходимо заметить, что такими беспомощными и самостоятельными дети могут становиться и в три, и в четыре года, если взрослые вовремя не реализуют все возможности развития и воспитания. "Что же делать?" - спросят нас озадаченные родители. Конечно, нельзя лишать ребенка посильной самостоятельности, делать все за него, подчеркивать каждый раз, что он еще очень мал, что у него все не так, получается, сужать круг его общения с взрослыми и сверстниками; нужно внимательно относиться к его познавательным интересам и пояснять все, что разворачивается в окружающем перед его взором и формирует эмоциональный мир, постепенно переводить чувственный опыт в речь и т.д. Показатели психического развития разработаны Н.М. Аксариной, К.Л. Печорой, Г.В. Пантюхиной.

В процессе общения, в ходе предметной деятельности, игры, а затем и в зарождающихся новых видах деятельности (рисование, лепка, конструирование, пение и танец и др.) происходит дальнейшее развитие психических процессов восприятия, памяти, речи, мышления, формируются новые потребности и интересы.

Новым можно считать интенсивное развитие воображения, особенно во второй половине года (от 2,5-3 лет). Это значит, что ребенок может действовать в воображаемой ситуации. Например, выполняя просьбу взрослого, показывает, как мышка бегает на лапках тихо - тихо (встает на цыпочки), как, переваливаясь с лапы на лапу, идет мишка - медведь, и т.п.

С развитием воображения и памяти появляются описанные выше виды продуктивной деятельности: рисование (продукт - рисунок), лепка (продукт - поделка), конструирование (продукт - постройка), игра (ролевое поведение) и др.

Следует обратить внимание родителей на то, что продуктивные виды детской деятельности должны быть начаты именно на третьем году жизни ребенка. Эти виды способствуют развитию отражательной способности мозга, а следовательно, имеют прямое отношение к развитию умственной активности, формированию интеллекта.

На третьем году жизни внимание малыша еще не устойчиво, но сосредоточение на деятельности, которая для него интересна, более длительно. Ребенок может заниматься ею уже 12-15 минут, не переключаясь на что- то другое.

Значительно совершенствуется память. Малыш помнит не только то, что было в недавнем прошлом (несколько часов назад), но и (к концу третьего года) может рассказать, например, о том, что "ходил с папой и мамой в зоосад", или "мама купила игрушечную машинку" и т.п. Это значит, что на протяжении третьего года совершенствуются процессы запоминания, а с развитием речи воспоминания могут быть вызваны уже с помощью слова. Интенсивно нарастает активный словарь, к трем годам в речи детей уже 1200-1500 слов и более.

Особенностью речевого развития является не только расширение понимания обращенной к малышу речи, а так же активное употребление слов, т.е. произнесение их. Появляется более сложная функция - умение строить фразу из трех - четырех слов. Формируется грамматический строй речи.

Ребенок начинает употреблять не только простые предложения, но и сложные. Ему доступно понимание не только смысла отдельных высказываний взрослого, относящихся непосредственно к воспринимаемому событию, но и содержание коротких рассказов о том, что не находится в данный момент в его поле зрения. Он понимает сказку, слушает небольшие стихотворения, потешки, с интересом рассматривает иллюстрации.

Деятельность малышей становится сложнее и разнообразнее. Они уже способны отличать игру от учебных заданий и элементарных трудовых поручений.

Сюжетная игра в первой половине года более развернута по содержанию, но отображая действия близких людей (мамы, отца), дети не берут на себя их роли. Во второй половине года ребенок уже с увлечением участвует в ролевых играх: начинает отражать в своей игре жизненный опыт, выполняя в условном игровом плане действия взрослых, и берет на себя определенную роль - мамы, доктора и т.д.

Ребенок по прежнему эмоционален, чувствителен к похвале и порицанию взрослого, он очень привязан к близким, но проявляет интерес и к посторонним, если они вызывают симпатию.

В этот период детства слово взрослого в процессе воспитания становится средством, регулирующим поведением малыша, помогает усваивать жизненно важные правила, формирует привычки. Он способен не только адекватно реагировать на слова "можно", "нельзя", но и понимает смысл слова "надо". Следовательно, третий год жизни привносит в действия ребенка некоторые элементы самоорганизации.

Все перечисленные новации в развитии ребенка возможны только как результат правильного воспитания и непосредственного участия взрослого и, конечно, заинтересованности взрослого в их появлении.

Малыш становится более самостоятельным, движения - более координированными. Если взрослые не принимают во внимание возросшую потребность ребенка к самостоятельности, излишней опекой стесняют инициативу, это может привести к возникновению упрямства, негативизма, желания делать все наперекор требованиям родителей. Крепнет организм, совершенствуется двигательная сфера, более выносливой становится нервная система. Этим и объясняется "скачок" в развитии возрастных возможностей ребенка на третьем году жизни, что влечет изменения в режиме дня на протяжении этого периода. Ребенок хотя и значительно повзрослел, но все еще не может самостоятельно оценить свое состояние и сделать то, что ему необходимо. Распорядок дня влияет на поведение малыша, приучает его быть организованным, дисциплинированным, принимать и выполнять требования взрослых. Если внимательно проанализировать рационально организованный режим, то увидим его главную ценность: обеспечивать ритмичное, целесообразное чередование основных, жизненно важных процессов - сна, бодрствования, кормления, пребывания на воздухе. Смена игр и занятий, пособий и игрушек активизируют работу разных функциональных систем организма ребенка - нервной, мышечной, сердечно - сосудистой, делает более содержательной и интересной жизнь ребенка, предупреждает перенапряжение, переутомление нервной системы, помогает организовать развивающие игры, занятия.

Несмотря на индивидуальные особенности каждого ребенка, которые нужно учитывать родителям при составлении режима, для каждого возраста существует характерная продолжительность основных отрезков жизнедеятельности.

Составляя режим дня для своего ребенка, родители должны исходить из показателей физического развития и выносливости нервной системы ребенка. Если ребенок физически не очень крепок, имеет отклонения в состоянии здоровья, тогда ему нужен более щадящий, гибкий режим, который может, манятся.

У ребенка следует вырабатывать положительное отношение к приему пищи. При этом, конечно, приходится принимать во внимание его индивидуальность. Обычно здоровый ребенок съедает столько, сколько нужно для организма в его возрасте. Но если малыш худеет, обязательно покажите его врачу - он установит причину. Как правило, это бывает временное явление, связанное с особенностями нервной системы - излишней подвижностью и возбудимостью. Вдумчивый подход поможет справиться с этой проблемой.

Бывает и обратное: ребенок много ест в любое время, не отказываясь ни от чего. Такие дети становятся "толстяками" уже в раннем детстве, а это не лучшим образом сказывается на их физическом развитии и состоянии здоровья, в частности на работе сердца. Соблюдать золотую середину во всем - золотое правило жизнедеятельности человека в любой возрастной период. Рекомендуем родителям десять правил "золотой середины"

- Вырабатывайте положительное отношение к приему пищи.

- Перед приемом пищи за 20-30 минут создайте психологическую установку на еду; исключите шумные игры, сильные и отвлекающие впечатления, которые могут подавить пищевой рефлекс и затормозить выработку пищеварительных соков; организуйте совместные приготовления к еде: попросите собрать игрушки, привести в порядок одежду, тщательно вымыть руки, принять посильное участие в сервировке стола.

- Заранее расскажите, что приготовили на завтрак или обед, обратите внимание на приятный запах и вкус пищи, ее красивый вид. Можно включать в общение с ребенком шутки, подтверждающие слова взрослого, например: "Смотри, даже Мурка облизывается, так ей хочется попробовать твою кашу" и т.п.

- Визуально оформите предстоящий прием пищи, т.е. красиво сервируйте стол: постелите скатерть, положите десертную ложку для первого, чайную - для чая; для второго блюда поставьте отдельную тарелку; чашку - обязательно с блюдцем; хлеб, печенье подайте в хлебнице или сухарнице, бумажные салфетки - в стаканчике.

- Не допускайте во время еды неприятных ощущений. Следите, чтобы руки и лицо у ребенка были чистыми.

- Показывайте пример приема пищи. Для этого сядьте рядом с малышом и на своем примере кратко поясните все действия, подчеркивая их необходимость и целесообразность: "Беру хлеб в левую руку, а в правую - ложку. Вот так!".

- Во время приема пищи не требуйте от ребенка ответов. Если необходимо, отвечайте за него, например: "Вкусная у Лешеньки каша? Очень вкусная! Мы и Мурке дадим кашку, но потом, когда сынок поест"

- Не кладите много пищи на тарелку. Дайте столько, сколько ребенок в состоянии съесть. Важно, чтобы малыш съел все до конца, и вы его похвалили за "чистую тарелочку". Через два дня положите ему на две ложки больше, он постарается съесть все, чтобы заслужить вашу похвалу.

- Никогда не кормите ребенка насильно! Такой прием пищи не только вреден, но и опасен. Особенно, если малыш начинает плакать, потому что вместе с широким вздохом при крике часть пищи может попасть в дыхательное горло.

- Можно применять отдельные игровые приемы, не требующие каких - либо активных действий, например: "Смотри, как мишка радуется, что ты хорошо поел".

После еды ребенок должен поблагодарить взрослых и попросить разрешения выйти из-за стола. При этом не разрешайте ему уносить с собой куски хлеба, яблоки, сладости, как это любят делать дети. На этот счет в семье должен быть общий порядок для всех. Для того чтобы у ребенка сформировалось правильное отношение к кормлению, не следует между приемами пищи давать ему дополнительную еду. И уж конечно, не "обогащайте" его сладостями, жвачками, "под просмотр" телепередач, слайдов или кино - все это нарушает не только режим питания, но и режим жизни.

Очень часто, получив опыт неправильного поведения за столом из-за неудобства мебели, ребенок сохраняет его на долгие годы.

Определите, удобно ли малышу за столом: как он сидит, какова его поза. Ребенок должен сидеть так, чтобы стопы его ног целиком соприкасались с полом, край стола находился примерно на уровне нижней части грудной клетки, согнутые в локтях руки свободно размещались на поверхности стола перед грудью, а плечи при этом оставались на обычном уровне, т.е. не были опущены или приподняты.

Стульчик следует ставить не вплотную к столу, а таким образом, чтобы между краем стола и поверхностью груди оставалось небольшое расстояние (4-6 см). Так ребенок может опереться о спинку стула, сидеть свободно, без напряжения. Главное, чтобы он не сутулился, не наклонялся слишком низко к поверхности стола, а на сиденье стула размещалось две трети длины его бедра.

Правильная поза и достаточное освещение помогают предупредить нарушение, как осанки, так и зрения.

Если приобрести детский столик по какой-либо причине не удается, то ребенка можно посадить за общий стол. В этом случае на стул нужно положить более высокое сидение из твердого материала с тем, чтобы малышу было удобно сидеть. Достаточно устойчивая опора должна быть и под ногами. Однако это временная замена. Если малыш не посещает детский сад (такая мебель имеется в каждой возрастной группе), вам нужно постараться приобрести соответствующую его росту мебель.

По-прежнему большое значение имеют познавательное развитие малыша в процессе ознакомление с окружающим, расширение сенсорного опыта, интенсивное формирование наглядно - действенного (2-2,5 года) и элементарного (начального) наглядно - образного (2,5-3 года) мышления в ведущих видах деятельности (дидактические игры, игры с предметами - орудиями, занятия конструирование, сюжетно-отобразительная игра и др.).

Овладение речью - главнейшая линия развития малыша. При этом активная речь, набирая "высоту", к концу третьего года уже выступает как активное средство коммуникации, познания, а также условие формирования интеллекта.

Социальное развитие сохраняет свою исключительную значимость: качественно новое взаимодействие с окружающим миром на основе слова. Общение с взрослыми начинает строиться на основе познавательных потребностей, а с детьми - на основе партнерства. Социализация "ведет за собой" не только эмоциональное благополучие, но и психофизическое развитие ребенка (здоровье, интеллект, активность, умственная и физическая достаточность). Моторное развитие связанно с совершенствованием уже имеющихся видов движений (разные виды ходьбы) и с овладением новыми (бег, прыжки, метание вдаль и т.п.)

Осуществляя программу воспитания малыша на третьем году его жизни, родители реализуют в ведущих линиях следующие возрастные задачи.

Социальное развитие. Воспитывать интерес к окружающему миру, чувство симпатии к взрослым и детям. Учить доброжелательному общению в игре, вначале "рядом", а потом вместе со сверстниками. Прививать любовь к родным и чувство уважения к старшим, желание слушать их. Формировать базальное доверие к окружающему миру, желание подрожать доброму отношение друг к другу, умение замечать хорошие поступки, благодарить за оказанное внимание или помощь. Отражать в сюжетно-отобразительных играх не только бытовые ситуации, но и взаимоотношения людей. Бережно относится не только к вещам, предметам, растениям, но и к игрушкам, отображающих людей (куклы; животные, имитирующие человека, - свинка в фартучке, зайка в штанишках, кошка в платьице и т.п.).

Познавательное развитие. Расширять ориентировку при ознакомлении с социальным и природным окружением. Воспитывать интерес и внимание к явлениям природы. Замечать смену сезонов в природе (весна, лето, осень, зима), под руководством взрослого расширять ориентировку в живой (растения, животные, труд людей на огороде, цветнике и т.д.) природе. Учить любить все живое. Формировать представления о предметах и явлениях, о простейших связях между ними.

Речевое развитие. Развивать речевое общение с взрослыми и сверстниками. Приучать понимать речь окружающих без наглядного сопровождения. Расширять активный словарь. Совершенствовать грамматический строй речи. К концу третьего года употреблять все грамматические формы, грамматический строй речи. Употреблять сложноподчиненные предложения, составлять из нескольких предложений повествование. Уметь отразить в речи явления недавнего прошлого, высказать свое мнение о настоящем, простейшую ориентировку на будущее.

Учить понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения художественной литературы для малышей, используя иллюстрации, а затем и без наглядного сопровождения. Слушать потешки, сказки, эмоционально откликаться на коллизии развертывающегося сюжета. Вызвать желание его повторять.

Эстетическое развитие. Формировать у ребенка чувство прекрасного, показывая предметы русского народного творчества, обогащая эмоциональный мир детства звуками, красками, формами. Развивать интерес к рисованию, лепке, музыке, пению, игре на простейших инструментах (балалаечка, металлофон и пр.)

Физическое развитие. Продолжать укреплять здоровье ребенка. Создавать условия для здорового образа жизни. Уделять внимание закаливанию организма ребенка. Совершенствовать основные движения, приучать к занятиям физкультурой и выполнению утренней гимнастики. Исключать в воспитательном процессе гиподинамию ребенка (недостаточность двигательных нагрузок). Выполнять физические упражнения в соответствии с показом или словесным указанием взрослого, учить использовать гимнастические атрибуты (флажки, шары, гантели и пр.) по назначении.

Продолжать формировать культурно - гигиенические навыки в быту, элементарные навыки самообслуживания (умывание, одевание, опрятность и пр.). Формировать привычки культуры поведения и навыки воспитанности.

Делись добром ;)