Педагогическая поддержка трудных подростков в учреждениях дополнительного образования

курсовая работа

Глава 2. Технология педагогической поддержки трудных подростков в учреждениях дополнительного образования

Педагогическая поддержка трудного подростка в учреждении дополнительного образования может быть представлена как оказание содействия в познании себя, в решении проблем подростка в поликультурной среде.

Таким образом, педагогическая поддержка трудного подростка в современном пространстве учреждения дополнительного образования направлена на создание гуманной кулътуросообразной обучающей среды, способствующей утверждению принципов общечеловеческой морали; обеспечению духовной общности поколений; формированию гражданской сознательности, человеческого достоинства; самоопределению учащихся; самоактуализации процесса самообучения; привитию умения выражать свои мысли, проявлять инициативу, принимать решения [1; с. 50-57].

Педагогическая поддержка возникает из реальных проблем подростка, связанных с его индивидуальным развитием.

Предметом педагогической поддержки становится процесс совместного с подростком определения его интересов, целей, возможностей и путей преодоления проблем, мешающих ему достигать поставленных целей [4; с. 354 - 355].

О.С. Газман справедливо считал, что следует дифференцировать процессы обучения, воспитания и педагогической поддержки, но не противопоставлять их. Педагогическая поддержка - составляющая часть целого наряду с воспитание и обучением. У каждой из них есть специфические задачи, но вместе они составляют целостность образования [2; с.91-132].

Для обучения и воспитания важно, чтобы человек научился владеть культурой, а для педагогической поддержки - чтобы он научился владеть собой, своей жизнью. Таким образом, педагогическая поддержка дополняет обучение и воспитание, усиливает их.

Сложность педагогической поддержки заключается в том, что она выстраивается в естественных для подростка условиях, и должна выглядеть естественно. По типу организации она принципиально отличается от обучения и воспитания, поскольку лишена потребности требовать должного. В обучении главное - нормативное усвоение, в воспитании - убеждение, а в поддержке - размышление. Вместо подростка никто не сможет осуществить его саморазвитие. Поэтому педагог именно помогает ему осознать, сформулировать, уточнить свои цели и желания, трудности и проблемы, а не влияет и воздействует на него с позиции взрослого.

Педагогическая поддержка - это нестандартный процесс. Его протяженность, форма, глубина определяются, прежде всего, необходимостью и достаточностью психического состояния субъекта, его готовностью включиться в предстоящую деятельность [5; с.219-228].

Вместе с тем, можно выделить ряд типичных этапов педагогической поддержки личности. Успешное решение задач предыдущего этапа, как правило, является условием для перехода на следующий этап.

Этапами реализации педагогической поддержки являются:

анализ состояния подростка в ситуации проблемы;

определение цели поддержки на данный момент;

отбор способов влияния на самочувствие подростка;

практические воздействия с целью коррекции состояния;

наблюдение за проживанием состояния и отношения;

рефлексия.

В зависимости от цели педагогической поддержки важна профессиональная интеграция и дифференциация применения способов, наряду с этим возможно доминирующее использование какого-то способа. Существуют универсальные способы, которые способствуют учету проживаемого личностью состояния при организации деятельности и стимулируют субъект к саморегулированию, выстраиванию ценностных отношений, сознательному и ответственному поведению. К таким способам относятся: концентрация на положительном, одобрение конструктивных действий и усилий субъекта; стимулирование самостоятельности; акцентирование внимания на успешности самостоятельных действий; поощрение инициатив; стимулирование готовности к предстоящей деятельности; санкционирование; прогнозирование возможной динамики состояния и отношений.

Учреждения дополнительного образования объективно более приспособлены для реализации педагогической поддержки, чем школа. Это связано, прежде всего, с психолого-педагогическими особенностями взаимодействия подростка и взрослых (добровольность, дифференциация по интересам, демократические стили общения и т.д.), а также, с отсутствием государственных стандартов, позволяющее педагогическим коллективам таких учреждений и самим педагогам дополнительного образования самостоятельно планировать свою деятельность, корректировать программы дополнительного образования с учетом индивидуальных векторов развития детей. Это связано также и с тем, что подростков, занимающихся в определенном кружке или студии, может быть в два, а то и в три раза меньше, чем в школьном классе. А значит, педагог может соответственно больше времени уделять педагогической поддержке каждого подростка и его проблемам в частности. И, наконец, это связано со спецификой деятельности педагога дополнительного образования, основной задачей которого является поддержать трудного подростка в освоении им программ дополнительного образования. При этом, учитывая, что основной принцип дополнительного образования - это добровольность, педагог дополнительного образования изначально ориентирован на взаимодействие с личностью, на поддержку и развитие их способностей, раскрытие потенциала, на помощь в удовлетворении их познавательных потребностей и интересов.

Можно выделить технологические основы педагогической поддержки трудных подростков:

1. Технология дистанции

Технологически мера организации поддержки проявляется в оптимальном сочетании видов дистанции, которые выбирает педагог в зависимости от состояния подростка. Обозначим ее как технологию дистанции.

«Далекая» - опосредованная (личностно через родителей, административное лицо - путем включения в систему взаимоотношений с детьми другого субъекта) или предметно опосредованная (через игру, музыкальное произведение, книгу, картину, фотографию, фильм, слайд, рисунок и т.д.), когда педагог обращает внимание на проблему подростка, оказывает поддержку, но большая доля ответственности возлагается на саму личность.

«Близкая» (чаще непосредственная) - предполагает право заглянуть в интимный мир личности, большую включенность педагога в проблему подростка в ситуации, когда он самостоятельно справиться с чем-то не может.

2. Технология взаимоподдержки

Взаимоподдержка основана на взаимной ответственности и учете своего состояния и состояния другого

Диалогичное общение - наиболее трудная для реализации технология, поскольку современный педагог привык к монологическому изложению учебного материала и от учащихся требует того же. В.А. Сухомлинский рассматривал диалог как средство «духовного общения, обмена духовными ценностями», пробуждения взаимного интереса педагога и учащегося.

Использование игровых технологий предполагает внедрение вариативных игр.

Игры-тренинги приходят на помощь в моменты однообразия на уроке и позволяют активизировать подростков к выработке механизмов самоорганизации.

Игры в случайность предполагают внедрение на уроке учителем элементов случайного выбора, что создает ситуацию успеха, уверенности, развивают логику, абстрактное мышление, фантазию у подростков.

Игра - педагогическая ситуация предполагает создание игрового пространства, которое преобразовывает предметное восприятие мира подростка в социально-ценностное.

Игра-театрализация позволяет погрузить подростка со всеми его эмоциями в то временное пространство или событие, о котором идет речь на занятии, и этим способствует целенаправленному развитию чувственной и эмоциональной сферы подростков. Деятельность подростка ориентирована на образец. В процессе общения педагог своим примером обучает речи, движению, поведению, оказывает поддержку трудному подростку каждому в отдельности. Основа поведения педагога - доброжелательность, разумность, спокойствие и заинтересованное участие. Данный вид деятельности интересен не только как форма внеклассной работы, но и для обучающего процесса. Режиссерами, авторами сценариев, продюсерами выступают сами подростки, что предполагает запуск механизмов самоопределения, саморазвития, самореализации [6; с. 62-66].

Одним из элементов технологий педагогической поддержки является пластическое интонирование - одна из возможностей «проживания» образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания.

В педагогической науке отрабатываются приемы общегрупповой педагогической поддержки. Они могут быть представлены как:

- приемы повышения познавательной активности (привлекательная цель, «удивляй», фантастическая добавка, лови ошибку, практичность теории, пресс-конференция, вопрос к тексту и др.);

- приемы коллективной учебной деятельности (бригадно-индивидуальный метод, игровые технологии, учебный мозговой штурм и др.).

Современные исследователи Ю.С. Курганов и В.Т. Фоменко особую роль отводят диалогу как средству построения субъект-субъектных отношений в дидактическом процессе. При этом технологии индивидуально-личностной поддержки в ходе дидактического процесса предполагают:

- диагностику индивидуального развития, проблем и трудностей подростков;

- знание и понимание особенностей культуры каждого подростка: языка, семейного воспитания, традиций культуры подростка;

- самостоятельную работу над текстом, заданием с учетом умственных способностей, интересов, талантов;

- работу с компьютером.

В педагогической практике рассматриваются специфические приемы педагогической поддержки:

Делись добром ;)