Педагогическая поддержка трудных подростков в учреждениях дополнительного образования
1.2 Реализация идей поддержки в деятельности зарубежных педагогов
В мировой системе образования широко известен термин «school-counselling and quidance» - помощь в любых затруднительных ситуациях выбора, принятия решения или адаптации к новым условиям. В узком смысле - процесс оказания помощи личности в самопознании и познании ею окружающего мира с целью применения знаний для успешной учебы, выбора профессии и развития своих способностей.
В английском языке отсутствует слово, адекватно отражающее смысл, который мы вкладываем в привычное для нас слово «воспитание», поэтому возможна некоторая терминологическая неточность при описании зарубежного опыта. Например, quidance -руководство и support - поддержка в Нидерландах могут восприниматься почти как синонимы, отражающие одно и то же по смыслу действие педагога. В русском языке слово «руководство» вряд ли будет восприниматься как синоним «поддержки». Для наших педагогов «руководство» прочно связано с давлением извне.
В Англии, употребляя понятие «quidance», имеют в виду деятельность, направленную на социальное и индивидуальное развитие личности - обучение социальным навыкам, советование, профессиональное ориентирование, помощь в выборе предметной деятельности (в России это ассоциируется с профориентацией), опекунство (в России - это действие по социальной защите). В США понятие «quidance» больше связывают с превентивной работой, а «counselling» - с деятельностью специалистов, решающих проблемы детей.
Различие в терминологии не меняет сущности деятельности специалистов, работающих в системе педагогической поддержки. Специфика этого вида деятельности заключается в двух ключевых моментах - превентивная деятельность и оперативная помощь ребенку в ситуации различных проблем.
В США социально-педагогическая поддержка детей и молодежи осуществляется через систему детских учреждений (общего и специального типа). Помимо государственных служб, существуют частные, которые оказывают разностороннюю поддержку программам по защите прав и интересов детей, например: “Детское Бюро”, “Служба защиты детей” и т.д. Процесс оказания социально-педагогической помощи привел к необходимости подготовки специалистов в данной сфере деятельности. Таким образом, в настоящее время в США существуют различные модели деятельности социальных работников в системе поддержки: “tutor” - тьютор, куратор (индивидуальный, групповой, классный), психолог, “adviser” - советник, “counsellor” - советник, консультант, “career-counsellor” - консультант по выбору профессионального пути, “remedial teacher” - учитель компенсирующего обучения, “child protection co-ordinator” - координатор по защите прав ребенка и другие]. В системе образования США практически в каждой школе работает социальный работник. Как подчеркивает Л.Я. Олиференко, данное направление социально-педагогической помощи стало рассматриваться как «отдельная специальность в социальной работе, которая сосредоточивает свое внимание на успешном приспособлении к школе, на координации действий семьи и общины и влиянии на них для достижения цели». В связи с этим разработаны следующие формы поддержки такие, как “school-counsellor” - школьный советник, “school-psychologist” - школьный психолог, “school social worker” - школьный социальный работник. Кроме образовательных учреждений деятельность социальных работников, особенно советников / консультантов (counsellor), широко представлена в летних американских лагерях: “all-round / general counsellor” - консультант по общим вопросам, “arts and crafts counsellor” - консультант по ручной работе (ремеслам), “land sports counsellor” - консультант по наземному спорту, “outdoor skills counsellor” - консультант по мероприятиям на открытом воздухе и другие.
Особый интерес представляет опыт Великобритании по организации педагогической поддержки детям. К. Маклафин разработал развивающую модель, которая включает в себя четыре элемента.
1ый элемент - элемент благополучия:
- оказание помощи детям (подросткам) в принятии решения и разрешения проблемы;
- поддержка детей (подростков) в то время, когда им трудно;
- выявление и контроль тех детей (подростков), которые находятся в ситуации риска или испытывают чье-либо давление;
- координация работы с детьми внутри и вне учебного или дополнительного заведения.
2ой элемент - программный. Учащиеся получают от взрослых новые психологические знания для развития личностной и социальной сферы детей. В процессе таких занятий учащиеся получают необходимые консультации, методы научения и учения, открыто высказывают свое мнение по поводу программ.
3ий элемент - контроль, или сообщество. На данном этапе дети (подростки) участвуют в выполнении правил и решений сообщества.
4ый элемент - элемент управления, который заключается в том, что в каждом учреждении должен работать координатор, следящий за выполнением трех первых элементов.
Отличительной особенностью системы педагогической поддержки в Финляндии является то, что она рассчитана преимущественно на старшеклассников и тех, кто оканчивает образовательное учреждение. Для оказания педагогической поддержки подросткам в школах реализуется проект “Город как школа”, который предназначен для учащихся, имеющих некоторые проблемы в обучении. Они могут учиться непосредственно на рабочих местах, познавая процесс учения в реальной жизни. Данный проект предоставляет разнообразные ресурсы и возможности для обучения, охватывающего шесть направлений в разных сферах бизнеса, управления, социальной и культурной деятельности, процесс занимает половину учебного времени.
Несмотря на то, что системы социально-педагогической поддержки разных стран отличаются немного друг от друга, каждая из них имеет свою специфику, суть самой поддержки не меняется - оказание помощи ребенку, находящемуся в сложной жизненной ситуации, с тем, чтобы он самостоятельно находил способы разрешения своих проблем и смог достигнуть позитивных результатов в обучении, общении и творческой деятельности.
Невзирая на различия в социокультурной ситуации России и Запада, различие в традициях построения школьной системы, и у нас, и на Западе «негуманная позиция» учителей-предметников к проблемам ребенка является с точки зрения воспитателей объективным тормозом в осуществлении педагогики поддержки. Ориентация учителей на усвоение ребенком знаний часто мешает им увидеть детскую проблему.
Важно подчеркнуть, что ребёнок на Западе воспитывается в «культуре обращенности» за помощью в ситуации проблемы. Дети не только знают, где и какую помощь они могут получить, но и спокойно обращаются к различным специалистам в школе и за ее пределами за консультацией, порой по весьма интимным проблемам. В России, к сожалению, ситуация складывается иным образом. Несмотря на то, что повсеместно приобретают большую популярность и успешно функционируют различные центры помощи и поддержки ребенка, можно отметить важную особенность - за помощью, как правило, обращается не сам ребенок, а его родители или педагоги, если они имеют информацию о деятельности таких организаций. Нередко и учителя малокомпетентны в вопросах квалифицированной помощи ребёнку в ситуации серьезной жизненной проблемы.
Педагоги всех стран признают, что социальная и политическая системы недостаточно гибки и гуманны к детям и молодежи. Зачастую молодежь становится заложницей необдуманной социальной политики. Вполне очевидно, что только усилий учителей недостаточно, чтобы оградить детей от социальных невзгод.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что под понятием «педагогическая поддержка» понимается воздействие, направленное на сохранение физических и духовных сил ребенка в жизненно важных ситуациях его развития. Это действия педагога в системе отношений, предусматривающие оказание помощи в ситуации «здесь и сейчас» во имя личностного развития субъекта.
Педагогическая поддержка как педагогическое явление зародилось именно тогда, когда педагоги поставили вопрос о причине характеристик развития ребенка, когда стали всматриваться вглубь процесса становления личности.
Объект педагогической поддержки жизнь - ребенка на уровне современной культуры и индивидуальное восхождение к овладению достижениями культуры.
Назначение педагогической поддержки - поддержка физических и духовных усилий активности субъекта в его восхождении к ценностному восприятию окружающей действительности. Она предусматривает развитие самостоятельности и ответственности самого субъекта. Это поддержка жизни ребенка через состояние к активному счастливому взаимодействию миром.
Основной механизм педагогической поддержки - адекватное предстоящей деятельности состояние, которое само определяется системой отношений и в значительной степени задет определенное отношение и поведение субъекта с окружающими. Именно проявление отношения детей к объектам окружающего мира, к людям, к себе, деятельности и составляет суть воспитательного результата.