Педагогическая концепция Льва Николаевича Толстого и ее реализация в Яснополянской школе

курсовая работа

1.1 Предпосылки, обусловленные личностью Л.Н. Толстого

толстой педагогическая обучение ясная поляна

В одном из номеров журнала "Ясная поляна" за 1862 год была размещена статья открывавшаяся следующим вопросом: "Что стоит теперь на первом плане у всех наших деятелей мысли и слова?" [1] Ответом был народ. Народ, которому все желали предоставить заслуженные права, а также научить его пользоваться ими сознательно и разумно с помощью народного воспитания. Однако в этой же статье говорилось, что есть люди, которые подошли к народному образованию "арифметически", т.е. сводя итоги вновь открываемых народных школ, считая поступающих в них учеников, набирая для них как можно больший запас учителей; другие же - люди с высшими взглядами, люди-теоретики, которые задались мыслью о воспитании народа, о необходимости и непременной обязанности образованного общества действовать на народ, влиять на развитие его понятий, на возвышение его нравственности. Ведь для того, чтобы действовать на народ, нужно подойти к нему ближе, сблизиться с ним... Именно ко второму типу людей и относился граф Лев Николаевич Толстой.

Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель - его авторитетное мнение послужило причиной возникновения нового религиозно-нравственного течения -- толстовства.

С ранних лет Толстой предавался размышлениям о главнейших вопросах нашего бытия -- счастье, смерти, Боге, любви, вечности. Вслед за тремя братьями он решил поступить в Императорский Казанский университет, был зачислен студентом разряда восточной словесности в качестве своекоштного. На юридическом факультете Лев Толстой пробыл менее двух лет: всегда ему было трудно всякое навязанное другими образование, и всему, чему он в жизни выучился, -- он выучился сам, вдруг, быстро, усиленным трудом.

Именно такое свободомыслие, развивавшееся в Льве Николаевиче с ранних лет, на мой взгляд, и положило начало его концепции "ненасилия" в воспитании и образовании, ведь иначе, как он считал, даже то, что ребенок ранее хотел учить, будучи принудительным, отобьет у него всякую охоту к дальнейшему изучению этого предмета.

На второй год учебы, получив задание - сравнение "Наказа" Екатерины с "Esprit des lois" Монтескьё, Толстой открыл для себя этого автора, а позже и работы Жан-Жака Руссо, чьи идеи окажут влияние на его педагогические взгляды.

В 1847 году Толстой бросил университет, по его словам, именно потому, что захотел заниматься, и поселился в Ясной Поляне; здесь он пытался наладить по-новому отношения с крестьянами, а в 1849 впервые открывал школу для крестьянских детей. Основным преподавателем был Фока Демидыч, крепостной, но и сам Лев Николаевич часто проводил занятия.

Толстой совершил две поездки за границу, в ходе второй его интересовали в основном народное образование и учреждения, имеющие целью поднятие образовательного уровня рабочего населения. Вопросы народного образования он пристально изучал в Германии и Франции и теоретически, и практически, и путём бесед со специалистами. Он назвал эту поездку «путешествием по школам Европы». Толстой посетил тогда Германию, Францию Швейцарию, Англию, Бельгию. Под впечатлением от виденного он признается, что мог бы написать целые книги о том невежестве, которое видал в школах Франции, Швейцарии и Германии.

Толстой вернулся в Россию вскоре после освобождения крестьян и стал мировым посредником. В отличие от тех, кто смотрел на народ как на младшего брата, которого надо поднять до себя, Толстой думал, наоборот, что народ бесконечно выше культурных классов и что господам надо заимствовать высоты духа у мужиков. Он деятельно занялся устройством школ в своей Ясной Поляне и во всём Крапивенском уезде.

Толстой искал смысла жизни в изучении философии и в знакомстве с результатами точных наук. Он делал ряд попыток всё большего и большего опрощения, стремясь жить жизнью, близкой к природе и земледельческому быту. Постепенно он отказывается от прихотей и удобств богатой жизни, много занимается физическим трудом, одевается в простейшую одежду, становится вегетарианцем, отдаёт семье всё своё крупное состояние, отказывается от прав литературной собственности. На этой почве беспримерно чистого порыва и стремления к нравственному усовершенствованию создаётся третий период литературной деятельности Толстого, отличительною чертой которого является отрицание всех установившихся форм государственной, общественной и религиозной жизни.

Я думаю, что именно ведение подобного образа жизни, честного, бесхитростного, приближенного к самой природе и позволило Толстому развивать концепцию образования, во многом опередившую свое время, ведь эта концепция о личном влиянии педагога, о необходимости наличия у него высоких моральных качеств и непрерывного саморазвития, самосовершенствования, без лжи и светских уловок.

В этой связи символическим является и место, где погребено тело Толстого: 10 (23) ноября 1910 года Лев Николаевич был похоронен в Ясной Поляне, на краю оврага в лесу, где в детстве он вместе с братом искал «зелёную палочку», хранившую «секрет», как сделать всех людей счастливыми.

Делись добром ;)