Пальчиковые игры как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста
2.1 Исследование уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста
Исследование уровня сформированности речевой готовности к школьному обучению проводилось на базе детского сада №233. Было опрошено 20 детей в возрасте 6 лет.
Задание |
Успешное выполнение заданий, % |
||
Словарный запас |
1. Называние предметов, действий, качеств по специально подобранным картинкам |
60 |
|
2. Называние обобщенных слов по группе однородных предметов |
40 |
||
3. Умение подбирать антонимы и синонимы |
50 |
||
Грамматический строй |
Морфология |
||
1. Умение правильно употреблять окончания существительных множественного числа родительного падежа |
50 |
||
2. Умение пользоваться предложно-падежными конструкциями |
40 |
||
3. Умение образовывать слова при помощи суффиксов |
30 |
||
4. Умение образовывать слова при помощи приставок |
30 |
||
Синтаксис |
|||
1. Использование сложных предложений в речи |
50 |
||
2. Умение пользоваться союзами |
60 |
||
3. Правильность построения предложений |
40 |
Результат нашего исследования показал, что дети, выполняя задания, высокого уровня выполнения не показали. Большинство детей показали средний уровень выполнения задания.
Анализируя данные выполнения заданий по исследованию словаря и словообразовательных процессов, можно сказать, что наиболее доступным из предложенных заданий оказалось образование уменьшительно-ласкательных форм существительных, а также детям легко было назвать действие по предъявляемому предмету.
Самым сложным задание на уровень обобщений, «скажи наоборот». Дети допускали такие ошибки: замена обобщающих понятий словами конкретного значения (посуда - тарелки, цветы - ромашки). Замены прилагательных - не дифференцируют качества предметов (высокий - длинный, низкий - маленький, узкий - тонкий).
Возникшие трудности при выполнении всех заданий и ошибки, допущенные детьми в них, свидетельствуют о том, что у детей не достаточно сформированы лексико-грамматические представления, уровень обобщений, а также звуковая сторона речи.
Дети выполняли задания с ошибками и при диагностике грамматического строя речи. Детьми допускались такие ошибки, как нарушение порядка или пропуск слова. 70% детей выявляли ошибки, но допускали ошибки грамматических норм.
Итак, дети, которые показали средний уровень выполнения заданий, допускали следующие ошибки - искажение смысла и структуры предложений; смысловые ошибки, нарушение порядка слов и замена слов в употреблении предложных конструкций с предлогами, даже при использовании стимулирующей помощи второго вида дети давали неправильный ответ.
Дети со средним уровнем развития допускали ошибки, но при помощи исправляли некоторые простые задания без искажения смысла и структуры предложения.
При проведении обработки результатов обследования лексико-грамматического строя речи дошкольников нами была составлена сводная таблица 2.
Таблица 2 Особенности лексико-грамматического строя речи