Отражение идей свободного воспитания в педагогической деятельности Марии Монтессори

курсовая работа

Введение

Совершенствование образовательного пространства, организация его в соответствии с современными запросами общества, создание неповторимого облика образовательного учреждения - все это требования практики, стимулирующей педагогов к инновационной деятельности.

Инновационные процессы в педагогике связаны с гуманизацией образовательного пространства, активизацией субъектной позиции участников образовательного процесса, созданием условий для самореализации воспитанников и педагогов. В современной литературе педагогическая система М. Монтессори рассматривается как инновационная по отношению к традиционной отечественной образовательной системе. Сформировавшись как одно из направлений реформаторской педагогики в начале XX века, педагогика М. Монтессори по-прежнему актуальна и инновационна. Идеи саморазвития и самовоспитания детей в специально подготовленной среде, учитывающей сензитивные периоды развития, потребности, интересы, индивидуальный темп развития дошкольников - всё это привлекает современных педагогов и родителей, обеспечивая распространение Монтессори-педагогики.

Инновации в сфере образования, направленные на гуманизацию образовательной системы, предполагают становление нового ценностно-смыслового поля образования. Привнесение в традиционный уклад образовательного учреждения новой технологии или приёма без изменения взаимоотношений педагога и воспитанника не может считаться полноценной образовательной инновацией, а потому совершенствование образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения посредством внедрения принципов педагогики М. Монтессори предполагает, прежде всего, развитие системы отношений «педагог - воспитанники» как партнерства.

На ведущую роль ценностно-смысловой составляющей педагогической системы М. Монтессори обращает внимание, в частности, Н.А. Каргапольцева, она пишет: «Монтессори-образование является открытой педагогической системой, способной органически включаться в разнообразные образовательные пространства на основе принятия общих ценностей и принципов взаимообогащающего сотрудничества». Именно гуманистические ценности педагогики М. Монтессори выступают ядром этой системы, а не дидактический материал подготовленной среды, так хорошо знакомый многим педагогам. При всех прочих условиях становление ценностно-смысловой сферы воспитателя, определяющей характер общения с детьми в образовательной среде, можно рассматривать как ключевой момент внедрения Монтессори-педагогики; технология вторична, она есть средство, «орудие, которое будет стрелять холостыми», если отсутствует философия.

Философия, методология и технология педагогической системы отражаются в её принципах. В современной психолого-педагогической литературе существуют разные подходы к определению принципов педагогики М. Монтессори. А.С. Никольская указывает на принципы развития личности, оптимизации воспитания и обучения, обеспечения естественной потребности детей в индивидуальной активности. М.Г. Сорокова рассматривает принципы содействия естественному развитию, взаимодействия с «подготовленной средой», свободы выбора в «подготовленной среде», индивидуальной активности в учении, предметности в учении.

Трактовка принципов педагогической системы М. Монтессори с позиции современной психолого-педагогической науки позволяет акцентировать внимание практиков на сущностных «звеньях», образующих целостное поле Монтессори-педагогики как развивающейся системы, основанной ученым, философом, педагогом-гуманистом Марией Монтессори.

Проблемой исследования послужило противоречие между приведением всей системы отечественного образования к ФГОС и месте педагогики Марии Монтессори в данном процессе. Очевидно, что использование идей свободного воспитания Монтессори должно идти в одном направлении с современными требованиями, предъявляемыми к педагогам, т.е. об интеграции данных принципов в ФГОС.

Исходя из выше сказанного, мы определили объект исследования: антрополого-педагогическая система Монтессори.

Предмет: реализация идеи свободного воспитания в антрополого-педагогической системе Монтессори.

Цель: раскрыть специфику педагогики Марии Монтессори и место ребенка в этой педагогической системе с точки зрения идей свободного воспитания.

Задачи:

1. Изучение психолого-педагогической литературы по теме «Отражение идей свободного воспитания в педагогической деятельности Марии Монтессори".

2. Изучение сущности и принципов Монтессори-педагогики.

Методологическую основу исследования составляет совокупность таких методов формально-логический, метод системного анализа. В целом исследование проведено при помощи метода системного анализа.

Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Первая глава характеризует Свободное воспитание педагогической системы Марии Монтессори в целом. Во второй глава раскрывается сама суть содержания и средств обучения в системе Марии Монтессори.

Делись добром ;)