Особенности формирования у детей дошкольного возраста представлений о форме

курсовая работа

2. Анализ работы по развитию представлений о форме у детей раннего возраста

В познавательном развитии ребенка раннего возраста первые математические успехи занимают значительное место. Формирование у детей трехлетнего возраста представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве -- необходимо для полноценного восприятия ими окружающего мира. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Таким образом, сенсорное развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как оно обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, с другой - составляет фундамент общего умственного развития ребенка, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсорные эталоны -- это общепринятые образцы внешних свойств предметов. Так, эталонами формы являются геометрические фигуры, эталонами величины -- соотношения объектов по величине в целом и по отдельным ее параметрам, система условных и в конечном счете метрических мер.

Программа сенсорного воспитания в младшей группе предполагает формирование общей сенсорной способности, понимаемой как способность к наиболее элементарной форме опосредствования -- использованию сенсорных эталонов.

Цели и задачи программы:

1.Выделить критерии оценки, регуляции познавательных процессов детей раннего возраста.

2.Подобрать и адаптировать методики диагностики, соответствующие поведению детей в процессе реализации сенсорно-математических представлений.

3.Стимулировать и поддерживать поиск способов решения практических задач.

4.Привлеч внимание детей к свойствам и соотношениям окружающих предметов, их размеров, названий и количества.

5.Организация разнообразной, интересной детям деятельности, направленной на их сенсорно-математическое развитие.

В данной программе заложено знакомство детей с сенсорными эталонами, являющимися образцами основных разновидностей каждого свойства: 5, затем 7 цветов спектра, 5 геометрических форм, 3 градации величины.

Первоначальный этап обучения -- это ознакомление детей с сенсорными эталонами. При знакомстве с основными образцами дети сопоставляют разные эталоны между собой, подбирают одинаковые, запоминают их названия. Затем происходит более тонкая дифференциация усваиваемых эталонов: знакомство с оттенками цветовых тонов; вариантами геометрических форм, различающимися пропорциями, отдельными параметрами величины. Появляются четкие представления о разновидностях каждого свойства. Все это дает возможность усвоить системные связи и зависимости между разновидностями свойств: расположение цветов в спектре, результаты их смешения, последовательность светлотных оттенков, последовательность нарастания и убывания величины, группировку геометрических форм.

Программа рассчитана на два занятия в неделю, длительностью 15-20 мин каждое.

Учебный план сенсорно-математического развития детей раннего возраста

Содержание

Количество

Длительность

1

Занятия

1 раз в неделю

8-10 минут

2

Дидактические игры и упражнения

2 раза в день

5-10 минут

3

Индивидуальная работа

Ежедневно

5-10 минут

4

Самостоятельная познавательная деятельность детей, в специально организованной развивающей среде.

В соответствии с режимом и планом работы

На усмотрение педагога

5

Игры-экспериментирование

4 раза в месяц

10-15 минут

6

Развлечения

1 раз в квартал

15-20 минут

Содержание программы представляет собой систему проведения занятий познавательного сенсорно-математического содержания, систему дидактических игр, их планирование в режиме дня.

СЕНТЯБРЬ

1

Учить детей соотносить предметы по цвету; познакомить с понятием - «круглый». Формировать представление о протяженности предметов.

Листы бумаги, с наклеенными на них полосками, красного и желтого цвета. По три картинки в изображение предметов красного и желтого цветов, по одному красному или желтому шарику на каждого ребенка: две коробки красная и желтая

2

Познакомить детей с квадратом; закрепить умение различать и называть цвета красный, синий, зеленый; учить соотносить предмет с его контуром на бумаге путем наложения.

Матрешки по числу детей. Листы бумаги с контурами красного круга диаметром 6 см, зеленого квадрата 6:6 , синего прямоугольника 6:3, вырезанные из бумаги круги, квадраты, прямоугольники, соответствующие по размеру и цвету, изображенным на рисунке чистые листы бумаги, зеленые карандаши

3

Учить детей соотносить фигуру определенной формы (круг с предметом такой же формы - мяч); учить ориентироваться в реальном пространстве и на листе бумаги; строить грамматические конструкции с предлогом "у" и "на"; вести понятия большой, маленький.

Квадратные листы бумаги с контуром зеленого квадрата 3:3, рисунком красного и желтого мяча диаметр-3 см, матрешки на каждого ребенка и маленький мишка.

4

Упражнять в различении основных цветов путем подбора по образцу; активизировать словарь за счет слов, обозначающий цвет.

Фланелеграф, узкие полоски бумаги или картона разных цветов 15:0,5; Шесть кругов такого же цвета диаметр 10 см/. Ниточки и шарики у каждого ребенка

Дидактические игры и упражнения

1 неделя

1

Собери корзинку из осенних листьев

Закреплять понятия «один», «много», «большой», «маленький»

2

К игрушкам в гости

Закреплять знания о величине предметов ближайшего окружения

3

Достань ленточку

Закреплять цвета (желтый, красный, зеленый). Развивать мелкую моторику

2 неделя

1

Найди, что скажу

Закреплять знание предметов и их форму. Находить в окружающем предметы соответствующей формы.

2

На, что похожа эта фигура.

Находить в окружающем предметы соответствующей формы (круг-солнышко, квадрат - платочек и т.д.)

3

Спрятались от дождика

Закреплять знание основных цветов

3 неделя

1

Определи предмет на ощупь

Умение находить предметы ( квадрат, краг) тактильным путем.

2

К нам гости пришли

Закреплять знания о величине предметов ближайшего окружения

3

Собери бусы.

Закреплять название цветов и величину бусин.

4 неделя

1

На, что похожа эта фигура.

Находить в окружающем предметы соответствующей формы (круг-солнышко, квадрат - платочек и т.д.)

2

К игрушкам в гости

Закреплять знания о величине предметов ближайшего окружения

3

Осенние листочки

Закреплять понятия «один», «много».

ОКТЯБРЬ

1

Продолжать формировать у детей простейшие приемы, с помощью которых можно устанавливать, одинаковы или различны по цвету однородные предметы: закреплять представления "один", "много".

Два больших листа бумаги белого, зеленого цветов, клей, кисточки, по одному желтому и зеленому кружку на каждого ребенка.

2

Учить детей простейшим приемам, с помощью которых можно установить, одинаковы или различны однородные предметы по цвету: закреплять представления о круглой форме.

Две куклы в красной и желтой ша- почках по одному красному и одному желтому шарику на каждого ребенка, в красной и желтой коробках. Фланелеграф, 5-7 картинок с изображением круглых предметов, 3-4 картинки с изображением предметов другой формы.

3

Учить детей сравнивать предметы по величине путем наложения их друг на друга и находить два предмета одинаковой величины, т.е. развивать глазомер; познакомить с фигурой "кирпичик". Учить складывать изображение по образцу из предложенных фигур.

По три зеленых и по три желтых кирпичика, по одному зеленому и одному желтому шарику на каждого ребенка и на воспитателя: полоски белой бумаги, кружки большого диаметром 6 см и маленького, диаметром 4 см, вырезанные из бумаги два кружка синего цвета, соответствующие по величине контурам на бумаге.

4

Закреплять представление о том, что разные предметы могут иметь одну ту же форму. Продолжать учить, сравнивать предметы по величине: познакомить с оранжевым цветом: учить различать круг, квадрат, прямоугольник

Фланелеграф, 5-6 картинок с изображением круглых предметов: листы голубой бумаги с наклеенными на них зелеными полосками, занимающими треть листа на каждого ребенка.

Дидактические игры и упражнения

1 неделя

1

Больше, меньше

Продолжать учить различать величину предметов.

2

Посади на свою скамеечку

Располагать фигуры в соответствии с заданным образцом.

3

Определи предмет на ощупь

Умение определять форму предмета.

2 неделя

1

Разноцветные фонарики

Закреплять названия цветов, округлую форму

2

Собери, разбери пирамидку

Закреплять знание величины, цветов. Развивать мелкую моторику.

3

На, что похоже.

Учить различать округлую форму (яблоко, капуста, помидор, вишня и т.д.)

3 неделя

1

Собери картинку

Развивать образное мышление. Учить составлять целое из двух частей.

2

Подбери по размеру

Находить и подбирать по размеру заданные предметы.

3

Найди, что скажу

Закреплять знание предметов и их форму. Находить в окружающем предметы соответствующей формы.

4 неделя

1

Геометрические вкладыши

Располагать фигуры в соответствии с рамками вкладыша.

2

Собери, разбери пирамидку

Закреплять знание величины, цветов. Развивать мелкую моторику.

3

К нам гости пришли

Закреплять знания о величине предметов ближайшего окружения

НОЯБРЬ

1

Учить детей строить домик из кубика и призмы; познакомить с треугольником; закрепить умение выкладывать фигуры путем наложения и совмещения других фигур.

Кубики призмы разных цветов на каждого ребенка и для воспитателя, машинки, листы бумаги с нанесенными на них контурами дома вырезанные из бумаги квадраты и (треугольники всех известных детям цветов, соответствующие по размерам, контурам дома на рисунках на каждого ребенка).

Делись добром ;)

Похожие главы из других работ:

Влияние стиля общения воспитателя с детьми на развитие речи детей дошкольного возраста

3. Методические рекомендации по развитию речи детей раннего возраста

педагогический стиль ребенок игра Именно в дошкольном детстве (как ни в какой другой период) взрослый пользуется огромным авторитетом у ребенка, оказывает решающее влияние на его психическое развитие...

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста

ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

...

Дидактические игры как средство формирования представлений о домашних животных у детей раннего возраста

1.2 Особенности формирования экологических представлений у детей раннего возраста

Учитывая психологические особенности детей раннего возраста и то, что дети только начали посещать детский сад...

Дидактические игры как средство формирования представлений о домашних животных у детей раннего возраста

1.3 Формирование представлений о домашних животных у детей раннего возраста средствами дидактической игры

"Концепция дошкольного воспитания" (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др...

Методика ознакомления детей с литературными произведениями в группах раннего и младшего дошкольного возраста

1.1 Задачи работы по развитию речи в 1-ой группе раннего возраста (до 1 года жизни)

Одним из существенных разделов педагогики раннего детства является методика развития речи детей первых лет жизни, разработкой которой занимались такие педагоги и методисты, как Е.И. Тихеева, Н.М. Щелованов, Н.М. Аксарина, М.Ф. Ладыгина, Е.К...

Методика ознакомления детей с литературными произведениями в группах раннего и младшего дошкольного возраста

1.2 Задачи работы по развитию речи в 2-ой группе раннего возраста (от 1 до 2 года жизни)

Задачами второго года жизни ребенка является развитие понимания речи, способности подражания, накопления словаря, формирования речи как средства общения с окружающими. Второй год жизни по методике М.И...

Ориентировка во времени детей дошкольного возраста

3. Методика работы по формированию у детей временных представлений на занятиях по математическому развитию

Ориентировка во времени детей младшей группы. В младшей группе уточняют представление детей о таких промежутках времени, как утро, день, вечер и ночь. Части суток малыши различают по изменению содержания их деятельности...

Особенности формирования у детей дошкольного возраста представлений о форме

1. Формирование у детей дошкольного возраста представлений о форме

...

Особенности формирования у детей дошкольного возраста представлений о форме

1.3 Методика работы по развитию представлений о форме у детей дошкольного возраста

Ознакомление детей с формой предметов наилучшим образом происходит при сочетании различных методов и приемов обучения. Используются наглядные методы и приемы: «Посмотри и найди такую же фигуру», «На что похожа фигура» и др...

Пластилинография как средство развития изобразительных умений у детей раннего возраста

1.1 Подходы исследователей к развитию изобразительных умений детей раннего возраста

Развитие изобразительных умений у детей.....

Психолого-педагогические основы использования дидактических игр

Глава 2. Методические основы использования дидактической игры в формировании представлений о геометрических фигурах и форме предмета у детей старшего дошкольного возраста

...

Развитие выразительности детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию

2.1. Анализ работы ДОУ по развитию выразительности в рисунках детей старшего дошкольного возраста на занятиях сюжетным рисованием

Проблема развития выразительности детского рисунка в процессе обучения сюжетному рисованию волнует не только научных работников, но и практиков, работающих в дошкольных учреждениях...

Развитие количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста в детском саду

4. Опыт работы по развитию у детей количественных представлений в группе «Почемучки»(4-5 г.ж.)

Развитие у детей среднего дошкольного возраста количественных представлений в нашей группе идет по трем направлениям: · работа на занятиях; · работа в повседневной жизни(специально организованная деятельность...

Сенсорное воспитание детей раннего возраста

3.Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста

Процесс формирования сенсорных представлений у детей раннего возраста ориентирован на фактический уровень сенсорного развития детей и перспективно направлен на освоение комплексной программы сенсорного воспитания в дошкольном детстве...

Формирование элементарных математических представлений у детей раннего детства

1.1 Анализ психолого - педагогической литературы по проблеме формирования элементарных математических представлений у детей раннего возраста

Выделившись из дошкольной педагогики, методика формирования элементарных математических представлений стала самостоятельной научной и учебной областью...

^