Особенности формирования у детей дошкольного возраста представлений о форме
2. Анализ работы по развитию представлений о форме у детей раннего возраста
В познавательном развитии ребенка раннего возраста первые математические успехи занимают значительное место. Формирование у детей трехлетнего возраста представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве -- необходимо для полноценного восприятия ими окружающего мира. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Таким образом, сенсорное развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как оно обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, с другой - составляет фундамент общего умственного развития ребенка, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсорные эталоны -- это общепринятые образцы внешних свойств предметов. Так, эталонами формы являются геометрические фигуры, эталонами величины -- соотношения объектов по величине в целом и по отдельным ее параметрам, система условных и в конечном счете метрических мер.
Программа сенсорного воспитания в младшей группе предполагает формирование общей сенсорной способности, понимаемой как способность к наиболее элементарной форме опосредствования -- использованию сенсорных эталонов.
Цели и задачи программы:
1.Выделить критерии оценки, регуляции познавательных процессов детей раннего возраста.
2.Подобрать и адаптировать методики диагностики, соответствующие поведению детей в процессе реализации сенсорно-математических представлений.
3.Стимулировать и поддерживать поиск способов решения практических задач.
4.Привлеч внимание детей к свойствам и соотношениям окружающих предметов, их размеров, названий и количества.
5.Организация разнообразной, интересной детям деятельности, направленной на их сенсорно-математическое развитие.
В данной программе заложено знакомство детей с сенсорными эталонами, являющимися образцами основных разновидностей каждого свойства: 5, затем 7 цветов спектра, 5 геометрических форм, 3 градации величины.
Первоначальный этап обучения -- это ознакомление детей с сенсорными эталонами. При знакомстве с основными образцами дети сопоставляют разные эталоны между собой, подбирают одинаковые, запоминают их названия. Затем происходит более тонкая дифференциация усваиваемых эталонов: знакомство с оттенками цветовых тонов; вариантами геометрических форм, различающимися пропорциями, отдельными параметрами величины. Появляются четкие представления о разновидностях каждого свойства. Все это дает возможность усвоить системные связи и зависимости между разновидностями свойств: расположение цветов в спектре, результаты их смешения, последовательность светлотных оттенков, последовательность нарастания и убывания величины, группировку геометрических форм.
Программа рассчитана на два занятия в неделю, длительностью 15-20 мин каждое.
Учебный план сенсорно-математического развития детей раннего возраста
№ |
Содержание |
Количество |
Длительность |
|
1 |
Занятия |
1 раз в неделю |
8-10 минут |
|
2 |
Дидактические игры и упражнения |
2 раза в день |
5-10 минут |
|
3 |
Индивидуальная работа |
Ежедневно |
5-10 минут |
|
4 |
Самостоятельная познавательная деятельность детей, в специально организованной развивающей среде. |
В соответствии с режимом и планом работы |
На усмотрение педагога |
|
5 |
Игры-экспериментирование |
4 раза в месяц |
10-15 минут |
|
6 |
Развлечения |
1 раз в квартал |
15-20 минут |
Содержание программы представляет собой систему проведения занятий познавательного сенсорно-математического содержания, систему дидактических игр, их планирование в режиме дня.
СЕНТЯБРЬ |
|||
1 |
Учить детей соотносить предметы по цвету; познакомить с понятием - «круглый». Формировать представление о протяженности предметов. |
Листы бумаги, с наклеенными на них полосками, красного и желтого цвета. По три картинки в изображение предметов красного и желтого цветов, по одному красному или желтому шарику на каждого ребенка: две коробки красная и желтая |
|
2 |
Познакомить детей с квадратом; закрепить умение различать и называть цвета красный, синий, зеленый; учить соотносить предмет с его контуром на бумаге путем наложения. |
Матрешки по числу детей. Листы бумаги с контурами красного круга диаметром 6 см, зеленого квадрата 6:6 , синего прямоугольника 6:3, вырезанные из бумаги круги, квадраты, прямоугольники, соответствующие по размеру и цвету, изображенным на рисунке чистые листы бумаги, зеленые карандаши |
|
3 |
Учить детей соотносить фигуру определенной формы (круг с предметом такой же формы - мяч); учить ориентироваться в реальном пространстве и на листе бумаги; строить грамматические конструкции с предлогом "у" и "на"; вести понятия большой, маленький. |
Квадратные листы бумаги с контуром зеленого квадрата 3:3, рисунком красного и желтого мяча диаметр-3 см, матрешки на каждого ребенка и маленький мишка. |
|
4 |
Упражнять в различении основных цветов путем подбора по образцу; активизировать словарь за счет слов, обозначающий цвет. |
Фланелеграф, узкие полоски бумаги или картона разных цветов 15:0,5; Шесть кругов такого же цвета диаметр 10 см/. Ниточки и шарики у каждого ребенка |
|
Дидактические игры и упражнения |
|||
1 неделя |
|||
1 |
Собери корзинку из осенних листьев |
Закреплять понятия «один», «много», «большой», «маленький» |
|
2 |
К игрушкам в гости |
Закреплять знания о величине предметов ближайшего окружения |
|
3 |
Достань ленточку |
Закреплять цвета (желтый, красный, зеленый). Развивать мелкую моторику |
|
2 неделя |
|||
1 |
Найди, что скажу |
Закреплять знание предметов и их форму. Находить в окружающем предметы соответствующей формы. |
|
2 |
На, что похожа эта фигура. |
Находить в окружающем предметы соответствующей формы (круг-солнышко, квадрат - платочек и т.д.) |
|
3 |
Спрятались от дождика |
Закреплять знание основных цветов |
|
3 неделя |
|||
1 |
Определи предмет на ощупь |
Умение находить предметы ( квадрат, краг) тактильным путем. |
|
2 |
К нам гости пришли |
Закреплять знания о величине предметов ближайшего окружения |
|
3 |
Собери бусы. |
Закреплять название цветов и величину бусин. |
|
4 неделя |
|||
1 |
На, что похожа эта фигура. |
Находить в окружающем предметы соответствующей формы (круг-солнышко, квадрат - платочек и т.д.) |
|
2 |
К игрушкам в гости |
Закреплять знания о величине предметов ближайшего окружения |
|
3 |
Осенние листочки |
Закреплять понятия «один», «много». |
|
ОКТЯБРЬ |
|||
1 |
Продолжать формировать у детей простейшие приемы, с помощью которых можно устанавливать, одинаковы или различны по цвету однородные предметы: закреплять представления "один", "много". |
Два больших листа бумаги белого, зеленого цветов, клей, кисточки, по одному желтому и зеленому кружку на каждого ребенка. |
|
2 |
Учить детей простейшим приемам, с помощью которых можно установить, одинаковы или различны однородные предметы по цвету: закреплять представления о круглой форме. |
Две куклы в красной и желтой ша- почках по одному красному и одному желтому шарику на каждого ребенка, в красной и желтой коробках. Фланелеграф, 5-7 картинок с изображением круглых предметов, 3-4 картинки с изображением предметов другой формы. |
|
3 |
Учить детей сравнивать предметы по величине путем наложения их друг на друга и находить два предмета одинаковой величины, т.е. развивать глазомер; познакомить с фигурой "кирпичик". Учить складывать изображение по образцу из предложенных фигур. |
По три зеленых и по три желтых кирпичика, по одному зеленому и одному желтому шарику на каждого ребенка и на воспитателя: полоски белой бумаги, кружки большого диаметром 6 см и маленького, диаметром 4 см, вырезанные из бумаги два кружка синего цвета, соответствующие по величине контурам на бумаге. |
|
4 |
Закреплять представление о том, что разные предметы могут иметь одну ту же форму. Продолжать учить, сравнивать предметы по величине: познакомить с оранжевым цветом: учить различать круг, квадрат, прямоугольник |
Фланелеграф, 5-6 картинок с изображением круглых предметов: листы голубой бумаги с наклеенными на них зелеными полосками, занимающими треть листа на каждого ребенка. |
|
Дидактические игры и упражнения |
|||
1 неделя |
|||
1 |
Больше, меньше |
Продолжать учить различать величину предметов. |
|
2 |
Посади на свою скамеечку |
Располагать фигуры в соответствии с заданным образцом. |
|
3 |
Определи предмет на ощупь |
Умение определять форму предмета. |
|
2 неделя |
|||
1 |
Разноцветные фонарики |
Закреплять названия цветов, округлую форму |
|
2 |
Собери, разбери пирамидку |
Закреплять знание величины, цветов. Развивать мелкую моторику. |
|
3 |
На, что похоже. |
Учить различать округлую форму (яблоко, капуста, помидор, вишня и т.д.) |
|
3 неделя |
|||
1 |
Собери картинку |
Развивать образное мышление. Учить составлять целое из двух частей. |
|
2 |
Подбери по размеру |
Находить и подбирать по размеру заданные предметы. |
|
3 |
Найди, что скажу |
Закреплять знание предметов и их форму. Находить в окружающем предметы соответствующей формы. |
|
4 неделя |
|||
1 |
Геометрические вкладыши |
Располагать фигуры в соответствии с рамками вкладыша. |
|
2 |
Собери, разбери пирамидку |
Закреплять знание величины, цветов. Развивать мелкую моторику. |
|
3 |
К нам гости пришли |
Закреплять знания о величине предметов ближайшего окружения |
|
НОЯБРЬ |
|||
1 |
Учить детей строить домик из кубика и призмы; познакомить с треугольником; закрепить умение выкладывать фигуры путем наложения и совмещения других фигур. |
Кубики призмы разных цветов на каждого ребенка и для воспитателя, машинки, листы бумаги с нанесенными на них контурами дома вырезанные из бумаги квадраты и (треугольники всех известных детям цветов, соответствующие по размерам, контурам дома на рисунках на каждого ребенка). Делись добром ;)Похожие главы из других работ:Влияние стиля общения воспитателя с детьми на развитие речи детей дошкольного возраста
3. Методические рекомендации по развитию речи детей раннего возрастапедагогический стиль ребенок игра Именно в дошкольном детстве (как ни в какой другой период) взрослый пользуется огромным авторитетом у ребенка, оказывает решающее влияние на его психическое развитие... Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА... Дидактические игры как средство формирования представлений о домашних животных у детей раннего возраста
1.2 Особенности формирования экологических представлений у детей раннего возрастаУчитывая психологические особенности детей раннего возраста и то, что дети только начали посещать детский сад... Дидактические игры как средство формирования представлений о домашних животных у детей раннего возраста
1.3 Формирование представлений о домашних животных у детей раннего возраста средствами дидактической игры"Концепция дошкольного воспитания" (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др... Методика ознакомления детей с литературными произведениями в группах раннего и младшего дошкольного возраста
1.1 Задачи работы по развитию речи в 1-ой группе раннего возраста (до 1 года жизни)Одним из существенных разделов педагогики раннего детства является методика развития речи детей первых лет жизни, разработкой которой занимались такие педагоги и методисты, как Е.И. Тихеева, Н.М. Щелованов, Н.М. Аксарина, М.Ф. Ладыгина, Е.К... Методика ознакомления детей с литературными произведениями в группах раннего и младшего дошкольного возраста
1.2 Задачи работы по развитию речи в 2-ой группе раннего возраста (от 1 до 2 года жизни)Задачами второго года жизни ребенка является развитие понимания речи, способности подражания, накопления словаря, формирования речи как средства общения с окружающими. Второй год жизни по методике М.И... Ориентировка во времени детей дошкольного возраста
3. Методика работы по формированию у детей временных представлений на занятиях по математическому развитиюОриентировка во времени детей младшей группы. В младшей группе уточняют представление детей о таких промежутках времени, как утро, день, вечер и ночь. Части суток малыши различают по изменению содержания их деятельности... Особенности формирования у детей дошкольного возраста представлений о форме
1. Формирование у детей дошкольного возраста представлений о форме... Особенности формирования у детей дошкольного возраста представлений о форме
1.3 Методика работы по развитию представлений о форме у детей дошкольного возрастаОзнакомление детей с формой предметов наилучшим образом происходит при сочетании различных методов и приемов обучения. Используются наглядные методы и приемы: «Посмотри и найди такую же фигуру», «На что похожа фигура» и др... Пластилинография как средство развития изобразительных умений у детей раннего возраста
1.1 Подходы исследователей к развитию изобразительных умений детей раннего возрастаРазвитие изобразительных умений у детей..... Психолого-педагогические основы использования дидактических игр
Глава 2. Методические основы использования дидактической игры в формировании представлений о геометрических фигурах и форме предмета у детей старшего дошкольного возраста... Развитие выразительности детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию
2.1. Анализ работы ДОУ по развитию выразительности в рисунках детей старшего дошкольного возраста на занятиях сюжетным рисованиемПроблема развития выразительности детского рисунка в процессе обучения сюжетному рисованию волнует не только научных работников, но и практиков, работающих в дошкольных учреждениях... Развитие количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста в детском саду
4. Опыт работы по развитию у детей количественных представлений в группе «Почемучки»(4-5 г.ж.)Развитие у детей среднего дошкольного возраста количественных представлений в нашей группе идет по трем направлениям: · работа на занятиях; · работа в повседневной жизни(специально организованная деятельность... Сенсорное воспитание детей раннего возраста
3.Формирование сенсорных представлений у детей раннего возрастаПроцесс формирования сенсорных представлений у детей раннего возраста ориентирован на фактический уровень сенсорного развития детей и перспективно направлен на освоение комплексной программы сенсорного воспитания в дошкольном детстве... Формирование элементарных математических представлений у детей раннего детства
1.1 Анализ психолого - педагогической литературы по проблеме формирования элементарных математических представлений у детей раннего возрастаВыделившись из дошкольной педагогики, методика формирования элементарных математических представлений стала самостоятельной научной и учебной областью... |