Особенности формирования нравственности у детей с отклонениями в психическом развитии

контрольная работа

2.1 Содержание, принципы и методы нравственного воспитания детей с нарушениями в психическом развитии

Принципами нравственного воспитания в педагогике являются связь воспитания с жизнью, воспитание в коллективе, высокая активность и самодеятельность учащихся, уважение к личности воспитанника и предъявление требований к нему, учет возрастных и индивидуальных особенностей, единство и целостность воспитательного процесса.

Все эти принципы положены в основу воспитательной работы и с детьми-олигофренами. При этом совокупность их применения в специальной коррекционной школе VIII вида имеет особо важное значение и определяет систему воспитательной работы с детьми и ее планирование.

В зависимости от поставленной задачи и конкретных условий, в которых организуется воспитание, учитель может использовать различные методы.

«Методы нравственного воспитания различаются в соответствии с тем, что именно в процессе становления нравственных качеств они преимущественно обеспечивают». В процессе нравственного воспитания формируется нравственное сознание учащихся и общественное поведение, обогащается их опыт отношений в коллективе, поэтому в советской педагогике выделяются две группы методов нравственного воспитания:

1) методы формирования нравственного сознания;

2) методы формирования общественного поведения и опыта общественных отношений.

Для усиления воспитательного воздействия на учащихся используются методы поощрения и наказания. Методы формирования нравственного сознания направлены на разъяснение нравственных понятий и категорий, на выработку моральных чувств и оценок, норм общественного поведения. К этим методам относятся: рассказы, беседы, лекции, диспуты на этические темы, воспитание на положительных примерах, взятых из жизни.

Большое значение в специальной коррекционной школе VIII вида имеет использование положительных примеров, яркие, эмоционально насыщенные рассказы, этические беседы. Они основаны на наглядной убедительности материала и поэтому наиболее доступны для ребенка с нарушением интеллекта. А вот лекции и диспуты трудно использовать даже в старших классах специальной коррекционной школы VIII вида.

Общая методика проведения этических бесед достаточно полно изложена в курсе общей педагогики. Особенностью их в специальной коррекционной школе VIII вида является:

1) большая конкретность содержания;

2) наглядность (обязательное условие);

3) привлечение материала, близкого детям: примеры, взятые из жизни класса, прочитанные в пионерских газетах, знакомые факты окружающей действительности.

Осмысление этих примеров, а также выводы-рекомендации учащимся составляют сущность методики.

Трудность проведения этических бесед заключается в том, что от учителя, проводящего их, требуется широкий общий и педагогический кругозор, знание детской психологии и психологии ребенка с нарушением интеллекта, тщательная подготовка. Учитель должен уметь в ходе беседы обратить внимание на формирование у детей правильных моральных оценок, суждений. В свете требований коммунистической морали педагог учит ребят оценивать каждый поступок человека.

Олигофренопедагог учитывает впечатление, которое производят его слова, подмечает, как в ходе беседы раскрывается внутренний мир ученика и шаг за шагом складываются его убеждения, осознаются нормы советской морали. Поэтому очень важно, чтобы учитель нашел увлекательную форму изложения, чтобы то, о чем он беседует с детьми, было его действительным убеждением.

В специальной коррекционной школе VIII вида можно широко использовать разные формы этических бесед: беседа-игра (в I--II классах), связанная с моторной деятельностью, например: «Как надо соблюдать правила уличного движения»; беседа-инсценировка (III--IV классы), связанная с работой воображения, создающего образ, которому ученики должны подражать: «Как готовить дома уроки», «Будь вежлив» и др.; беседы, основанные на активной мыслительной работе учащихся -- на вопросах, выступлениях (V--VIII классы): «О дружбе», «Помогай матери» и др.

Огромное значение в воспитании ребенка с нарушением интеллекта имеет личный пример родителей и учителя. При свойственном этим детям стремлении к подражанию это один из важнейших способов накопления ими нравственного опыта.

Сила подражания будет больше в том случае, если ребенок привязан к взрослому, доверяет ему.

Убеждения могут быть основаны и на авторитете учителя, на тех взаимоотношениях, которые у него сложились с воспитанниками и педагогическим коллективом.

Все в олигофренопедагоге имеет значение: внешний вид, манеры, речь, действия и отношения. В коллективе взрослых и детей. Личный пример воспитателя в условиях специальной коррекционной школы VIII вида часто значит больше, чем самая строгая требовательность или словесное убеждение. Поэтому к учителю (воспитателю) специальной коррекционной школы VIII вида должны быть предъявлены самые строгие требования, значительно большие, чем к педагогу массовой школы.

Специальная коррекционная школа VIII вида использует для методы, формирующие поведение ребенка. Все они направлены на организацию деятельности детей, на формирование привычек нравственного поведения.

Сущность этих методов заключается в том, чтобы выработать не только умения и навыки, «...но прежде всего -- потребности вести себя соответствующим образом».

Формирование общественного поведения и отношений ребенка происходите общественно полезной деятельности, в творческой игре, в процессе соревнования. В процессе этой разнообразной деятельности ребенок приучается к определенному поведению, осознает требования коллектива и воспитателя. Эти методы надо сочетать с непосредственным разъяснением правил общественного поведения.

Приучение может предшествовать разъяснению или следовать за ним. В I--II классах специальной коррекционной школы VIII вида воспитатели приучают детей к определенным правилам поведения, хотя осознание самой нормы еще не всегда доступно ребенку. Этого не нужно бояться: осознание придет несколько позднее, когда умственное развитие ребенка будет выше.

Жизнь в коллективе, широкое участие в разнообразных видах труда -- все это создает возможность постоянно, повседневно прививать учащимся принципы нравственного поведения.

В специальной коррекционной школе VIII вида создается особый лечебно-охранительный режим, который обязывает ученика к определенному, четко организованному поведению.

В специальной коррекционной школе VIII вида используются поощрения и наказания.

Поощрение -- это положительная оценка поведения ученика, побуждающая его к хорошим поступкам, В специальной коррекционной школе VIII вида оно выражается устным одобрением, вынесением благодарности, награждением почетными грамотами, похвальными листами, подарками.

Применение поощрения (в любой его форме) требует от учителя специальной коррекционной школы VIII вида тщательного анализа поведения ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, тем более что у многих детей с нарушениями интеллекта наблюдается склонность к повышенной самооценке. Преподавателю необходимо учесть влияние поощрения не только на данного ребенка, но и на всех учащихся класса. Это поможет воспитать у детей критическое отношение к собственным поступкам и поступкам товарищей. Важно всем показать положительный поступок ребенка как пример для подражания. Иногда в специальной коррекционной школе VIII вида можно и нужно оценить усилия ученика, его трудолюбие, особое внимание и т. д. В таких действиях воспитателя ученики всегда видят проявление внимания к ним.

Поощрение в специальной коррекционной школе VIII вида помогает укрепить в ребенке уверенность в своих силах, поэтому оно является лучшим средством воздействия на ребенка с нарушением интеллекта, хорошим стимулом для коррекции его личности.

Прав тов. Токарь, говоря: «Если маловажный проступок останется без внимания -- полбеды, а если хороший поступок не вызовет похвалы -- большая беда».

Специальная коррекционная школа VIII вида использует и наказание. Однако здесь от учителя требуется еще больше внимания. «Когда воспитываешь у ребенка уверенность в его возможностях, он развивается, активизируется; когда злоупотребляешь осуждением (наказываешь), ребенок замыкается, затормаживается... Это приводит учеников к выводу: «У меня все получается плохо, я плохой -- неисправимый, и все меня только ругают...» К частым наказаниям «...наши учащиеся очень быстро привыкают, и, как правило, наказания теряют эффективность воздействия. Поэтому методы и меры наказания мы сугубо индивидуализируем. В одних случаях, когда ребенок отличается большой импульсивностью, расторможенностью, мы отодвигаем время наказания на некоторый срок, чтобы дать возможность ребенку лучше осознать свой проступок, пережить свои промахи. В других -- когда ученик отличается большой заторможенностью, медленной реакцией, наказание следует немедленно за проступком -- это усиливает его воздействие».

Применяя наказание, учитель должен знать причины, породившие поступок, разобраться в его мотивах. Опыт изучения проступков учащихся показывает, что корни их могут скрываться в следующих причинах: ребенок не имеет стойких интересов, не увлечен ни учением ни трудовой деятельностью; не участвует в общественной жизни школы или участвует без особой заинтересованности; не осознает (и часто не знает) правильных норм поведения, не воспринимает требований к нему.

Воспитатель обязательно должен разобраться в причинах, приведших к проступку его воспитанника. При этом важно не проявлять фронтальной требовательности ко всем, а индивидуально подходить к каждому ребенку и стараться изжить причины, породившие нарушения.

Наказание имеет воспитательную силу только тогда, когда ребенок действительно чувствует, что виноват, стремится исправиться. Поэтому воспитатель должен предвидеть реакцию на наказание провинившегося и всего коллектива. Общественная оценка проступка -- важнейшая основа наказаний в советской школе. Осуждение коллектива будет сильнее там, где дети сплочены, где есть здоровое общественное мнение. Эффект наказания стоит в прямой зависимости от состояния всей воспитательной работы в классе или группе, от того, как организован коллектив, какова его идейная направленность, какова сила общественного мнения.

В системе вспомогательного обучения применять наказание можно только с учетом дефекта ребенка, с учетом отклонений его характера, поведения.

Используя всю систему методов нравственного воспитания, учитель должен хорошо понимать природу детей с нарушениями интеллекта, жить их интересами, направлять их.

Делись добром ;)