Особенности создания электронного портфолио студента

курсовая работа

1.2 Содержание портфолио

Основной целью создания портфолио студента является накопление и сохранение документальных подтверждений собственных достижений студента в процессе его обучение в ВУЗе. Задача составления портфолио решается студентом самостоятельно. Сотрудники ВУЗа могут лишь дать студенту общие рекомендации по ведению портфолио и посодействовать в размещении готово портфолио для ознакомления с ним потенциальных работодателей. Созданное в процессе обучения студента портфолио будет являться наглядной демонстрацией его достижений и может послужить одним из факторов, основываясь на котором работодатель примет решение о приеме на работу именно автора портфолио. Однако помимо повышения конкурентоспособности будущего специалиста при помощи портфолио могут быть выполнены и некоторые другие функции [1, с. 24]:

- Мотивации к образовательным достижениям. При условии ведения студентов собственного портфолио, вполне естественно, что он будет стремиться к его наполнению: участию в конкурсах, семинарах, получению высоких оценок, успешном прохождении практики.

- Приобретение опыта к деловой конкуренции. Необходимость составления портфолио прививает студенту навыки в представлении собственных достижений в выгодном свете по отношению к потенциальным конкурентам.

- Обоснованная реализация самообразования для развития профессиональных компетентностей. Необходимость составления портфолио, стремление к получению преимуществ по сравнению с другими студентами, часто приводит к желанию получения дополнительных знаний в профессиональной области и повышения собственной профессиональной компетенции.

- Выработка умения объективно оценивать уровень своих профессиональных компетентностей. Необходимость представления собственных достижений в более выгодным, по сравнению с другими студентами, свете приводит к тому, что автор портфолио стремится подчеркнуть и, в конечном итоге, развить свои наиболее сильные стороны.

Рассмотрев основные задачи, которые решаются путем составления портфолио, стоит рассмотреть и практические детали его реализацию. Начать данный обзор следует со структуры портфолио. На практике каждый из студентов может самостоятельно определить структуру и содержание своего портфолио. Ниже мы попытаемся раскрыть полный список разделов, которые могут содержаться в портфолио студента [7, с. 58]:

- Часть 1 «Введние» - краткая биографическая информация о себе, о целях портфолио, его структуре и особенностях.

- Часть 2 «Мои достижения» - материалы, свидетельствующие о признанных окружающими и осознанных студентами своих достижений, жизненного, учебного, предпрофессионального и, может быть, профессионального и научного опыта.

- Часть 3 «Я в мире людей» - материалы, свидетельствующие о накопленном опыте социальной жизни, межличностных контактов, связей, хобби, интересах, кумирах и т.п.

- Часть 4 «Взгляд не себя и в будущее» - материалы, содержащие самооценку студентом своих ценностей и идеалов, представлений о самом себе, своих сильных и слабых сторонах, индивидуальной миссии, тенденциях в развитии мира, открывающихся возможностей, возникающих опасностях, планах, личных и профессиональных, а также о способах, средства и времени их осуществления.

- Часть 5 «Заключение» - обобщение всего сказанного и показанного выше и акцентирование внимания того, КОМУ ПРЕДСТАВЛЕН документ, на важнейших особенностях Вашей личности, компетенциях, имеющемся жизненном и профессиональном опыте, жизненных и профессиональных планах.

Рассмотрим содержания указанных разделов более подробно.

Часть 1 («Введение») содержит следующие элементы:

- Фотография.

- Резюме.

- Цели и задачи составления портфолио.

- Структуру портфолио.

- Специфические характеристики портфолио.

Часть 2 («Мои достижения») содержит следующую информацию:

- Официальные документы:

o документы об окончании школы;

o сертификаты официально признанных международных, российских, региональных и городских олимпиад, конкурсов, фестивалей, иных мероприятий;

o документы об участии в грантах, окончании музыкальной, художественной, спортивной или иной школы;

o сертификаты о прохождении практик, стажировок, тестирования, участии в проектах и программах;

o журнальные, газетные и фото документы и иные документы, свидетельствующие об успехах;

o список достижений, который, по тем или иным причинам (забыл, потерял, украли) не может быть задокументирован.

- Жизненный опыт:

o автобиография;

o эссе «Взгляд в прошлое»;

o анализ важнейших событий и эпизодов жизни, их оценка, оценка, вес в сегодняшней жизни;

o основные этапы становления личности, факторы, события, люди, повлиявшие на это;

o газетные, фото, видео и иные кинодокументы, свидетельства очевидцев;

o характеристики, отзывы, оценки известных (и не только) лиц об авторе портфолио;

o отзывы с мест работы.

- Обучение в ВУЗе, предпрофессиональная и профессиональная подготовка:

o оценки на всех этапах обучения в вузе, комментарии к ним;

o любимые предметы, преподаватели, мотивы обучения;

o основные периоды и этапы учения;

o изменения взглядов на свою будущую профессию, ВУЗ;

o список курсовых и дипломных работ;

o отзывы преподавателей и научных руководителей, руководителей учебных, преддипломных и дипломных практик;

o список мест прохождения практик и выполненных работ.

- Научная деятельность:

o список научных работ;

o научная переписка;

o аннотации к работам автора портфолио;

o рецензии чужих научных трудов, монографий, учебников и учебных пособий;

o эссе «О науке» и т.п.;

- Курсы по выбору и творческие работы:

o список дополнительны курсов, оценки, сертификаты, комментарии, приобретенные компетенции;

o список или структурированное представление в том или ином виде творческих работ, отзывы на них, в том числе в СМИ и т.п.;

Часть 3 («Я в мире людей») содержит следующую информацию:

- Участие в общественной жизни:

o характер общественной активности автора;

o занимаемые посты;

o проекты и программы, в которых участвовал автор, их результативность.

- Друзья и любимые люди:

o близкие друзья автора как в ВУЗе, так и вне его, сфера их занятий, привлекательные черты характера, образ жизни, разделяемые ценности и т.п.;

o родные и близкие люди, их личные качества, интересы, сфера занятий, привлекательные черты.

- Мои кумиры - люди: актеры, ученые, писатели спортсмены и т.п., являющиеся для автора портфолио, в определенном смысле, эталонами жизни и поведения, их портреты.

- Хобби, интересы - сфера свободных интересов автора, его занятий, хобби, их примеры, иллюстрации, значение в жизни вообще и в профессиональной жизни, в частности

Часть 4 («Взгляд на себя и в будущее») содержит следующую информацию:

- «Я» - взгляд на свое «Я», сильные и слабые стороны, мотивацию, интеллект, черты характера, образ жизни.

- Мои ценности и идеалы - описывается то, что с точки зрения автора является наиболее важным, то к чему он стремится, что он уважает.

- Мир вокруг меня - оценка событий автором происходящих в мире и вокруг него, тенденций, открывающихся возможностей, возникающих трудностей и опасностей.

- Мои жизненные планы - представление автора о собственной миссии, жизненных и профессиональных целях, стратегии, планах, способах, средствах и времени их достижения и т.п.

- Мой девиз - девиз, кредо автора на новом этапе жизни

Часть 5 («Заключение») может содержать следующую информацию:

- Важнейшие аспекты личности.

- Наиболее важные компетенции.

- Важнейшие аспекты опыта.

- Направления взаимодействия с работодателем.

Рассматривая приведенную выше структуру может показаться, что задача создания портфолио является ничуть не менее сложной, чем сам процесс обучения в ВУЗе. Однако, на практике автор редко создает собственное портфолио, содержащее все описанные разделы. В зависимости от специальности студента акцент может быть сделан только на определенных разделах. Студенты технических специальностей постараются подчеркнуть результаты научной деятельности, наличие профессиональной переподготовки, наличие сертификатов, дипломов и т. д. Журналист постарается сосредоточиться на написании эссе. Артист попытается заострить внимание на участие в творческой жизни ВУЗа и т. д.

Таким образом, приведенная структура является лишь неким шаблоном, из которого студент выберет только те разделы, которые необходимы именно ему.

Делись добром ;)