Особенности создания электронного портфолио студента
1.2 Содержание портфолио
Основной целью создания портфолио студента является накопление и сохранение документальных подтверждений собственных достижений студента в процессе его обучение в ВУЗе. Задача составления портфолио решается студентом самостоятельно. Сотрудники ВУЗа могут лишь дать студенту общие рекомендации по ведению портфолио и посодействовать в размещении готово портфолио для ознакомления с ним потенциальных работодателей. Созданное в процессе обучения студента портфолио будет являться наглядной демонстрацией его достижений и может послужить одним из факторов, основываясь на котором работодатель примет решение о приеме на работу именно автора портфолио. Однако помимо повышения конкурентоспособности будущего специалиста при помощи портфолио могут быть выполнены и некоторые другие функции [1, с. 24]:
- Мотивации к образовательным достижениям. При условии ведения студентов собственного портфолио, вполне естественно, что он будет стремиться к его наполнению: участию в конкурсах, семинарах, получению высоких оценок, успешном прохождении практики.
- Приобретение опыта к деловой конкуренции. Необходимость составления портфолио прививает студенту навыки в представлении собственных достижений в выгодном свете по отношению к потенциальным конкурентам.
- Обоснованная реализация самообразования для развития профессиональных компетентностей. Необходимость составления портфолио, стремление к получению преимуществ по сравнению с другими студентами, часто приводит к желанию получения дополнительных знаний в профессиональной области и повышения собственной профессиональной компетенции.
- Выработка умения объективно оценивать уровень своих профессиональных компетентностей. Необходимость представления собственных достижений в более выгодным, по сравнению с другими студентами, свете приводит к тому, что автор портфолио стремится подчеркнуть и, в конечном итоге, развить свои наиболее сильные стороны.
Рассмотрев основные задачи, которые решаются путем составления портфолио, стоит рассмотреть и практические детали его реализацию. Начать данный обзор следует со структуры портфолио. На практике каждый из студентов может самостоятельно определить структуру и содержание своего портфолио. Ниже мы попытаемся раскрыть полный список разделов, которые могут содержаться в портфолио студента [7, с. 58]:
- Часть 1 «Введние» - краткая биографическая информация о себе, о целях портфолио, его структуре и особенностях.
- Часть 2 «Мои достижения» - материалы, свидетельствующие о признанных окружающими и осознанных студентами своих достижений, жизненного, учебного, предпрофессионального и, может быть, профессионального и научного опыта.
- Часть 3 «Я в мире людей» - материалы, свидетельствующие о накопленном опыте социальной жизни, межличностных контактов, связей, хобби, интересах, кумирах и т.п.
- Часть 4 «Взгляд не себя и в будущее» - материалы, содержащие самооценку студентом своих ценностей и идеалов, представлений о самом себе, своих сильных и слабых сторонах, индивидуальной миссии, тенденциях в развитии мира, открывающихся возможностей, возникающих опасностях, планах, личных и профессиональных, а также о способах, средства и времени их осуществления.
- Часть 5 «Заключение» - обобщение всего сказанного и показанного выше и акцентирование внимания того, КОМУ ПРЕДСТАВЛЕН документ, на важнейших особенностях Вашей личности, компетенциях, имеющемся жизненном и профессиональном опыте, жизненных и профессиональных планах.
Рассмотрим содержания указанных разделов более подробно.
Часть 1 («Введение») содержит следующие элементы:
- Фотография.
- Резюме.
- Цели и задачи составления портфолио.
- Структуру портфолио.
- Специфические характеристики портфолио.
Часть 2 («Мои достижения») содержит следующую информацию:
- Официальные документы:
o документы об окончании школы;
o сертификаты официально признанных международных, российских, региональных и городских олимпиад, конкурсов, фестивалей, иных мероприятий;
o документы об участии в грантах, окончании музыкальной, художественной, спортивной или иной школы;
o сертификаты о прохождении практик, стажировок, тестирования, участии в проектах и программах;
o журнальные, газетные и фото документы и иные документы, свидетельствующие об успехах;
o список достижений, который, по тем или иным причинам (забыл, потерял, украли) не может быть задокументирован.
- Жизненный опыт:
o автобиография;
o эссе «Взгляд в прошлое»;
o анализ важнейших событий и эпизодов жизни, их оценка, оценка, вес в сегодняшней жизни;
o основные этапы становления личности, факторы, события, люди, повлиявшие на это;
o газетные, фото, видео и иные кинодокументы, свидетельства очевидцев;
o характеристики, отзывы, оценки известных (и не только) лиц об авторе портфолио;
o отзывы с мест работы.
- Обучение в ВУЗе, предпрофессиональная и профессиональная подготовка:
o оценки на всех этапах обучения в вузе, комментарии к ним;
o любимые предметы, преподаватели, мотивы обучения;
o основные периоды и этапы учения;
o изменения взглядов на свою будущую профессию, ВУЗ;
o список курсовых и дипломных работ;
o отзывы преподавателей и научных руководителей, руководителей учебных, преддипломных и дипломных практик;
o список мест прохождения практик и выполненных работ.
- Научная деятельность:
o список научных работ;
o научная переписка;
o аннотации к работам автора портфолио;
o рецензии чужих научных трудов, монографий, учебников и учебных пособий;
o эссе «О науке» и т.п.;
- Курсы по выбору и творческие работы:
o список дополнительны курсов, оценки, сертификаты, комментарии, приобретенные компетенции;
o список или структурированное представление в том или ином виде творческих работ, отзывы на них, в том числе в СМИ и т.п.;
Часть 3 («Я в мире людей») содержит следующую информацию:
- Участие в общественной жизни:
o характер общественной активности автора;
o занимаемые посты;
o проекты и программы, в которых участвовал автор, их результативность.
- Друзья и любимые люди:
o близкие друзья автора как в ВУЗе, так и вне его, сфера их занятий, привлекательные черты характера, образ жизни, разделяемые ценности и т.п.;
o родные и близкие люди, их личные качества, интересы, сфера занятий, привлекательные черты.
- Мои кумиры - люди: актеры, ученые, писатели спортсмены и т.п., являющиеся для автора портфолио, в определенном смысле, эталонами жизни и поведения, их портреты.
- Хобби, интересы - сфера свободных интересов автора, его занятий, хобби, их примеры, иллюстрации, значение в жизни вообще и в профессиональной жизни, в частности
Часть 4 («Взгляд на себя и в будущее») содержит следующую информацию:
- «Я» - взгляд на свое «Я», сильные и слабые стороны, мотивацию, интеллект, черты характера, образ жизни.
- Мои ценности и идеалы - описывается то, что с точки зрения автора является наиболее важным, то к чему он стремится, что он уважает.
- Мир вокруг меня - оценка событий автором происходящих в мире и вокруг него, тенденций, открывающихся возможностей, возникающих трудностей и опасностей.
- Мои жизненные планы - представление автора о собственной миссии, жизненных и профессиональных целях, стратегии, планах, способах, средствах и времени их достижения и т.п.
- Мой девиз - девиз, кредо автора на новом этапе жизни
Часть 5 («Заключение») может содержать следующую информацию:
- Важнейшие аспекты личности.
- Наиболее важные компетенции.
- Важнейшие аспекты опыта.
- Направления взаимодействия с работодателем.
Рассматривая приведенную выше структуру может показаться, что задача создания портфолио является ничуть не менее сложной, чем сам процесс обучения в ВУЗе. Однако, на практике автор редко создает собственное портфолио, содержащее все описанные разделы. В зависимости от специальности студента акцент может быть сделан только на определенных разделах. Студенты технических специальностей постараются подчеркнуть результаты научной деятельности, наличие профессиональной переподготовки, наличие сертификатов, дипломов и т. д. Журналист постарается сосредоточиться на написании эссе. Артист попытается заострить внимание на участие в творческой жизни ВУЗа и т. д.
Таким образом, приведенная структура является лишь неким шаблоном, из которого студент выберет только те разделы, которые необходимы именно ему.