Особенности внимания младших школьников с гиперактивным поведением

курсовая работа

1.1 Особенности внимания в младшем школьном возрасте

Внимание - это психический процесс, обязательно присутствующий при познании детьми окружающего мира и проявляется, обычно, в сосредоточенности и направленности психики на конкретных объектах. Из потока информации, которая непрерывно идёт из окружающего их мира, лишь благодаря работе внимания дети выбирают только ту, которая является наиболее интересной, значимой и важной для него на определённом отрезке жизни. Природа внимания состоит в том, что выбранный объект, занимает доминирующее, главное положение, создавая в коре головного мозга ребёнка достаточно сильный очаг нервного напряжения, который называется доминантой. Тогда как действие остальных раздражителей притормаживается, не доходя до его сознания, он их просто не замечает.

Различают следующие виды внимания:

· внешнее внимание;

· внутреннее внимание;

· непроизвольное внимание;

· произвольное внимание;

· послепроизвольное внимание.

Внимание обладает следующими свойствами:

· объем внимания;

· устойчивость внимания;

· концентрация внимания;

· переключение внимания;

· распределение внимания.

Внимание -- одна из классических областей психологии. Его изучением занимались Н. Н. Ланге, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Добрынин и многие другие. В арсенале данной области психологии накоплено большое количество способов, позволяющих исследовать и проводить диагностику разных сторон внимания, множество общих рекомендаций и конкретных приемов для активного развития внимания детей младшего школьного возраста.

Определенная сложность, встающая перед человеком, который хочет разобраться в психологии внимания, состоит в том, что, с одной стороны, ответ на вопрос, что такое внимание, внимательность и невнимательность, на практическом, бытовом уровне знает не только любой взрослый, но и почти каждый ребенок. С другой стороны, внимание -- это весьма сложный раздел психологических знаний, который в последнее время привлекает все больший интерес психологов и рождает сложные и неоднозначные теории объяснения.

Проблема внимания нередко рассматривается лишь в связи с другими психическими функциями: памятью, мышлением, воображением, восприятием. Действительно, проявления внимания нельзя увидеть отдельно от них, в чистом виде. Поэтому во многих учебниках психологии внимание и трактуется как своего рода побочная, вспомогательная психическая функция. Однако сегодня оно все чаще начинает рассматриваться учеными едва ли не как главная, принципиально важная для жизни и деятельности человека способность, без которой невозможно как его физическое выживание, так и достижение высот творческой деятельности. «Наличие у человека высших форм внимания, -- пишет С. Л. Рубинштейн, -- в конечном счете, означает, что он как личность выделяет себя из окружающей среды, противопоставляет себя ей и получает возможность, мысленно включая наличную ситуацию в различные контексты, ее преобразовывать, выделяя в ней в качестве существенного то один, то другой момент. Внимание в этих высших своих формах характеризует своеобразие человеческого предметного сознания»[4, с. 442-443].

Без внимания как умения активно сосредоточиться на чем-то одном, главном, отбросив все случайное, в данный момент ненужное, жизнь невозможна.

Внимание -- необходимое условие качественного выполнения любой деятельности. Оно выполняет функцию контроля и особенно необходимо при обучении, когда человек сталкивается с новыми знаниями, объектами, явлениями.

У младших школьников, как бы талантливы или способны они ни были, всегда будут пробелы в знаниях, если внимание их недостаточно развито, и они часто бывают невнимательными или рассеянными на занятиях. Внимание в значительной мере определяет ход и результаты учебной деятельности.

Выполнение учебной деятельности предъявляет высокие требования к уровню развития произвольного внимания. Ряд условий организации учебной деятельности способствует развитию и укреплению произвольного внимания младших школьников:

· осознание учеником значения задачи: чем важнее задача, чем сильнее желание выполнить её, тем в большей мере привлекается внимание;

· интерес к конечному результату деятельности заставляет напоминать самому себе, что надо быть внимательным;

· постановка вопросов по ходу выполнения деятельности, ответы на которые требуют внимания;

· словесный отчет, что сделано и что еще нужно сделать;

· определенная организация деятельности.

Одним из важнейших свойств внимания является его объём. Объем внимания обычно колеблется у взрослых в пределах от 4 до 6 объектов, у младших школьников -- от 2 до 5 объектов.

Объем внимания -- это количество объектов, которые охватываются вниманием одномоментно, одновременно.[1, с 108]

Младший школьник с большим объемом внимания может заметить больше предметов, явлений, событий. Объем внимания во многом зависит от знания объектов и от связи их друг с другом.

Немаловажным свойством внимания является уровень его распределения. Умение правильно распределять внимание развивается постепенно, с возрастом. Так, младшие школьники плохо распределяют внимание, они еще не умеют этого делать, у них нет опыта, автоматических умений, поэтому не следует предлагать им одновременно выполнять два дела или при выполнении одного дела отвлекать внимание ребенка на другое. Но способствовать развитию этого умения необходимо.

Весомый вклад в эффективность процесса обучения младшего школьника вносит уровень переключения внимания.

Переключение внимания всегда сопровождается некоторым напряжением, которое выражается в волевом усилии. Отсюда понятно, почему школьнику, особенно младшему, трудно бывает начинать новую работу, особенно если она не вызывает приятных чувств, а предыдущая деятельность, наоборот, была более интересной. Например, переключение внимания на урок от дел, которыми дети занимались на перемене. Частая смена видов работы в процессе учебной деятельности может вызывать у младших школьников большие трудности.

Если, отвлекаясь, ребёнок младшего школьного возраста меняет объект внимания непроизвольно, то, переключая внимание, он сознательно ставит цель заняться чем-то новым. Внимание быстрее и легче переключается от менее важного для личности предмета к более значимому.

В переключении внимания ярко проявляются индивидуальные особенности человека - одни люди могут быстро переходить от одной деятельности к другой, а другие - медленно и с трудом. Разные виды деятельности требуют разных форм внимания.

Внимание у детей начинает проявляться довольно рано, уже в первые месяцы жизни. Сначала появляется непроизвольное внимание. С возрастом оно развивается - увеличивается круг объектов, которые вызывают непроизвольное внимание, и само это внимание становится более сильным и более устойчивым.[2, с.207]

На основе непроизвольного внимания у детей постепенно развивается внимание произвольное. Однако в течение дошкольного возраста, а не редко и в младшем школьном, дети ещё в недостаточной степени владеют своим вниманием.

В младшем школьном возрасте регулирующее влияние высших корковых центров постепенно совершенствуется, в результате чего происходят существенные преобразования характеристик внимания, происходит интенсивное развитие всех свойств внимания: довольно резко возрастает объем внимания, возрастает его устойчивость, происходит развитие навыков распределения и переключения. Но лишь к 9-10 годам ребёнок становится способен довольно долго выполнять и сохранять заданную программу действий.

Возрастными особенностями внимания младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста весьма ограниченные.

Значительно лучше у младших школьников развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Дети могут упустить важные существенные моменты в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают их своими интересными деталями.

Развитие произвольного внимания младшего школьника является одним из важнейших приобретений личности на данном этапе онтогенеза. Оно связано с формированием у ребенка младшего школьного возраста волевых качеств и находится в теснейшем взаимодействии с его общим умственным развитием.

Для учителя начальной школы проблема развития внимания детей является традиционной. Это во многом обусловлено особенностями психического развития младших школьников. Наиболее характерны невнимательность, несобранность, отвлекаемость для детей 6-7 лет, т. е. первоклассников. Внимание первоклассника еще довольно слабо организовано, оно обладает небольшим объемом, достаточно плохо распределяется, оно неустойчиво, это объясняется недостаточно зрелой регуляцией нейрофизиологических механизмов, которые обеспечивают произвольное управление поведением в целом и вниманием в частности.

Степень развития свойств внимания, а также его организованность - это факторы, которые непосредственно, в младшем школьном возрасте, определяют успешность обучения. Обычно, хорошо успевающий младший школьник имеет лучшие показатели в развитии внимания. Специальные исследования говорят о том, что разнообразные свойства внимания вносят различный вклад в успех обучения, по различным предметам. Успешность обучения русскому языку зависит от точности распределения внимания, при овладении математическими способностями основная роль принадлежит объему внимания, а обучение чтению тесно связано со степенью устойчивости внимания.

Таким образом, развивая конкретные свойства внимания, можно повышать успеваемость младших школьников по различным учебным предметам.

В силу особенностей своей работы учитель может изо дня в день, на каждом уроке и в разнообразных естественных ситуациях наблюдать за поведением детей, характером их учебной и внеучебной деятельности. В результате этих наблюдений педагог имеет возможность получить достаточно полное, целостное представление о внимании младших школьников.[3, с.64]

Делись добром ;)