Основы усвоения младшими школьниками правил здорового образа жизни

отчет по практике

2.1 Определение уровня усвоения младшими школьниками правил здорового образа жизни в процессе изучения окружающего мира

В теоретической части нашего исследования была предпринята попытка дать характеристику особенностей усвоения младшими школьниками правил здорового образа жизни в процессе изучения окружающего мира.

Цель опытно-экспериментальной части работы - выявить уровень сформированности правил здорового образа жизни младших школьников.

Цель экспериментального исследования позволила поставить конкретные задачи:

1. Выбор методики экспериментального исследования.

2. Определение критериев и уровней сформированности правил здорового образа жизни младших школьников.

3. Количественный и качественный анализ полученных данных.

4. Разработка методических рекомендаций по формированию правил здорового образа жизни в процессе изучения окружающего мира.

Исследование проводилось на базе МОУ «Климовская средняя общеобразовательная школа» п. Климовское. В эксперименте приняли участие школьники третьего класса в количестве 20 человек. Класс занимается по учебно-методическому комплекту «Школа Росси».

Экспериментальное исследование сформированности правил здорового образа жизни младших школьников в третьем классе проводилось методом анкетирования.

Формирование здорового образа жизни затрагивает разные стороны развития личности, таким образом, мы выделили следующие критерии: когнитивный, мотивационно-потребностный и деятельностный.

Когнитивный критерий предполагает наличие определенных знаний, относительно здорового образа жизни. Данный критерий включает в себя понимание различных сторон знаний о здоровье: гигиенические требования и нормы, основы правильного питания, режим труда и отдыха, двигательная активность и т.д. Кроме того, данный критерий позволяет оценить степень осведомленности о правилах использования различных методов сохранения и укрепления своего здоровья.

Мотивационно-потребностный критерий предполагает наличие желания вести здоровый образ жизни, наличие интереса к своему здоровью.

Деятельностный критерий предполагает наличие деятельности по осуществлению здорового образа жизни. Данный критерий оценивает то, насколько основные положения здорового образа жизни реализуются в поведении, привычках и действиях детей.

Раскроем кратко содержание каждого уровня и критерии его оценки.

В таблице 1. представлены уровни усвоения правил здорового образа жизни младших школьников.

Таблица 1.

Характеристика уровней сформированности здорового образа жизни

Уровни

Критерии

Высокий

Средний

Низкий

Когнитив

ный

Младший школьник владеет знаниями основ здорового образа жизни

Младший школьник владеет знаниями основ здорового образа жизни не полном объеме.

Младший школьник не владеет знаниями основ здорового образа жизни.

Мотивационно-потребностный

.Младший школьник испытывает интерес к знаниям относительно здорового образа жизни.

Испытывает желание принимать участие в мероприятиях оздоровительной направленности.

В наличие внутренняя мотивация.

Не всегда испытывает интерес к здоровому образу жизни.

Проявляет желание принимать участие в некоторых мероприятиях оздоровительной направленности.

Внутренняя мотивация должна подкрепиться внешней.

Не испытывает интереса к знаниям относительно здорового образа жизни.

Испытывает желание принимать участие в мероприятиях оздоровительной направленности.

Необходима внешняя мотивация.

Деятельностный

Младший

школьник систематически использует знания и практические умения в области ЗОЖ в своей жизни.

Является активным участником мероприятий оздоровительной направленности.

Приобщает других детей к мероприятиям оздоровительной направленности.

Младший школьник не всегда использует знания и практические умения в области ЗОЖ в своей жизни.

Является участником большинства мероприятий оздоровительной направленности.

Младший школьник редко использует или не использует знания и практические умения в области ЗОЖ в своей жизни.

Не участвует или редко участвует в мероприятиях оздоровительной направленности.

Нами был проведен опрос - анкета "Мое здоровье" - учащихся с целью определения их отношения к своему здоровью (деятельностный компонет). Школьникам было задано пять вопросов, на каждый из вопросов предлагалось 3 варианта ответов. Так, на первый вопрос анкеты "Приходилось ли тебе идти в школу больным?" мы получили следующие результаты (рис. 1.1):

Рис. 1.1 Приходилось ли тебе идти в школу больным?

Как видно из полученных результатов ответа на первый вопрос 60% учащихся приходят в школу нездоровыми, либо испытывают легкое недомогание. Такой большой процент влияет на мотивацию учащихся к обучению, на успеваемость.

Следующий вопрос "Как часто у тебя болит голова?" показал следующие результаты (рис. 1.2):

здоровый образ жизнь школьник

Рис. 1.2 "Как часто у тебя болит голова?"

Результаты ответов на данный вопрос показали, что процент учащихся, у которых болит голова и редко болит голова, разделились поровну. Это свидетельствует, первую очередь, о том, что во время учебы учащиеся испытывают большую нагрузку, что влияет на их самочувствие и успеваемость. Третий вопрос анкеты звучал "Какова продолжительность прогулок на свежем воздухе?" содержал три варианта ответов: больше трех часов; больше двух часов; около часа. Получились следующие результаты (рис. 1.3):

Рис. 1.3 "Какова продолжительность прогулок на свежем воздухе?"

Большинство учащихся проводят на свежем воздухе около часа, что является недостаточным для детей младшего школьного возраста, так как времяпрепровождение на свежем воздухе способствует мыслительной деятельности. А при прогулке около часа ребенку не хватает времени на отдых.

На четвертый вопрос "Всегда ли ты ложишься спать в определенное время" были получены следующие результаты (рис. 1.4):

Рис. 1.4 "Всегда ли ты ложишься спать в определенное время?"

Результаты ответов на данный вопрос показал, что большинство учащихся (80%) соблюдают режим дня, а именно сна. Это является положительным результатом.

Последний вопрос анкеты звучал: "Как часто в течение дня ты питаешься?" содержал три варианта ответов:

· три раза в день;

· два раза в день;

· один раз в день.

Рис. 1.5 "Как часто в течение дня ты питаешься?"

Результаты ответов на данный вопрос показали, что большинство учащихся 3 «Б» класса питаются три раза в день (50%), 40% учащихся питаются два раза в день и 10% школьников едят всего лишь один раз в день. Результаты опроса отображены на рис. 1.5.

Проведенный опрос учащихся 3 «Б» класса подтверждает низкий уровень ценностного отношения к здоровью, и демонстрируют неадекватное отношение к своему здоровью. Наибольшее влияние на состояние и отклонение к здоровью учащихся, оказывает семья с определенным образом жизни.

Рис. 1.6 Уровни сформированности деятельностного компонента ЗОЖ

Далее нами была предложена анкета "ЗОЖ" (см. Приложение 1) учащимся 3 «Б» класса с целью определения уровня сформированности когнитивного и мотивационно-потребностного компанента ЗОЖ. Анкета была составлена с учетом возрастных особенностей и содержит вопросы, адаптированные для данного возраста. При ответах на вопросы учащиеся внимательно прочитывали вопросы и отмечали те ответы, которые им казались правильными.

Целью данной методики являлось определить знание правил пользования средствами гигиены, которое определялось ответами на вопрос 1 анкеты. В результате выделяется 3 уровня знаний о правилах пользования средствами гигиены:

· высокий уровень - 6-8 баллов;

· удовлетворительный уровень - 4 балла;

· низкий уровень - 2-0 баллов.

Результаты ответов учащихся представлены в таблице 1.1(Приложение )

Таблица 1.1 Знание правил пользования средствами гигиены

№ п/п

Фамилия, имя

Количество баллов

1

Саша Б.

4

2

Аня Б.

4

3

Паша К.

4

4

Маша К.

4

5

Алена О.

2

6

Кристина П.

8

7

Максим Т.

2

8

Саша Т.

4

9

Денислам Х.

4

10

Леша Ш.

2

11

ПоляБ.

4

12

Аня Б.

4

13

КираК.

4

14

Марина К.

4

15

Алена О.

2

16

Кирилл П.

8

17

Миша Т.

2

18

Сережа Т.

4

19

Данил Х.

4

20

ГришаШ.

2

Как показывают данные исследования уровень знаний правил пользования личной гигиены у учащихся 3 «Б» удовлетворительный, что наглядно видно в процентном соотношении на рис. 1.7.

Рис. 1.7 Знания правил пользования средствами гигиены

Усвоение правил организации питания определялась результатами ответов на второй вопрос анкеты и характеризуется двумя критериями:

· осведомленность - 4 балла;

· неосведомленность - 0 баллов.

Результаты исследования данного направления ЗОЖ отражены в таблице 1.2.

Таблица 1.2 Усвоение правил организации режима питания

№ п/п

Фамилия, имя

Количество баллов

1

Саша Б.

4

2

Аня Б.

0

3

Паша К.

0

4

Маша К.

4

5

Алена О.

4

6

Кристина П.

4

7

Максим Т.

0

8

Саша Т.

4

9

Денислам Х.

0

10

Леша Ш.

4

11

Поля Б.

4

12

Аня Б.

0

13

Кира К.

0

14

Марина К.

4

15

Алена О.

4

16

Кирилл П.

4

17

Миша Т.

0

18

Сережа Т.

4

19

Данил Х.

0

20

Гриша Ш.

4

Как видно из представленной таблице, учащиеся 3 «Б» класса в своем большинстве неосведомлены о правилах организации питания (12 человек).

Знание правил гигиены определялось количеством баллов в процессе ответов на вопросы 3, 4, 5 и распределялось по трем уровням:

· высокий уровень - 18-22 балла;

· удовлетворительный уровень - 12-17 баллов;

· низкий уровень - менее 12 баллов.

Результаты опроса представлены в таблице 1.3.

Таблица 1.3 Знание правил гигиены

№ п/п

Фамилия, имя

Количество баллов

1

Саша Б.

6

2

Аня Б.

14

3

Паша К.

6

4

Маша К.

14

5

Алена О.

6

6

Кристина П.

14

7

Максим Т.

8

8

Саша Т.

14

9

Денислам Х.

8

10

Леша Ш.

12

11

ПоляБ.

6

12

Аня Б.

14

13

КираК.

6

14

Марина К.

14

15

Алена О.

6

16

Кирилл П.

14

17

Миша Т.

8

18

Сережа Т.

14

19

Данил Х.

8

20

Гриша Ш.

12

В результате обработки ответов на вопросы анкеты нами было выявлено, что в 3 «Б» классе нет ни одного ребенка, который бы обладал высоким уровнем знаний правил гигиены, а низкий и удовлетворительный уровни знаний правил гигиены распределились поровну. Результаты ответов в процентном соотношении представлены из рис. 1.8.

Рис. 1.8 Знания правил гигиены

Четвертое направление-методика сформированности ЗОЖ у учащихся было направлено на определение знаний ребенком правил оказания первой помощи и определялось с помощью шестого вопроса анкеты, распределялось по трем уровням:

· высокий уровень - 6 баллов;

· удовлетворительный уровень - 4 балла;

· низкий уровень - 0 баллов.

Результаты ответов учащихся на шестой вопрос отражены в таблице 1.4.

Таблица 1.4 Знание ребенком правил оказания первой помощи

№ п/п

Фамилия, имя

Количество баллов

1

Саша Б.

0

2

Аня Б.

4

3

Паша К.

0

4

Маша К.

6

5

Алена О.

4

6

Кристина П.

0

7

Максим Т.

0

8

Саша Т.

4

9

Денислам Х.

0

10

Леша Ш.

4

11

Поля Б.

0

12

Аня Б.

4

13

Кира К.

0

14

Марина К.

6

15

Алена О.

4

16

Кирилл П.

0

17

Миша Т.

0

18

Сережа Т.

4

19

Данил Х.

0

20

Гриша Ш.

4

Как видно из представленной сводной таблицы по результатам ответов учащихся, в классе преобладает практически полное незнание правил оказания первой помощи. Лишь у двоих школьников высокий уровень знаний оказания первой помощи. Процентное соотношение результатов опроса наглядно представлено на рис. 1.9.

Рис. 1.9 Знания ребенком правил оказания первой помощи

Итак, по результатам проведенного анкетирования когнитивного и мотивационно - потребностного компонента правил ЗОЖ нами получены следующие результаты.

Рис. 1.10 Уровни усвоения правил ЗОЖ (когнитивный и мотивационно-потребностный компоненты)

Далее было подсчитано общее количество баллов, набранных учащимся, и определен уровень знаний учащегося о правилах ЗОЖ. В результате было выделено четыре уровня знаний учащихся о требованиях ЗОЖ:

· высокий уровень - 36-30 баллов;

· средний уровень - 29-24 балла;

· низкий уровень - 23-18 баллов.

Общий суммарный балл, набранный каждым учащимся, был внесен в таблицу 1.5.

Таблица 1.5 Сводная таблица по уровням усвоения правил ЗОЖ

№ п/п

Фамилия, имя

Общая сумма баллов

Уровень (высокий, средний, низкий)

1

Саша Б.

14

низкий

2

Аня Б.

22

средний

3

Паша К.

10

низкий

4

Маша К.

30

высокий

5

Алена О.

18

низкий

6

Кристина П.

26

средний

7

Максим Т.

10

низкий

8

Саша Т.

26

средний

9

Денислам Х.

12

низкий

10

Леша Ш.

22

средний

11

Поля Б.

14

низкий

12

Аня Б.

22

средний

13

Кира К.

12

низкий

14

Марина К.

30

высокий

15

Алена О.

18

низкий

16

Кирилл П.

26

средний

17

Миша Т.

10

низкий

18

Сережа Т.

26

средний

19

Данил Х.

12

низкий

20

Гриша Ш.

22

средний

Процентное соотношение по уровням усвоения правил ЗОЖ представлено на рис. 1.11.

Рис. 1.11 Уровни усвоения правил ЗОЖ

Таким образом, по результатам констатирующего эксперимента мы пришли к выводу, что уровень освоения правил ЗОЖ у учащихся 3 «Б» класса МОУ «Климовской средней общеобразовательной школы» средний, поэтому необходима работа по повышению уровня сформированности у младших школьников правил здорового образа жизни.

Делись добром ;)