Основы педагогического сопровождения опекунских семей с религиозными установками

дипломная работа

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем фактом, что проблема сиротства и, прежде всего, сиротства социального, за последние 15 лет приобрела в России масштабы национальной катастрофы, выражающейся не только в беспрецедентном росте количества детей, лишившихся родительской опеки, но и в явном недостатке эффективных способов противодействия этому процессу или хотя бы смягчения его негативных последствий. Социальное сиротство -- один из симптомов социального неблагополучия современной России.

Сегодня социальное сиротство обусловлено комплексным воздействием различных негативных факторов, включая экономический (низкий уровень жизни), медицинский (инвалидность, заболевания), социальный (военные конфликты, миграция, социально-экономическая нестабильность), экологический (неблагоприятная, а иногда и опасная для жизни среда обитания), семейный (педагогическая и социальная несостоятельность родителей) и, наконец, личностный (отклонения в личностном и социальном развитии, патологические черты личности т.д.).

Существующая на протяжении многих десятилетий и до настоящего времени система попечения детей-сирот в России представляет собой систему государственного содержания сирот. Проведенные психолого-педагогические исследования, а также опыт воспитания детей в учреждениях закрытого типа показывает, что данная система объективно приводит к поддержанию сиротства как явления, а не к его предупреждению и ликвидации. Государством в последние годы выделяются немалые средства для формирования новых структур и новых служб профилактической и социально-реабилитационной помощи детям-сиротам.

Исторический и зарубежный опыт профилактики социального сиротства убедительно доказывает необходимость избегания институционализации детей, оставшихся без попечения родителей, путем нахождения альтернативного решения их жизнеустройства на уровне общины и проведения превентивной социальной политики в сфере семьи и детства. За рубежом накоплен определенный положительный опыт жизнеустройства осиротевших детей или детей, оставшихся без родительского попечительства, в семью -- это система Г. Гмайнера SOS Киндердорф (Австрия), Фостеровская семья (США), Концепция приемной семьи (Швейцария) и др.

В России альтернативным государственным учреждением модели жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей по-прежнему остается опекунство, приемные семьи, семейные воспитательные группы, патронатное воспитание. Развиваются они крайне медленно и не всегда соответствуют существующему на них социальному запросу. Во многом это обусловлено пассивным отношением граждан к проблеме социального сиротства, их уверенностью в том, что это проблема государства, а не общества. Профессиональная замещающая семья в России имеет почти трехсотлетнюю историю. Однако серьёзный исследовательский интерес к этой проблеме появился на рубеже ХХ--ХХI вв. Результаты педагогических и психологических исследований показали, что в условиях замещающей семьи у детей происходит компенсация депревационньих нарушений в развитии. Но многие процессы, происходящие в замещающей семье остаются не достаточно изученными и требуют дальнейшего исследования.

Особенности адаптации ребенка в условиях замещающей семьи изучали И.А. Бобылева, О.В. Заводилкина, Н.П. Иванова, В.Н. Ослон и другие. Исследователи отмечают, что интеграция ребенка сироты в замещающую семью независимо от формы семейного устройства (опека, попечительство, приемная семья, патронатная семья), порождает множество проблем.

Необходимым условием успешной адаптации ребенка-сироты к новой семье является взаимное соответствие ожиданий ребенка и приемных родителей, а также всех членов приемной семьи между собой. Большую помощь в успешной адаптации детей-сирот способен оказать высоко квалифицировнный педагог, обладающий не только профессиональными качествами, но и высокими моральными установками, выдержкой, терпением, т.е. способный осуществлять педагогическое сопровождение замещающих семей.

В современной психологической службе разработка проблемы педагогического сопровождения опекунских семей занимает ведущее место. Вопросы сопровождения рассматривались в работах И.В. Дубровиной, М.Р. Битяновой, Е.И. Казаковой и др. Вопросы педагогического сопровождения опекунских семей, имеющих религиозно-сектантскую направленность остаются малоизученными.

Цель исследования - изучить особенности педагогического сопровождения опекунских семей с религиозными установками.

Объект исследования - педагогическое сопровождение опекунских семей.

Предмет исследования - особенности и специфика сопровождения семей с религиозно-сектантскими убеждениями.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что педагогическое сопровождение опекунских семей с религиозно-сектантской направленностью будет успешным, если:

1. социальный педагог обладает профессиональными знаниями и имеет высокий уровень толерантности;

2. приемная семья разделяет функции воспитателя-опекуна и функции религиозного образования детей.

Методы исследования: анкетирование, тестирование, беседа, педагогический эксперимент.

Методологическую основу исследования составили: концепция сопровождения Е.И. Казаковой; положение Л.М. Шипициной о педагогическом сопровождении опекунских семей как комплексном сопровождении.

Теоретическая значимость исследования. Изучение проблемы исследования позволит расширить наши представления по вопросам педагогического сопровождения опекунских семей.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы социальными работниками в профессиональной деятельности.

Структура работы. Диплом состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы и приложений.

Делись добром ;)