Основные тенденции и принципы перехода к новой парадигме образования

реферат

1. Основные тенденции в современном образовании

образование самореализация личность гуманитаризация

Выход из кризиса высшего образования в России состоит в смене его парадигмальных оснований: необходимо переходить от информационно-знаниевой парадигмы обучения к парадигме образования. При этом следует отметить идентичность позиций практически всех исследователей по поводу того, что выход из кризиса возможен только путем смены господствующей парадигмы, а не через частичное ее усовершенствование.

Целью парадигмального перехода является создание необходимых образовательных условий для формирования выпускников высшей школы как субъектных личностей.

С.Л. Рубинштейн считал, что личностью является лишь человек, "способный выделить себя из своего окружения для того, чтобы по-новому, сугубо избирательно связаться с ним". В этом плане личность можно рассматривать как индивидуальное бытие общественных отношений. Личность, формирующаяся в результат интериоризации индивидом общественно значимых представлений, ценностей и установок, характеризуется "динамическими смысловыми системами", направленностью и активностью. "Динамическая смысловая система" - это глубинные смысловые структуры, обусловливающие поведение индивида, относительно устойчивые к вербальным воздействиям и трансформирующиеся в процессе совместной деятельности. Направленность - это устойчивая система мотивов, в которых проявляют себя потребности индивида. Активность - это стремление индивида выходит за собственные пределы, расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний на основе экстериоризации этих представлений, ценностей и установок.

Активность личности - основа ее субъектности, под которой понимают способность человека выступать в качестве активного начала (деятеля, творца) социальной реальности, выходя при этом за собственные пределы. Субъектность личности как интегративная личностная характеристика реализуется в способности осознания, становления и реализации собственной сущности.

Высшее образование и организационно, и содержательно должна обеспечить необходимые условия для обретения студентами субъектности. Это достигается через индивидуализацию в образовании, поскольку здесь в основу организации образования прямо кладется процесс обретения личностью субъектности. Специалисты отмечают, что "индивидуализация в образовании - это система средств, способствующая осознанию растущим человеком своего отличия от других: своей слабости и своей силы - физической, интеллектуальной, нравственной, творческой. Для чего? Для духовного прозрения, для самостоятельного и успешного продвижения в дифференцированном образовании, выбора собственного смысла жизни и жизненного пути" (Газман О.).

В этом случае само противоречие "социализация - индивидуализация" приобретает более четко фиксируемые стороны: первая - обеспечивает условия адекватного включения личности в конкретно-историческое состояние культуры; вторая - обеспечивает условия самореализации и собственного развития с активным влиянием на наличное состояние культуры ("актуальная культура").

При этом исследователи отмечают, что две стороны единого процесса, характерные для любой педагогической системы, весьма по-разному взаимодействуют на разных парадигмальных основаниях.

В процессе обучения они нуждаются в искусственно построенной системе регулятивного воздействия, поскольку "источник развития" вынесен за пределы становящейся личности (ее обучают). В процессе образования, воплощающем познавательную потребность личности, эти две стороны естественно и гармонично взаимодействуют, питаясь из одного "источника развития", лежащего в становящейся личности и обеспечивающего динамику ее продвижения в мире культуры. В первом случае сама образовательная деятельность нуждается во внешней стимуляции, поскольку это процесс "формирования" личности с присущими ему атрибутивными признаками (доведение до заданных параметров). Во втором - бескорыстная познавательная установка определяет мотив деятельности, поскольку это процесс "самостроительства" личности со всеми его атрибутивными признаками (самопознание, способность саморегуляции, стремление к самостоятельности ответственного выбора). Другими словами, на смену знаниево-информационному, рецептурному по сути своей процессу "передачи знания", должен приходить процесс, построенный на основе познающего сознания, открывающего знание.

В связи с этим высшее образование, как считают некоторые специалисты, следует понимать как такое познание познанного (тот самый "неповторимый" опыт человечества, сохраненный в культуре), которое и может позволить познавать непознанное (Г.И. Герасимов). Это дает возможность рассматривать образования как сферу производства духовного и интеллектуального потенциала по наращиванию "человеческого капитала", необходимого для решения социально-экономических проблем, сменяется на рассмотрение образования как сферы, прежде всего, духовной жизни, решения проблем саморазвития, личностного роста и творческой самореализации.

В настоящее время "социальная востребованность образования как результата и социальный статус образованности как качественной личностной характеристики все активней влияют на уровень и мотивацию такой включенности образовательной деятельности в жизненный сценарий индивида, которая задается внешней по отношению к системе образования социальностью" (Смирнова Н.В.). Эта включенность реализуется в виде развивающейся культуры личности. Она становится не только своеобразным императивом взаимодеятельности личности и общества, но и предметом образовательных усилий системы образования, но и преобразует социальность, обеспечивая направленность и динамику развития личности.

Все это определяет основные тенденции развития высшего образования, которые характеризуются следующими параметрами:

1) целью высшего образования становится не простое усвоение знаний, а формирование деятельных способностей (интеллектуальных и духовных) личности;

2) изменяется позиция образующейся личности: из пассивной, обучаемой, потребительской она становится активной, продуктивной, исследовательскую;

3) значимым становится воспитание индивидуальности будущего специалиста на основе становления его профессиональной культуры (Занина Л.В.).

Этим тенденциям должна соответствовать и новая образовательная парадигма, которая с функциональной точки зрения представляет собой совокупность:

1) научно-мировоззренческих и ценностных принципов, влияющих на выбор исследовательских и образовательных программ;

2) онтологических и антропологических идей, задающих способ постижения мира;

3) соответствующих им методов познания;

4) способов накопления, переработки и передачи знания, а также вытекающих из них определенных педагогических методик воспитания и обучения (Романенко И.Б.).

Существуют разные представления о том, какой должна быть новая парадигма образования. По мнению одних специалистов, новая парадигма образования должна строиться в соответствии с синергетическими универсалиями, опирающимися на следующие принципы:

1) системность, являющаяся ключевым для понимания всех природных и социальных процессов;

2) неопределенность и случайность, позволяющие понять сущность процессов самоорганизации и саморазвития в природе и обществе;

3) информационная первооснова организованной материи, способствующая познанию не только природы живого вещества, но также законов эволюции неживой природы, постижению сущности феномена сознания (К.К. Колин).

Другие считают, что "образовательная система в следующем веке должна претерпеть трансформации, связанные с адаптацией к тому будущему, в котором в качестве аттрактора выступает устойчивое развитие", и поэтому в качестве новой парадигмы образования предлагают модель, основными характеристиками которой является открытость по отношению к будущему, непрерывность, перспективность развития. Ноосферно-синергетическая ориентация устойчивого развития, положенная в основу парадигмального подхода, дает возможность простроить образование, способное "кардинально изменить сознание людей на протяжении нескольких поколений, сформировать новые общецивилизационные ценности, которые во многом опровергают сложившиеся стереотипы мышления людей индустриального и постиндустриального общества" (Урсул А.Д., Романович А.Л.).

Третьи предлагают парадигму инновационного образования - систему, способствующую развитию способностей адаптироваться в новых условиях. Методологической основой этой парадигмы является переориентация ценностных оснований в содержании образовательных систем на фундаментальный научный инструментарий гуманистического характера (Шукшунов B.Е., Взятышев В.Ф., Савельев А.Я.). Надо отметить, что в этой парадигме, получившей широкое признание в зарубежной высшей школе, самое главное место отводится аналитическим навыкам, умениям искать и находить информацию, облекать вопросы в четкую форму, формулировать проверяемые гипотезы, выстраивать данные в определенном порядке и оценивать их.

Делись добром ;)