Основные принципы формирования содержания пропедевтического курса "Информатика"

дипломная работа

1.2 Обучение младших школьников работе с программным обеспечением

До сих пор ведутся дискуссии о месте и роли школьного курса информатики. Имеются попытки отказа от информатики как от отдельного предмета. Нельзя считать допустимым как исключение данной дисциплины из учебного плана школы, ее раздробление и растворение ее содержания в других предметах, так и уменьшение количества учебных часов, отводимых на курс. Начинать изучение информатики следует с I начальной школы.

Рассмотрение курса информатики как общеобразовательного предмета обосновано, поскольку он направлен на формирование мировоззрения и информационной культуры школьника, овладение различными способами умственной деятельности и развития мышления учащихся, закладывает общенаучные знания, умения и навыки. Поэтому предмет "Информатика" - один из основных в системе школьного образования.

Интеграция предметов начального обучения на современном этапе школьного образования вызывает сомнение. Организация процесса обучения грамоте, счету с одновременной пропедевтикой информатики на практике сводится к применению компьютеров на уроках родного языка, математики.

Такой подход исключает целенаправленное овладение учащимися общекультурными умениями и навыками. Формировать элементы информационной культуры следует на уроках информатики, в процессе использования игровых обучающих программ, направленных на отработку умений планировать структуру действий, организовывать поиск информации, строить информационные структуры, рационально и эффективно взаимодействовать с компьютером.

Школьному курсу информатики принадлежит ведущая роль в формировании системно-информационного представления о мире, понимания значения информационных технологий и вычислительной техники, овладении навыками сознательного и рационального использования компьютеров учащимися.

Одной из основных содержательно-методических линий курса информатики является линия информационных технологий, которая реализуется в младшей школе при работе с готовыми программами.

Подход к изучению информационных технологий как целостной системы, а не беспорядочному набору операций позволит избежать стихийности обучения, бездумного "кнопконажатия", дезориентации школьника.

В результате учащиеся должны понимать смысл операции, ее взаимосвязь с другими операциями; уметь конкретизировать и сформулировать задание, выделить этапы его выполнения; провести аналогию и осуществить перенос умений в новые условия, исследовать другие возможности работы.

Согласно деятельностной теории учения (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), результатом обучения является формирование познавательной деятельности или отдельных ее элементов, в том числе различных действий.

Как известно, процесс преобразования умения в навык проходит три этапа: обучение, тренировку и автоматизацию. Остановимся более подробно на каждом из них.

При обучении практическому умению целесообразны программы, которые характеризуются:

1) минимальным количеством клавиш, используемых для управления. Например, при обучении нажатию на клавишу необходима программа, управление которой сводилось бы к нажатию только одной клавиши. Причем компьютер по-разному должен реагировать на нажатие (кратковременное и мягкое) и прижатие клавиши;

2) содержательной простотой. Для того чтобы сконцентрировать внимание учащегося на осваиваемом действии, выполнение задания без использования компьютера не должно вызывать у него затруднений;

3) простотой алгоритма управления. Так, например, при освоении умения соотносить движение курсора на экране монитора с направлениями, указанными стрелками на клавишах управления курсором, следует подобрать такую программу, алгоритм работы с которой состоял бы только из двух команд: первая - указать курсором на объект с помощью клавиш управления курсором; вторая - выбрать объект клавишей ввода.

На этапе обучения каждое действие должно отрабатываться отдельно и с осознанием всех входящих в него операций. Только в этом случае ребенок поймет содержание действия, его логику. Действие надо производить как в материализованной форме.

Например, курсором мы можем "указать", "выделить" и т.п., но не как не "выбрать" объект, поскольку последнее осуществляется клавишей Enter.

У ребенка должна установиться взаимосвязь между тем, что он делает и как он это делает. Поэтому любая инструкция учителя на данном этапе состоит из двух частей.

Например, (что?)"прикрепить" объект к курсору (как?) нажатием на левую кнопку мыши. Известно, что младшему школьнику легче выполнить задание, чем объяснить, как это он сделал.

Так учащийся, успешно справившийся с работой за своим компьютером, готов помочь отстающему товарищу скорее действиями, чем разъяснениями. Для активизации речи младшего школьника следует предусмотреть такие задания, как комментирование собственных действий, работы товарища и учителя.

Действия, приобретая словесную оболочку, лучше понимаются и запоминаются, поскольку появляется возможность задерживать внимание на отдельных моментах.

В процессе тренировки происходит усвоение действия с той мерой обобщенности, которая объективно возможна. Подготовленность учащихся по общеобразовательным предметам позволит подобрать программы с различными заданиями и условиями действия, предполагающими межпредметные связи. Это дает возможность разобрать основные типовые случаи изучаемой области.

Так, тренируя учащихся по управлению курсором, следует предложить им работу с несколькими указателями, имеющими различную форму (например, в программе "Климат" комплекта "Малыш" (КиД), и способами перемещения курсора (например, в программе "Море" комплекта "Малыш" (КиД). Для отработки умений возможно использование различных контролирующих, тренировочных программ из пакетов "Радуга в компьютере", "Вундеркинд" ("Никита"). Следует обратить внимание на то, что в программах могут быть различные режимы, которые целесообразно использовать на разных этапах формирования навыка.

Например, путешествие по карте в программе "Курсор" ("Роботландия") используется для обучения умению соотносить нажатие на клавиши управление курсором с направлением его движения по экрану монитора.

Отработка указанного умения происходит в режиме "Игра", который имеет определенные ограничения по времени выполнения задания и контролирует качество его выполнения.

После периода, когда ребенок действовал, развернуто, происходит процесс сокращения действия, который неразрывно связан с автоматизацией действия. Следует избегать раннего превращения действия в навык.

Вначале действие должно быть развернуто, довольно до формы, обобщено и лишь, затем автоматизировано. В противном случае возникают препятствия для перевода действия в умственную форму.

Сворачиваемость действия, в частном случае, предполагает переход от клавишных к функциональным действиям.

Например, употребление такой команды, как "войти в программу", возможно лишь после того, как учащиеся научились выполнять команды "указать пункт меню" и "выбрать пункт меню".

В процессе автоматизации навыка целесообразна работа с программным обеспечением открытого типа, исследовательского характера, что позволяет в полной мере раскрываться творческой активности детей, их фантазии, способствует развитию интеллекта учащихся.

Для овладения практическими умениями и навыками необходима целенаправленная и систематическая работа начиная с самого первого урока информатики.

Перед педагогом встает задача выбора программ и определения последовательности их использования для целенаправленного выстраивания процесса обучения. Но если преподавание пропедевтического курса информатики, начиная с 3-го класса в основном может базироваться на программно-методическом комплексе "Роботландия", который отличается концептуальной выдержанностью, педагогической обоснованностью и эффективностью реализации, то не так однозначно решается вопрос программной поддержки уроков в 1-2 классах.

На уроках информатики в начальной школе целесообразна работа с игровыми программами разного типа: открытыми, которые предназначены для развития интеллекта, фантазии, творчества; закрытого, где решаются дидактические задачи; исследовательскими, предполагающими экспериментирование. Но цели их использования должны соответствовать целям общеобразовательного курса информатики, а сами программы должны поддерживать содержательно-методические линии данной дисциплины, что не исключает межпредметные связи.

В настоящее время остается проблема подбора обучающей программы для первого общения первоклассника с компьютером. Опыт использования многих программ, предназначенных для младших школьником, показал, что наиболее сложными являются первые занятия, требующие от учителя и учащихся большего напряжения.

У детей еще не сформировано умение нажатия на клавиши компьютера, не установлена взаимосвязь собственного воздействия на компьютер с его реакцией, а им предлагается выполнять содержательные задания, использовать различные способы работы с устройствами ввода.

При таком обучении учащиеся испытывают интеллектуальные, моральные и физические перегрузки, что противоречит принципам обучения и, в свою очередь, снижает эффективность работы с программами и урока в целом.

Известно, что, прежде чем учить ребенка написанию букв, необходимо отработать элементы письма, укрепить кисть руки. Так и при обучении эффективному взаимодействию с компьютером на первом этапе целесообразно использовать программу для целенаправленного формирования первых навыков пользователя.

Рациональное использование компьютера предполагает формирование навыков оптимального взаимодействия с устройствами ввода-вывода информации, обучение обобщенным способам ведения диалога человека с компьютером.

Целесообразно выделить соответствующие умения, которыми необходимо овладеть в результате общения с программными средствами учебного назначения.

Делись добром ;)