Организация педагогического процесса
1.3 Структура педагогического процесса
Педагогический процесс как специально организованное, целенаправленное взаимодействие обучающих и обучающихся имеет определенную структуру, структура педагогического процесса состоит из совокупности частей, соответствующих компонентам педагогической системы. Знание структуры педагогического процесса помогает преподавателю анализировать, осознавать и совершенствовать собственную деятельность, а ученым -- разрабатывать новые технологии и системы обучения, воспитания. Структура педагогического процесса включает четыре компонента: целевой, содержательный, процессуальный и оценочно-результативный. В начале XX в. в классической педагогике возникла идея целостности педагогического процесса как единства обучения и воспитания. Было введено (И.Ф. Гербарт) понятие воспитывающего обучения. Однако к концу XX в. педагогика вновь разделилась на две части: теорию обучения (дидактику) и теорию воспитания, хотя в реальном педагогическом процессе такое разделение весьма условно. Воспитание и обучение -- два взаимообусловленных процесса, подчиненных единым закономерностям.
Закономерности педагогического процесса -- это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса -- как внешними (социальная среда), так и внутренними (между методом и результатом). К наиболее общим закономерностям педагогического процесса относятся связи между воспитанием и:
социальной системой: характер воспитания в конкретных исторических условиях определяется потребностями общества, экономики, национально-культурными особенностями
обучением: подразумевает взаимозависимость этих процессов, их разностороннее взаимовлияние, единство
деятельностью: согласно одному из основных законов педагогики, воспитывать -- значит включать ребенка в различные виды деятельности;
активностью личности: воспитание успешно, если его объект (ребенок) является одновременно и субъектом, т.е. обнаруживает активное поведение, проявляет собственную волю, самостоятельность, потребность в деятельности;
общением: воспитание всегда протекает во взаимодействии людей -- учителей, учеников и др. Формирование ребенка зависит от богатства межличностных связей.