Опыт использования принципа гуманизации обучения вшколе

курсовая работа

1.2 Реализация принципа гуманизации педагогов-новаторов

В конце 70 - начале 80-х гг. в системе образования начал появляться особый отряд учителей - педагоги-новаторы, педагоги - практики. Их девизом был - «Творчество учителя - творчество ученика». Признаками истинных учителей, педагогов были: способность стопроцентного вовлечения учеников в процесс обучения, полная заинтересованность своим предметом, любовь и уважение личности ученика с самых первых дней пребывания в школе. Родилось новое направление в педагогике - педагогика сотрудничества. Такая педагогика строится на том, что определение ребенка исходит от его отношения к моральным ценностям и качествам, к труду, к людям, а не по его знаниям. В 1979 г. издательство «Педагогика» впервые начало печатать серию книг «Педагогический поиск: опыт, проблемы, находки». В первых книгах этой серии был опубликован педагогический опыт таких педагогов, как, Ш.А. Амонашвили,В.Ф. Шаталов, Е.И. Ильин, С.И. Лысенкова.

Разработчиком научного направления гуманной педагогики, известного в мире, как «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе», является Шалва Александрович Амонашвили - российский педагог и психолог. Он видит педагогику сориентированную на личность ученика, полное неприятие авторитаризма и категоричности.

Один из представителей педагогов - новаторов, Виктор Федорович Шаталов[24] говорит так: «Рецепт успеха ученика прост: нужно веритьвребенкаи при малейшей возможности давать ему высказаться,чтобы над ним не висел страх оценки,страх отчуждения и осуждения.А во-вторых, учителю нужно очень четко все объяснять».Он разработал уникальную систему обучения с использованием опорных сигналов - взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким выводом. Этот подход охватывает одновременно всех учеников и заключается в формировании атмосферы увлеченной и творческой работы, побуждающей к коллективной работе. Считает,что ключевыми методическими инструментами педагога являются -осознание внутреннего мира ребенка, его волнений, сомнений, слабостей. Выделяет 5 основных методических элементов, которые называет «опорными сигналами» для изучения теории:

1. Контроль усвоения знаний.

2. Спортивная работа с детьми.

3. Методика решения задач различной сложности.

4. Многократное повторение.

5. Ни одному элементу нельзя отдавать предпочтения, они действуют только вместе, как система.

В.Ф. Шаталов являетсяприверженцем освобождения учеников от недостойного страха перед двойкой. Полагает, что если вселить в ребенка оптимизм, он получит возможность почувствовать свой успех у учебе. Педагог обучает так: объясняет материал предельно четко, логично, применяя наглядные блок-схемы, показывающие логические связи изучаемого материала, при ответе ученики опираются на блок-схему, на дом даются первоначально задачи, аналогичные тем, что давались на уроке. Результатом является то, что даже «слабые», но стремящиеся учиться дети достигают успеха. Далее с усвоением материала ученики могут сами творчески выбирать задания из предложенных вариантов, дети могут сами находить творческие решения, во время проверки исправляются ошибки, однако оценки не ставятся. Знания проверяются после изучения темы всеми учениками.

7 принципов системы В.Ф. Шаталова:

1. Обучение на высоком уровне сложности.

2. Бесконфликтность.

3. Быстрое движение вперед.

4. Открытые перспективы.

5. Сверхмногократное повторение.

6. Ведущая роль теоретических знаний.

7. Гласность.

В настоящее время уже за 5 дней педагог-новатор дает годовой курс алгебры или геометрии, тригонометрии или физики. Уроки записываются на видео и могут быть подвергнуты любой экспертизе от лингвистов до министров.Система В.Ф. Шаталова показывает возможность окончить среднее образование в 9-ом классе, без какого-либо искусственного отбора учащихся, при 30-ти учебных часах недельной загруженностиучеников и двух выходных днях, включая уроки физического воспитания каждый день. Такиеблестящие результаты следуютвследствие его известным «опорным сигналам», которые позволяют надежно овладеть большим объемом информации, особой методике повторения и оценивания знаний, своеобразной системе решения задач и продуктивнойпроверке учебного процесса. Многолетняя проверка данного способа обучения благополучно прошла как в школах, так и в вузах, военных училищах и академиях.

В ходе своей деятельности педагоги-новаторы пытались осилитьзамкнутость школьного классного мира и несвязанность обучения с жизнью. Евгении Николаевич Ильин - учитель литературы, автор оригинальной концепции преподавания изящной словесности, предлагал сделать уроки литературы уроками человековедения. По Ильину, литература не просто учебный предмет, а «постижение жизни». Анализ произведения сопровождается «трудом души». В списке программных произведений содержится перечень основополагающихморальных и этических проблем, не задумавшись над которыминемыслимо воспитать Человека. Урок-проблема характеризуется постановкой актуального, злободневного, личностно-значимого вопроса, на который ученик и учитель совместно ищут ответ.

Главной целью преподавания литературы, педагог-новатор видит в ее воспитательной функции, а только затем - в познавательной. Отказавшись от традиционных методов обучения, он всевозможными приемами подталкивает учащихся к интенсивному поиску «своей истины», своих личных взглядов и оценок, рассматриваемыхтем. Непрерывно используются способы, направленные на эмоциональное влияние литературных и поэтических произведений на ребенка. Особое внимание на уроке уделяется репликам, вопросам учащихся, выраженных в поиске, споре, сомнениях, возражениях, желаниях иметь свою точку зрения. Появляется любопытство, у ученика появляется тяга к предмету. И учитель не только учит, но и сам учится у воспитанников. Е. Н. Ильин обращает особое внимание на педагогическую технику. Важнейшим педагогическими орудием труда вучебном процессе считает артистизм, экспрессию и эмоциональное воздействие на ученика.

«Урок литературы - это искусство, и учитель - художник своего урока: он и сценарист, и режиссер, и исполнитель, и взыскательный критик, и литературовед. Если этого нет, утверждает Е.Н. Ильин[8], то учитель имеет дело с пресловутой «галереей образов», «фигур, персонажей, куда неожиданно попадает и словесник-академист как один из «типичных представителей» неживой, незримой литературы». А так же особое значение уделяется общению учителя с учащимися. Педагог-новатор считает, что в учебно-воспитательной работе необходимо выстроить новый тип отношений учителя с учеником, в основе которого будут лежать: доброжелательность, разумная простота, взаимное общение и интерес.

При обсуждение прочитанного зарождается жизненная позиция, а субъективное отношение к литературным героям разъясняет мировоззренческие нравственно-этические принципы. Активное участие в обсуждении всех учеников классагарантирует реализацию учителем «Закона трех О».

Е.Н. Ильин сформулировал «Закон трех О» так:

1. Очаровать книгой.

2. Окрылить героем

3. Обворожить писателем.

Уроки Е.Н. Ильина - это «художественный анализ художественного произведения».

Новаторская методика Михаила Петровича Щетинина - педагога-новатора, профессора, заслуженного учителя Российской Федерации,строится на создании комплексной образовательной территории, которая включает в педагогическую деятельность многие жизненные процессы, важные для становления творческой личности. Центром педагогического процесса является духовно-нравственное развитие. Главной задачей -становление гармоничной независимой личности, владеющей всеми необходимыми знаниями, навыками, умениями и активной социальной позицией.

Для воплощении этого замысла был основан новый тип учебного заведения: школа-комплекс на селе, получившая название«Лицей-интернат комплексного формирования личности детей и подростков».В стенах лицея объединены несколько видов программ, последовательно раскрывающих творческий потенциал учащихся: образовательная, художественная, музыкальная, хореографическая, спортивная и трудовая, и которые осваиваются вшести разнотипных школах: общеобразовательной, художественной, спортивной, хореографической, музыкальной и учебно-производственном комбинате.«Предметные» уроки чередуются с «образными» (музыка, живопись) и «двигательными» (хореография, спорт, труд).Домашние задания задаются редко, так как полученные знания согласуются свнешкольными ивнеурочными занятиями. При этом методы проверки знаний остаются традиционными.

Успевающие ученики становятся помощниками педагога и помогают в проведении занятий. Отличительной чертой новой модели образования является взаимное обучение и коллективная творческая деятельность.Индивидуальный подход к ученику позволяет отказаться от классно-урочной системы в пользу разновозрастных групп, где каждый обучается в своем индивидуальном темпе, без принуждения и отметок. Одобряется самовольноевыполнение научных исследованийучениками, которые в свою очередь раскрывают междисциплинарные связи и формируют целостное восприятие мира.

Софью Николаевну Лысенкову, педагога-новатора, народного учителяРСФСР, будучи молодым учителем, заинтересовал вопрос успеваемости детей в начальной школе. Почему одни отстают по программе, а другие преуспевают? Именно проблема «слабых учеников»и многолетний опыт привели её к созданию новой методики преподавания. Совершенствование системы обучения в младших классах, заключалось в комментировании действий ученика. Смысл такой методической системы состоит в том, что по предложению учителя, один из учеников вслух проговаривает все свои учебные операции, даже при решении простого примера: 1+3=4, и в это же время учащиеся в своих тетрадях делают то же. В с виду простом действии, идет формирование этапа перехода при формировании умственных действий: ребенок чувствует себя значимым, он «ведёт»,каждый вовлеченв трудовой процесс и понимает смысл проделываемых действий. Таким образом сохраняется высокий темп урока, у учеников развивается речь и логическое мышление. К четверному классу комментирование перерастает в доказательное управление.

Еще одна методическая система присуща для С.Н. Лысенковой - использование идеи опережающего обучения, вызванная изучением работ Л.С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития. Внедрение опережающего обучения в начальные классы имеет три этапа:

1. Предварительная подготовка учащихся: введение первых порций будущихзнаний;

2. Уточнение новых понятий и их применение;

3. Открытие новых перспектив, развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий.

В последствии опережающего обучения каждому ученику по силам усваивать сложную тему. Тем самым экономя время, так как новый материал школьниками воспринимается быстрее.

В практике педагог-новатор пользуется и алгоритмами. Широкое использование опорных схем, иных пособий, наборов дидактических знаков, таблиц, карточек - ежедневные средства для работы преподавателя. Применение схем помогает детям постижению мыслительных приемов. Пустой тратой времени учитель считает и дополнительные занятия с учащимися. Разработанная ею система продемонстрировала нормальную успеваемость всех без исключения школьников.

Общение с учащимися С.Н. Лысенкова[14] строит на человечности и гуманности, в ответ дети даруют ей свое доверие и любовь.

Список приведённых авторов нельзя считать исчерпывающим, есть и немало других достойных последователей гуманного подхода к образованию детей. Всех их объединяет любовь и преданность к ученикам и собственному делу. Вклад педагогов-новаторов в область дидактики велик. Их опыт проверен оправдал себя в массовой школе, появилось огромное количество последователей. Он способствует проведению реформы школы на новом этапе развития общества. Идеи, которые предлагают педагоги-новаторы, дают практическую пользу в процессе обучения.

Делись добром ;)