logo
Общие представления о педагогической деятельности

7. Структура педагогической системы

В каждой ПС всегда есть девять основных компонентов: цель деятельности, субъект педагогической деятельности (тот, кто управляет системой), субъекто-объект деятельности (тот, кем управляют: ребенок, ученик, студент), взаимоотношения «субъект - субъекто-объект», содержание деятельности, способы деятельности, педагогические средства, организационные формы и результат деятельности. Все эти компоненты находятся во взаимосвязи и взаимодействии.

Каждая из ПС возникает с определенными целями и выполняет определенные функции. Рассмотрим, например, цели создания малой ПС - спортивной секции: укреплять здоровье учеников, развивать их физические качества - и большой ПС - педагогического института: профессионально обучать человека, чтобы он овладел педагогической специальностью.

Рис. 6. Иерархия педагогических систем

Значит, ПС различаются прежде всего своими целями. В системе налицо управляющие педсистемы (учителя, воспитатели) и управляемые педсистемы (воспитуемые).

Сделаем уточнение: каждая личность воспитанника является не только объектом педагогической деятельности, но и субъектом собственной деятельности, саморазвития, самовоспитания. В учебно-воспитательном процессе школьники участвуют в конкретных видах деятельности (учебной, эстетической, трудовой, спортивной и т.д.). Именно в них реально осуществляется саморазвитие и формирование личности.