7. Структура педагогической системы
В каждой ПС всегда есть девять основных компонентов: цель деятельности, субъект педагогической деятельности (тот, кто управляет системой), субъекто-объект деятельности (тот, кем управляют: ребенок, ученик, студент), взаимоотношения «субъект - субъекто-объект», содержание деятельности, способы деятельности, педагогические средства, организационные формы и результат деятельности. Все эти компоненты находятся во взаимосвязи и взаимодействии.
Каждая из ПС возникает с определенными целями и выполняет определенные функции. Рассмотрим, например, цели создания малой ПС - спортивной секции: укреплять здоровье учеников, развивать их физические качества - и большой ПС - педагогического института: профессионально обучать человека, чтобы он овладел педагогической специальностью.
Рис. 6. Иерархия педагогических систем
Значит, ПС различаются прежде всего своими целями. В системе налицо управляющие педсистемы (учителя, воспитатели) и управляемые педсистемы (воспитуемые).
Сделаем уточнение: каждая личность воспитанника является не только объектом педагогической деятельности, но и субъектом собственной деятельности, саморазвития, самовоспитания. В учебно-воспитательном процессе школьники участвуют в конкретных видах деятельности (учебной, эстетической, трудовой, спортивной и т.д.). Именно в них реально осуществляется саморазвитие и формирование личности.
- Введение
- 1. Педагогическая деятельность как общественное явление. Понятие педагогической деятельности
- 2. Основные компоненты, составляющие структуру педагогической деятельности
- 3. Функции педагогической деятельности
- 4. Цели педагогической деятельности
- 5. Педагогическая деятельность в педагогической системе
- 6. Понятие педагогической системы. Ее структура. Иерархия педагогических систем
- 7. Структура педагогической системы
- Заключение
- Общие представления о методологии педагогической науки
- 1.2. Представление о педагогической технологии
- Стиль педагогической деятельности Общая характеристика стиля педагогической деятельности
- § 2. Стиль педагогической деятельности Общая характеристика стиля педагогической деятельности
- Введение в педагогическую деятельность
- Общая характеристика педагогической деятельности
- Стиль педагогической деятельности. Общая характеристика стиля педагогической деятельности
- § 2. Стиль педагогической деятельности Общая характеристика стиля педагогической деятельности
- § 2. Стиль педагогической деятельности Общая характеристика стиля педагогической деятельности