Общая характеристика Муниципального общеобразовательного учреждения школы № 18 Тракторозаводского района города Челябинска

отчет по практике

2. Управление в школе и бюджетное финансирование

Первостепенная роль в управлении учебно-воспитательным процессом принадлежит директору школы, как правило, имеющему опыт педагогической работы не менее трех лет, положительно зарекомендовавшему себя на учительской должности и обладающему необходимыми организаторскими способностями. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами. М.:Страйк,2001. С.25.

В самом общем виде функциональные обязанности директора школы определены Типовым положением об общеобразовательном учебном учреждении. Типовое положение об общеобразовательном учебном учреждении//Вестник образования. 2001. № 5. С. 14-32., на основании которого каждое общеобразовательное учреждение разрабатывает свой Устав.

Директор общеобразовательного учебного заведения выполняет следующие функциональные обязанности:

- несет ответственность перед государством и обществом за соблюдение требований охраны прав детей, планирует и организует учебно-воспитательный процесс, осуществляет контроль за его ходом и результатами, отвечает за качество и эффективность работы учебного заведения;

- представляет интересы учебного заведения в государственных и общественных органах;

- создает необходимые условия для организации внешкольной и внеклассной работы;

- проводит подбор заместителей директора, определяет их функциональные обязанности, осуществляет расстановку педагогических кадров учебного заведения с учетом мнения педагогического коллектива, учащихся и родителей (лиц, их заменяющих), назначает классных руководителей;

- принимает на работу и увольняет педагогический, административный, учебно-воспитательный и обслуживающий персонал учебного заведения;

- организует в установленном порядке рациональное использование выделяемых учебному заведению бюджетных ассигнований;

- по согласованию с советом учебного заведения устанавливает надбавки к заработной плате творчески работающим учителям;

- создает условия для творческого роста педагогических работников учебного заведения, применения ими передовых форм и методов обучения и воспитания, осуществления педагогических экспериментов;

- несет ответственность за свою деятельность перед соответствующим органом управления образованием.

Указанные функциональные обязанности директора школы существенно дополняются в Уставе школы в зависимости от типа школы, территориального расположения, состава учащихся и особенностей педагогического коллектива, сложившейся системы в работе с родителями и общественностью. В поле зрения директора школы находятся вопросы, связанные с ученическим самоуправлением, профориентацией, работой с родителями. В пределах своей компетенции директор школы от имени образовательного учреждения заключает договоры и осуществляет другие действия, направленные на реализацию права владения, пользования и распоряжения имуществом школы.

Руководство отдельными направлениями работы в школе возлагается на заместителей директора. Это заместители по учебно-воспитательной работе, организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы, заместители директора школы по научно-исследовательской работе, заместитель по профильным классам или по классам с углубленным изучением отдельных предметов, заместитель или помощник директора школы по хозяйственной части.

Заместители директора по учебно-воспитательной работе отвечают за организацию педагогического процесса, за выполнение образовательных программ и государственных образовательных стандартов; осуществляют контроль за качеством знаний учащихся и их поведением; регулируют учебную нагрузку учителей и учеников, составляют расписание занятий; руководят методической работой в школе, внедрением педагогических инноваций, стимулируют деятельность учителей по повышению педагогической культуры.

Обязанности заместителей директора школы определены в Уставе школы, где обосновывается распределение функциональных обязанностей между несколькими заместителями по учебно-воспитательной работе.

В круг обязанностей организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы (на правах заместителя директора школы) входит установление связей с учреждениями дополнительного образования -- дворцами и домами детского творчества, станциями юных натуралистов, юных техников, клубами, другими детскими объединениями; работа с классными руководителями по совершенствованию содержания, форм и методов внеклассной воспитательной работы, оказание им методической помощи, организация работы с учащимися по месту жительства, оказание помощи и поддержки детским общественным организациям, действующим в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах ребенка.

В последние годы в новых типах школ - гимназиях, лицеях - по решению совета школы могут вводиться должности заместителей директора школы по новым перспективным направлениям работы. Шамова Т.И. Управление образовательными системами. М.:ШКОЛА, 1998.С.12.

Например, заместитель директора по научной работе устанавливает контакты с учеными, преподавателями вузов, научными центрами по организации научных исследований в школах, их привлечении к педагогической работе в школе, привлекает учителей своей школы к участию в опытно-экспериментальной работе. Заместитель директора школы по коммерции (завуч-координатор) устанавливает связи со спонсорами, шефами, определяет источник внебюджетного финансирования. В некоторых, как правило, больших или специализированных школах может быть введена должность заместителя директора по социально-педагогической реабилитации, который организует, контролирует и анализирует работу классов выравнивания, педагогической коррекции, адаптации.

Таким образом, эффективность управленческой деятельности директора во многом зависит от целесообразности, четкости распределения прав и обязанностей представителей администрации школы.

Что касается финансирования школы в 2010 году, то его можно отразить в виде таблицы.

Таблица 1

№ п/п

Наименование

Характеристики, количество

Средства ТСО (телевизор, видеомагнитофон, компьютер и др.)

1

Телевизор

7

2

Видеомагнитофон

7

3

DVD-проигрыватель

3

4

Компьютеры

37

Учебные помещения

№ п/п

Учебные классы

Собственные

Арендуемые

База других образовательных учреждений

1

Хореографические классы

2

-

-

2.

Спортивные залы

3

-

-

3.

Актовый зал

1

-

-

4.

Лаборатории и др.

2

-

-

Таблица 2

статья

на год

Заработная плата

11029687,00

Метод. литература

58100,00

Начисления на зплату

2722618,00

Приобретение основных средств

344058,00

Приобретение материальных запасов

346958,00

Услуги связи

27714,00

Коммунальные услуги

1579902,00

Услуги по содержанию имущества

673842,00

Прочие услуги (подписка, тревожная кнопка)

112665,00

Питание (городской бюджет)

623800,00

Продукты питания (Продовольственная корпорация)

502296,00

Питание ( областной бюджет)

444500,00

Надбавка молодым специалистам

17509,00

Начисления на надбавку мол.спец.

3547,00

Надбавка библиотечным работникам

19465,00

Лечебное пособие библиотечным работникам

3737,00

Начисления на надбавку библиотечным работникам

5259,00

Питание (лето)

4500,00

Депутатские средства (Замятинские отряды)

50000,00

Вознаграждение за классное руководство

536071,00

Начисления на вознаграждение за классное руков.

131426,00

Налог на землю, на имущество

1877242,00

Итого:

21114896,00

статья

на год

Заработная плата

11029687,00

Метод. литература

58100,00

Начисления на зплату

2722618,00

Приобретение основных средств

344058,00

Приобретение материальных запасов

346958,00

Услуги связи

27714,00

Коммунальные услуги

1579902,00

Услуги по содержанию имущества

673842,00

Прочие услуги (подписка, тревожная кнопка)

112665,00

Питание (городской бюджет)

623800,00

Продукты питания (Продовольственная корпорация)

502296,00

Питание ( областной бюджет)

444500,00

Надбавка молодым специалистам

17509,00

Начисления на надбавку мол.спец.

3547,00

Надбавка библиотечным работникам

19465,00

Лечебное пособие библиотечным работникам

3737,00

Начисления на надбавку библиотечным работникам

5259,00

Питание (лето)

4500,00

Депутатские средства (Замятинские отряды)

50000,00

Вознаграждение за классное руководство

536071,00

Начисления на вознаграждение за классное руков.

131426,00

Налог на землю, на имущество

1877242,00

Итого:

21114896,00

Статья

Фактические расхода

% отклонения

Заработная плата

11564270,70

Метод. литература

61758,47

Начисления на оплату тр.

3000343,64

Услуги связи

27714,00

Коммунальные услуги

1579902,90

Услуги по содержанию имущества

673841,98

Прочие услуги

1452255,40

Приобретение основных средств

344058,0

Приобретение материальных запасов

861751,74

Таблица 3

Поступило по в/бюжд. деят-ти

926284,08

Израсходовано всего:

926284,08

в т.ч.

Текущий ремонт

84837,92

Материалы(текущие хоз. расходы)

313549,43

Основные средства

17075,00

Платные услуги

499043,18

Услуги связи

11778,55

Из вышеприведенных таблиц можно сделать вывод о том, Муниципальное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы № 18 получает достаточное финансирование.

Рассмотрение вопросов финансирования образования тесно связано с изучением организационной структуры самой системы образования и отдельных ее элементов. Очевидно, что в прямой зависимости от методики планирования находятся вопросы распределения средств между исполнителями государственного заказа, т.е. фактическое финансирование учреждений. Современное законодательство определяет, что каждое учреждение имеет статус субъекта финансово-хозяйственной деятельности. В Федеральном законе «Об образовании» указано, что образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Оно имеет самостоятельный расчетный счет, в том числе валютный, в банковских и иных кредитных учреждениях. Финансовые и материальные средства используются им по своему усмотрению в соответствии с уставом. Неиспользованные в текущем году (квартале, месяце) финансовые средства не могут быть изъяты или зачтены учредителем в объем финансирования этого учреждения на следующий год (квартал, месяц). Попова М.И.Бюджетная политика в системе управления социальной сферой. СПб.:КВАДРО.1999. С.33.

Общий порядок финансирования расходов по всем отраслям регламентирован Бюджетным кодексом РФ. В соответствии с ним все учреждения и организации, финансируемые за счет бюджета, называются получателями бюджетных средств, а учредители в лице органов управления -- главными распорядителями средств бюджета. Они утверждают сметы доходов и расходов, составляют бюджетную роспись в разрезе подведомственных учреждений вносят в нее коррективы, составляют сводную отчетность, контролируют деятельность учреждений.

Делись добром ;)