Общая характеристика Муниципального общеобразовательного учреждения школы № 18 Тракторозаводского района города Челябинска
2. Управление в школе и бюджетное финансирование
Первостепенная роль в управлении учебно-воспитательным процессом принадлежит директору школы, как правило, имеющему опыт педагогической работы не менее трех лет, положительно зарекомендовавшему себя на учительской должности и обладающему необходимыми организаторскими способностями. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами. М.:Страйк,2001. С.25.
В самом общем виде функциональные обязанности директора школы определены Типовым положением об общеобразовательном учебном учреждении. Типовое положение об общеобразовательном учебном учреждении//Вестник образования. 2001. № 5. С. 14-32., на основании которого каждое общеобразовательное учреждение разрабатывает свой Устав.
Директор общеобразовательного учебного заведения выполняет следующие функциональные обязанности:
- несет ответственность перед государством и обществом за соблюдение требований охраны прав детей, планирует и организует учебно-воспитательный процесс, осуществляет контроль за его ходом и результатами, отвечает за качество и эффективность работы учебного заведения;
- представляет интересы учебного заведения в государственных и общественных органах;
- создает необходимые условия для организации внешкольной и внеклассной работы;
- проводит подбор заместителей директора, определяет их функциональные обязанности, осуществляет расстановку педагогических кадров учебного заведения с учетом мнения педагогического коллектива, учащихся и родителей (лиц, их заменяющих), назначает классных руководителей;
- принимает на работу и увольняет педагогический, административный, учебно-воспитательный и обслуживающий персонал учебного заведения;
- организует в установленном порядке рациональное использование выделяемых учебному заведению бюджетных ассигнований;
- по согласованию с советом учебного заведения устанавливает надбавки к заработной плате творчески работающим учителям;
- создает условия для творческого роста педагогических работников учебного заведения, применения ими передовых форм и методов обучения и воспитания, осуществления педагогических экспериментов;
- несет ответственность за свою деятельность перед соответствующим органом управления образованием.
Указанные функциональные обязанности директора школы существенно дополняются в Уставе школы в зависимости от типа школы, территориального расположения, состава учащихся и особенностей педагогического коллектива, сложившейся системы в работе с родителями и общественностью. В поле зрения директора школы находятся вопросы, связанные с ученическим самоуправлением, профориентацией, работой с родителями. В пределах своей компетенции директор школы от имени образовательного учреждения заключает договоры и осуществляет другие действия, направленные на реализацию права владения, пользования и распоряжения имуществом школы.
Руководство отдельными направлениями работы в школе возлагается на заместителей директора. Это заместители по учебно-воспитательной работе, организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы, заместители директора школы по научно-исследовательской работе, заместитель по профильным классам или по классам с углубленным изучением отдельных предметов, заместитель или помощник директора школы по хозяйственной части.
Заместители директора по учебно-воспитательной работе отвечают за организацию педагогического процесса, за выполнение образовательных программ и государственных образовательных стандартов; осуществляют контроль за качеством знаний учащихся и их поведением; регулируют учебную нагрузку учителей и учеников, составляют расписание занятий; руководят методической работой в школе, внедрением педагогических инноваций, стимулируют деятельность учителей по повышению педагогической культуры.
Обязанности заместителей директора школы определены в Уставе школы, где обосновывается распределение функциональных обязанностей между несколькими заместителями по учебно-воспитательной работе.
В круг обязанностей организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы (на правах заместителя директора школы) входит установление связей с учреждениями дополнительного образования -- дворцами и домами детского творчества, станциями юных натуралистов, юных техников, клубами, другими детскими объединениями; работа с классными руководителями по совершенствованию содержания, форм и методов внеклассной воспитательной работы, оказание им методической помощи, организация работы с учащимися по месту жительства, оказание помощи и поддержки детским общественным организациям, действующим в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах ребенка.
В последние годы в новых типах школ - гимназиях, лицеях - по решению совета школы могут вводиться должности заместителей директора школы по новым перспективным направлениям работы. Шамова Т.И. Управление образовательными системами. М.:ШКОЛА, 1998.С.12.
Например, заместитель директора по научной работе устанавливает контакты с учеными, преподавателями вузов, научными центрами по организации научных исследований в школах, их привлечении к педагогической работе в школе, привлекает учителей своей школы к участию в опытно-экспериментальной работе. Заместитель директора школы по коммерции (завуч-координатор) устанавливает связи со спонсорами, шефами, определяет источник внебюджетного финансирования. В некоторых, как правило, больших или специализированных школах может быть введена должность заместителя директора по социально-педагогической реабилитации, который организует, контролирует и анализирует работу классов выравнивания, педагогической коррекции, адаптации.
Таким образом, эффективность управленческой деятельности директора во многом зависит от целесообразности, четкости распределения прав и обязанностей представителей администрации школы.
Что касается финансирования школы в 2010 году, то его можно отразить в виде таблицы.
Таблица 1
№ п/п |
Наименование |
Характеристики, количество |
|||
Средства ТСО (телевизор, видеомагнитофон, компьютер и др.) |
|||||
1 |
Телевизор |
7 |
|||
2 |
Видеомагнитофон |
7 |
|||
3 |
DVD-проигрыватель |
3 |
|||
4 |
Компьютеры |
37 |
|||
Учебные помещения |
|||||
№ п/п |
Учебные классы |
Собственные |
Арендуемые |
База других образовательных учреждений |
|
1 |
Хореографические классы |
2 |
- |
- |
|
2. |
Спортивные залы |
3 |
- |
- |
|
3. |
Актовый зал |
1 |
- |
- |
|
4. |
Лаборатории и др. |
2 |
- |
- |
Таблица 2
статья |
на год |
|||
Заработная плата |
11029687,00 |
|||
Метод. литература |
58100,00 |
|||
Начисления на зплату |
2722618,00 |
|||
Приобретение основных средств |
344058,00 |
|||
Приобретение материальных запасов |
346958,00 |
|||
Услуги связи |
27714,00 |
|||
Коммунальные услуги |
1579902,00 |
|||
Услуги по содержанию имущества |
673842,00 |
|||
Прочие услуги (подписка, тревожная кнопка) |
112665,00 |
|||
Питание (городской бюджет) |
623800,00 |
|||
Продукты питания (Продовольственная корпорация) |
502296,00 |
|||
Питание ( областной бюджет) |
444500,00 |
|||
Надбавка молодым специалистам |
17509,00 |
|||
Начисления на надбавку мол.спец. |
3547,00 |
|||
Надбавка библиотечным работникам |
19465,00 |
|||
Лечебное пособие библиотечным работникам |
3737,00 |
|||
Начисления на надбавку библиотечным работникам |
5259,00 |
|||
Питание (лето) |
4500,00 |
|||
Депутатские средства (Замятинские отряды) |
50000,00 |
|||
Вознаграждение за классное руководство |
536071,00 |
|||
Начисления на вознаграждение за классное руков. |
131426,00 |
|||
Налог на землю, на имущество |
1877242,00 |
|||
Итого: |
21114896,00 |
|||
статья |
на год |
|||
Заработная плата |
11029687,00 |
|||
Метод. литература |
58100,00 |
|||
Начисления на зплату |
2722618,00 |
|||
Приобретение основных средств |
344058,00 |
|||
Приобретение материальных запасов |
346958,00 |
|||
Услуги связи |
27714,00 |
|||
Коммунальные услуги |
1579902,00 |
|||
Услуги по содержанию имущества |
673842,00 |
|||
Прочие услуги (подписка, тревожная кнопка) |
112665,00 |
|||
Питание (городской бюджет) |
623800,00 |
|||
Продукты питания (Продовольственная корпорация) |
502296,00 |
|||
Питание ( областной бюджет) |
444500,00 |
|||
Надбавка молодым специалистам |
17509,00 |
|||
Начисления на надбавку мол.спец. |
3547,00 |
|||
Надбавка библиотечным работникам |
19465,00 |
|||
Лечебное пособие библиотечным работникам |
3737,00 |
|||
Начисления на надбавку библиотечным работникам |
5259,00 |
|||
Питание (лето) |
4500,00 |
|||
Депутатские средства (Замятинские отряды) |
50000,00 |
|||
Вознаграждение за классное руководство |
536071,00 |
|||
Начисления на вознаграждение за классное руков. |
131426,00 |
|||
Налог на землю, на имущество |
1877242,00 |
|||
Итого: |
21114896,00 |
|||
Статья |
Фактические расхода |
% отклонения |
||
Заработная плата |
11564270,70 |
|||
Метод. литература |
61758,47 |
|||
Начисления на оплату тр. |
3000343,64 |
|||
Услуги связи |
27714,00 |
|||
Коммунальные услуги |
1579902,90 |
|||
Услуги по содержанию имущества |
673841,98 |
|||
Прочие услуги |
1452255,40 |
|||
Приобретение основных средств |
344058,0 |
|||
Приобретение материальных запасов |
861751,74 |
Таблица 3
Поступило по в/бюжд. деят-ти |
926284,08 |
|||
Израсходовано всего: |
926284,08 |
|||
в т.ч. |
||||
Текущий ремонт |
84837,92 |
|||
Материалы(текущие хоз. расходы) |
313549,43 |
|||
Основные средства |
17075,00 |
|||
Платные услуги |
499043,18 |
|||
Услуги связи |
11778,55 |
Из вышеприведенных таблиц можно сделать вывод о том, Муниципальное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы № 18 получает достаточное финансирование.
Рассмотрение вопросов финансирования образования тесно связано с изучением организационной структуры самой системы образования и отдельных ее элементов. Очевидно, что в прямой зависимости от методики планирования находятся вопросы распределения средств между исполнителями государственного заказа, т.е. фактическое финансирование учреждений. Современное законодательство определяет, что каждое учреждение имеет статус субъекта финансово-хозяйственной деятельности. В Федеральном законе «Об образовании» указано, что образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Оно имеет самостоятельный расчетный счет, в том числе валютный, в банковских и иных кредитных учреждениях. Финансовые и материальные средства используются им по своему усмотрению в соответствии с уставом. Неиспользованные в текущем году (квартале, месяце) финансовые средства не могут быть изъяты или зачтены учредителем в объем финансирования этого учреждения на следующий год (квартал, месяц). Попова М.И.Бюджетная политика в системе управления социальной сферой. СПб.:КВАДРО.1999. С.33.
Общий порядок финансирования расходов по всем отраслям регламентирован Бюджетным кодексом РФ. В соответствии с ним все учреждения и организации, финансируемые за счет бюджета, называются получателями бюджетных средств, а учредители в лице органов управления -- главными распорядителями средств бюджета. Они утверждают сметы доходов и расходов, составляют бюджетную роспись в разрезе подведомственных учреждений вносят в нее коррективы, составляют сводную отчетность, контролируют деятельность учреждений.