Обучение элементам дизайнерской деятельности учащихся 5 классов средней общеобразовательной школы
Выводы по Главе 1
И так в этой главе мы рассмотрели, каковы теоретические предпосылки обучения школьников дизайнерской деятельности. А именно узнали что такое дизайн, рассмотрели исторический аспект развития этого искусства, дали определение графическому дизайну, наиболее актуальному и распространенному виду дизайна. В итоге мы пришли к выводу, что комплексное по форме и интегрированное по содержанию решение проблем развивающего обучения в системе школьного образования, в том числе и художественно-эстетического, невозможно без включения в этот процесс элементов дизайн-деятельности, основанной на единстве функциональной целесообразности и художественно-эстетической ценности. Наша точка зрения на использование элементов графического дизайна в процессе школьного обучения основывается на художественно-эстетических традициях русского и зарубежного изобразительного искусства, а так же на органическом единстве знакового (семиотического) и изобразительного (эмоционально-образного) подхода к решению проблемы формирования основ визуально-эстетического восприятия действительности средствами цветографической деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства. Проведя анализ методической литературы по этому вопросу, выяснили какие цели и задачи, ставятся перед учащимися в разработанном курсе. Рассмотрели методические рекомендации, при выполнении практических заданий. Выявили формы управления образовательным процессом, а так же научную новизну и практическую значимость курса в системе школьного образования.
ГЛАВА 2. Авторская программа
2.1 Тематическое планирование по ИЗО в 5 классе
Блок 1
1. Вводная лекция «Что такое дизайн?» История возникновения. Графический дизайн (определение). Ключевые слова. Практическое занятие: найдите пары подобия форм в природе и быту. Зарисуйте ваши находки (прил. 1, рис. 1-7). [Н.М. Сокольникова «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе»; пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений - 3 издание, стереотип. - М.: Издательский центр «Академия» 2006 г., Н.М. Сокольникова «Основы рисунка 5-8 классы» - Обнинск. Издательство Титул, 1996 г. с.- 82 А.Ю. Лазебникова, О.О. Савельева, Е.В Ерохина, А.В. Захаров «Массовая культура»; учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Русское слово 2006 г. с.- 143].
2. Урок-тест на чувство правильности конструктивной композиции в листе (прил. 1, рис. 8-10). [С. Симблет «Рисунок-полное собрание техник» «DK» Москва АСТ Астрель 2006 г. с.- 228; Г.Е. Гуров, А.С. Питерских «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека 7--8 классы»; методическое пособие под редакцией Б.М. Неменского - М: Просвещение, 2008г. с.- 92].
3. Черной тушью или гуашью нарисуйте случайные пятна, кое-что добавив, превратите их в зверей (пятно). Вариант задания: работа в технике кляксографии, работа в цвете (прил. 1, рис. 16-18; прил. 2, рис. 20). [Б.М. Неменский «Изобразительное искусство. Методическое пособие 1-4 класс»- М: Просвещение, 2008 г. с.- 25].
4. Нарисуйте на листе карандашом, фломастером, ручкой каракули, внимательно рассмотрите изображение, попробуйте, добавив детали, превратить его в какой-нибудь образ (линия) (прил. 1, рис. 11-15; прил. 2, рис. 20а). [Б.М. Неменский «Изобразительное искусство. Методическое пособие 1-4класс» - М: Просвещение, 2008 г. с.- 27].
5. Постарайтесь передать в рисунке структурные особенности морской раковины, коралла, куска минерала, среза дерева, коры и др. (прил. 2, рис. 21). [Н.М. Сокольникова «Основы рисунка 5-8 классы» - Обнинск. Издательство Титул, 1996 г. с.- 82].
6. Изобразите то, что подскажет вам воображение при виде некоторых естественных форм: облака, горы, корня дерева, волн, языков пламени (прил. 2, рис. 22). [Н.М. Сокольникова «Основы рисунка 5-8 классы» - Обнинск. Издательство Титул, 1996 г. с.- 82].
Блок 2
7. Выполните серию заданий в технике оригами. Сконструируйте объекты различной формы (рыбка, лебедь, голубь, собачка, лиса и др.) (прил. 2, рис. 23). [Н.М. Сокольникова «Основы рисунка 5-8 классы» - Обнинск. Издательство Титул, 1996 г. с.- 85].
8. Вырежете из бумаги одного цвета различные объекты (цветок, собачку, кошку, человека, корабль, машину, дерево). Постарайтесь передать характерные для этого предмета особенности - пример знаковой стилизации (прил. 2, рис. 24).
9. Составьте фигуру человека из простых геометрических элементов (прил. 2, рис. 25). Придумайте свои варианты, выполните аппликацию (два варианта: одноцветный и с использованием контрастных цветов) [Н.М. Сокольникова «Основы рисунка 5-8 классы» - Обнинск. Издательство Титул, 1996 г. с.- 87].
10. Нарисуйте фигуру человека, состоящую из геометрических форм: только кругов, только треугольников, только из цилиндров и т.д. (прил. 2, рис. 26). Возможен вариант аппликации. [Н.М. Сокольникова «Основы рисунка 5-8 классы» - Обнинск. Издательство Титул, 1996 г. с.- 87].
Блок 3
11. Лекция «Что такое знак? Знак и логотип - важная часть графического дизайна. История возникновения с древности до наших времен». Просмотр презентации. Расскажите с помощью рисунков-пиктограмм маленькую историю, подобную нашей: можно составить письмо рисунок о своей жизни или о каком-то дне (распорядок дня). Рисуем большой кисточкой тушью или гуашью на длинных листах из рулона, они расстелены на полу (прил. 2, рис. 27). [Н.М. Сокольникова «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе»; пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений - 3 издание, стереотип. - М.: Издательский центр «Академия» 2006 г. с.- 256; А.Ю. Лазебникова, О.О. Савельева, Е.В Ерохина, А.В. Захаров «Массовая культура»; учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Русское слово 2006 г. с.- 161; С. Симблет «Рисунок-полное собрание техник» «DK» Москва АСТ Астрель 2006 г. с.- 222].
12. Нарисуйте алфавит, в котором каждая буква будет напоминать фигуру человека. Составьте свой тематический алфавит: буквы-животные, буквы-растения, буквы-обитатели моря, буквы-клоуны, буквы-металлоконструкции и т.п. (прил. 2, рис. 28). [Г.Е. Гуров, А.С. Питерских «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека 7--8 классы»; методическое пособие под редакцией Б.М. Неменского - М: Просвещение, 2008 г. с.- 98].
13. Придумайте знаки визуальной коммуникации для школьных кабинетов, столовой, спортивного зала и т.п. (прил. 2, рис. 18, 29-30). Обратите внимание на обобщение и стилизацию формы объектов, условность их цветового решения [Г.Е. Гуров., А.С. Питерских «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека 7--8 классы»; методическое пособие под редакцией Б.М. Неменского - М: Просвещение, 2008г. с.- 97].
Блок 4
14. Придумайте и нарисуйте графические знаки для обозначения животных в зоопарке или домашних питомцев. Урок-экскурсия. Посещение зоопарка или зоологического музея. Натурные зарисовки животных (прил. 2, рис. 31).
14.1 На основе зарисовок, придумайте и нарисуйте графические знаки для обозначения животных в зоопарке или домашних питомцев, используя различные графические приемы. Черно-белое исполнение. Предлагается выбрать зарисовку одного животного и изобразить его, используя разные приемы и техники (прил. 2, рис. 32-40).
14.2 Выберите наиболее интересный ход, возьмите его за основу для создания серии (прил. 2, рис. 32, 33, 41).
14.3 Попробуйте вписать каждый значок в геометрическую фигуру: круг, квадрат, овал и т.п. (прил. 2, рис. 32, 41, 42). [по В. И. Волошко с.- 37].
14.4 Придумайте цветовое решение для значков (прил. 2, рис. 41, 42).
[Г.Е. Гуров, А.С. Питерских «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека 7--8 классы»; методическое пособие под редакцией Б.М. Неменского - М: Просвещение, 2008г. с.- 103].
14.5 Итоговый урок - просмотр.
15. Дополнительное задание. Придумайте знак для самого себя. Например, девочка может проассоциировать себя с цветком, изобразить его в разных техниках (большой кисточкой, пером разной толщины, в технике сухая кисть, карандашом, геометрически и т.п.) Выбрать наиболее удачный вариант, обработать его при помощи компьютера, ввести цвет, можно объем, ввести шрифт. Сделать на компьютере логотип (маленькое изображение значка + ФИО)
№ |
Тема |
Количество часов |
|
1 |
Лекция «Что такое дизайн?» Найдите пары подобия форм в природе и быту. Зарисуйте ваши находки. (Приложение рис. 1) |
1,5 |
|
2 |
Урок-тест на чувство правильности конструктивной композиции в листе |
1,5 |
|
3 |
Черной тушью или гуашью нарисуйте случайные пятна, кое-что добавив, превратите их в зверей. (Приложение рис. 2) |
1 |
|
4 |
Нарисуйте на листе карандашом, фломастером, ручкой каракули, внимательно рассмотрите изображение, попробуйте, добавив детали, превратить его в какой-нибудь образ (приложение рис.) |
1 |
|
5 |
Постарайтесь передать в рисунке структурные особенности морской раковины, коралла, куска минерала, среза дерева, коры и др. (приложение рис.) |
1 |
|
6 |
Изобразите то, что подскажет вам воображение при виде некоторых естественных форм: облака, горы, корня дерева, волн, языков пламени (приложение рис.) |
1 |
|
7 |
Выполните серию заданий в технике оригами. Сконструируйте объекты различной формы (рыбка, лебедь, голубь, собачка, лиса и др.) (приложение рис.) |
2 |
|
8 |
Вырежете из бумаги одного цвета различные объекты (цветок, собачку, кошку, человека, корабль, машину, дерево). Постарайтесь передать характерные для этого предмета особенности (приложение рис.) |
2 |
|
9 |
Составьте фигуру человека из простых геометрических элементов Придумайте свои варианты, выполните аппликацию (два варианта: одноцветный и с использованием контрастных цветов). (Приложение рис. ) |
2 |
|
10 |
Нарисуйте фигуру человека, состоящую из геометрических форм: только кругов, только треугольников, только из цилиндров и т.д. (возможен вариант аппликации) |
2 |
|
11 |
Лекция «Что такое знак? Знак и логотип - важная часть графического дизайна. История возникновения с древности до наших времен». Просмотр презентации. Расскажите с помощью рисунков-пиктограмм маленькую историю, подобную нашей: можно составить письмо рисунок о своей жизни или о каком-то дне. (Приложение рис. ) |
1,5 |
|
12 |
Нарисуйте алфавит, в котором каждая буква будет напоминать фигуру человека. Составьте свой тематический алфавит: буквы-животные, буквы-растения, буквы-обитатели моря, буквы-клоуны, буквы-металлоконструкции и т.п. (Приложение рис.) |
3 |
|
13 |
Придумайте знаки визуальной коммуникации для школьных кабинетов, столовой, спортивного зала и т.п. Обратите внимание на обобщение и стилизацию формы объектов, условность их цветового решения. (приложение рис.) |
3 |
|
14 |
Урок-экскурсия. Посещение зоопарка или зоологического музея. Натурные зарисовки животных. (Приложение рис.) |
3 |
|
14.1 |
На основе зарисовок, придумайте и нарисуйте графические значки для обозначения животных в зоопарке или домашних питомцев, используя различные графические приемы. Черно-белое исполнение. (приложение рис. ) |
4 |
|
14.2 |
Выберите наиболее интересный ход, возьмите его за основу для создания серии. |
3 |
|
14.3 |
Попробуйте вписать каждый значок в геометрическую фигуру: круг, квадрат, овал и т.п. Придумайте цветовое решение для значков. |
2 |
|
14.4 |
Придумайте цветовое решение для значков. |
2 |
|
14.5 |
Итоговый урок - просмотр. |
1,5 |
|
15 |
Дополнительное задание. Придумайте знак для самого себя. Сделать на компьютере логотип (маленькое изображение значка+ФИО) (приложение рис.) |
3 |
|
Итого: |
41 |
2.2 Этапы и приемы создания знака
Рассмотрим этапы создания знаков на примере задания №14. «Придумайте и нарисуйте графические знаки для обозначения животных в зоопарке или домашних питомцев, используя различные графические приемы».
Первый этап в создании знаков - это натурные наблюдения и зарисовки животных. Учащимся предлагается совершить экскурсию в зоопарк, взяв с собой доски для рисования, бумагу формата А-4, А-3, черный фломастер, мягкие материалы: угольный карандаш, уголь, соус, сангина, пастель и т. п. Нужно выбрать несколько животных и сделать с них наброски и зарисовки. Обращаем внимание на характерные особенности строения животных. У всех животных есть туловище, голова, четыре ноги. Но у лошади ноги высокие и тонкие, она быстро бегает, у собачки таксы - короткие, а у змеи совсем нет ног. Собачка такса длинная и низенькая, с длинным носиком, а слон очень большой и квадратный, как кубик или стол, и ноги как тумбы. У медведя маленькие круглые ушки, и маленькие глазки, и почти совсем не видно шеи, и хвоста почти нет, а лапы с круглыми пятками, и весь он круглый и мягкий, а у высокого жирафа длинные ноги шея. У всех зверей есть уши, усы, хвосты, лапы - только разные. И рисовать их будет легко, главное вспомнить, какие они бывают. Сравнение учит видеть! Наброски делаем быстро, обращаем внимание на движение и пропорции, а зарисовках идет светотеневая моделировка и более тщательная проработка деталей. Домашнее задание - наброски и зарисовки домашних питомцев.