Обучение чтению детей в начальных классах

курсовая работа

- анализ результатов констатирующего эксперимента.

Выбор и использование метода определяется фонемным содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка. В этой работе для диагностики были использованы различные методы. Методы логопедии, как науки можно разделить на несколько групп:

1. Организационные методы: сравнительный, лонгитюдный, комплексный.

2. Эмпирические методы: обсервационный (наблюдение), экспериментальные (лабораторный, естественный, формирующий или психолого-педагогический эксперимент), психодиагностических (тесты, анкеты, беседы, интервью), праксиметрических примеры анализа деятельности, биографические (сбор и анализ амнестический данных).

3. Количественный (математико-статический) и качественный анализ полученных данных.

4. Интерпретационные методы, способы теоретического исследования связей между изучаемыми явлениями (связь между частями и целым, между отдельными параметрами и явлением в целом, между функциями и личностью и др.) (0)

Констатирующий эксперимент проводился на базе обычного массового дошкольного учреждения - детский сад №75, Калининского района. Эксперимент проводился в течение 2003-2004 учебного года.

Для эксперимента были выбраны дети старшего дошкольного возраста. Таким образом, в эксперименте принимали участие 10 детей, полноценного развития. В данной группе 6 - девочек и 4 - мальчика. Эти дети без нарушения развития, с нормальным интеллектом. Наблюдения за этими детьми показало, что они достаточно подвижны, общительны, принимают активное участие в играх. Проведенные беседы выявили достаточный уровень знаний и представлений об окружающем мире и о себе, соответствующие их возрастной норме. Темп мыслительной деятельности - нормальный. Словарный запас и запас общих знаний, так же соответствует норме. Речь детей состоит из сложных фраз, в норме используются слова, обозначающие признаки предметов и их действия, то есть прилагательные и глаголы. Речь выразительная, в темпе, звукопроизношение частично нарушено. Таким образом, следует сделать вывод о том, что развитие звукопроизношения очень важно.

Глава 3. Особенности определения уровня распознавания фонем у ребенка

3.1 Научно - теоретическое обоснование методики констатирующего эксперимента

Под диагностической деятельностью понимается процесс, в ходе которого с использованием диагностического инструментария или без него, соблюдая необходимые критерии и качества, мы, наблюдая за детьми, обрабатываем полученные результаты, что помогает не только установить причины фонемного понимания, но и дать корректирующую помощь.

Существенными вопросами практического применения фонемных методик является: удобство пользования, простота обработки данных, их доступность и понятность.

Унифицированная система дифференциальной диагностики определения уровня распознавания фонем у детей старшего дошкольного возраста в настоящее время не разработана. Важной задачей диагностики является изучение особенностей восприятия и распознавание фонем у детей старшего дошкольного возраста, с целью разработки индивидуальных программ коррекционной работы с ними.

Логопедическое обследование включает в себя три основных раздела:

1. тщательное изучение условий воспитания и общего психического развития, которое проводится на основе беседы с родителями, анализа документов о ребенке.

2. логопедическое и психолого-педагогическое обследование с подробной регистрацией вербальной и невербальной деятельности.

3. анализ и педагогическая оценка всех полученных данных.

Логопедическое обследование направленно на выявление у детей сформированности грамматического строя речи, словарного запаса и звукопроизношения; последнее включает в себя обследование произношения звуков, слоговой структуры слов и уровня фонематического восприятия.

Необходимо использовать при диагностики целый набор диагностических методик, каждая из которых должна содержать несколько однотипных заданий. Неизбежно, сочетание количественного и качественного подходов к анализу данных, причем качественные различия, между аномальным и нормальным ребенком, могут быть установлены только при сопоставлении качественных показателей. Количественные и качественные различия выступают в тесной взаимосвязи.

Обследуется развитие речи ребенка и его интеллект.

Кроме того, обследуется артикуляционный аппарат, проверяется строение его органов. При этом логопед определяет, насколько их строение соответствует норме. Логопед оценивает произвольные и непроизвольные движения артикуляционного аппарата. Так же отмечается особенности дыхания и просодической организации речевого потока; выявляется степень разборчивости речи.

Подробно проверяется фонетико-фонематический строй речи.

Оценка понимания обращенной (импрессивной) речи является важным этапом логопедического обследования. Логопед определяет уровень понимания обращенной речи. Особое внимание обращается на понимание слов, сходных по звуковому составу, различение которых предполагает наиболее тонкий фонематический слух.

При обследовании собственной (экспрессивной) речи ребенка выявляется уровень его речевого развития. Важно отметить возрастную сформиро-ванность лексической и грамматической сторон речи, усвоение различных частей речи, особенности слоговой структуры слов.

Первичные наблюдения за речью детей позволяют в той или иной мере судить о состоянии лексических и грамматических средств языка, которые ребенок использует в общении. Так, например, если в ходе предварительной беседы ребенок неточно произносит широко распространенные звуки, заменяя один звук другим, необходимо специально обследовать ребенка на понимание фонем.

Поскольку понимание звуков имеет, несколько стадий, необходимо определить на какой из стадии у ребенка сформировалась проблема.

При количественном анализе результатов следует обратить внимание прежде всего на звуки, которые ребенок называл правильно. При этом выводится соотношение общего числа предъявленных звуков и правильных ответов, что может иметь предварительное диагностическое значение.

В процессе обследования анализируется характер допущенных ошибок, т.е. выявляется, смешивает ребенок однозначные или различные по значению звуков, букв. Выявляется также умение детей пользоваться способами звуко- и словообразования.

В протоколе фиксируются ошибки в произношении, анализе и синтезе.

Итак, в ходе логопедического обследования детей логопед должен выявить структуру речевого дефекта (анализа и синтеза фонем, фонематического произношения).

3.2 Методика констатирующего эксперимента

Для правильной оценки отклонений фонемного развития ребенка и определения наиболее рациональных и дифференцированных путей его коррекции необходимо определить уровень сформированности фонемных средств. С этой целью проводятся специальные обследования.

В процессе обследования выясняется умение детей пользоваться способами анализа и синтеза. Как известно, по звукообразующей функции фонематическая ориентация делится на: анализ, синтез.

Для исследования фонематической ориентации можно использовать следующие задания:

Задание №1

Это задание рассчитано, на выяснение возможности ребенка слышать отдельные звуки в словах.

Процедура: ребенку предлагается картинка с изображением.

Инструкция: «Я покажу тебе картинку, и назову, что на ней нарисовано, а ты произнесешь за мной».

Материал исследования - заранее приготовленные картинки с предметами.

Стол - стул.

Папа - баба.

Точка - дочка.

Косы - козы.

Корка - горка.

Миска - мишка.

Баллы:

0 - Не выполнено задание, был отказ.

1 - Допущены ошибки в 4-х парах.

2 - Допущены ошибки в 2-х парах.

3 - Допущены незначительные ошибки при произношении.

4 - Нет ошибок.

Таблица№1

Итоговые баллы, полученные детьми в ходе исследования.

Задание.

Среднее арифметическое

1. Задание на фонемное восприятие, способность слышать отдельные звуки. Умение ребенка различать различные буквы.

0.8

Задание №2

Это задание рассчитано, на выяснение возможности ребенка на дифференциацию смешиваемых звуков в словах.

Процедура: ребенку предлагается слово, которое разбивается на слоги, а последние, на отдельные звуки. Из выделенных звуков выделяется какой-нибудь один. Этот звук ребенок учится находить в начале и в конце слова. После того как звуковое значение выделено, оно фиксируется соответствующей буквой.

Инструкция: «Я тебе скажу слово, а потом звук, который ты найдешь в других словах, которые я тебе скажу».

Материал исследования - заранее приготовленный набор слов, и звуков - букв, которые необходимо найти, 4 пары.

Баллы:

0 - Не выполнено задание, был отказ.

1 - Допущены ошибки в 4-х парах.

2 - Допущены ошибки в 2-х парах.

3 - Допущены незначительные ошибки при произношении.

4 - Нет ошибок.

Таблица№2

Итоговые баллы, полученные детьми в ходе исследования.

Задание.

Среднее арифметическое

2. Задание на выяснение возможности ребенка дифференцировать смешиваемые звуки в словах. Умение ребенок учится находить предъявляемый звук в начале и в конце слова.

3.3

Задание №3

Это задание рассчитано, на выяснение возможности ребенка определять количество звуков в слове.

Процедура: ребенку предлагается слово, которое разбивается на слоги, а последние, на отдельные звуки, и он должен определить сколько звуков в слове.

Инструкция: «Я тебе скажу слово, а потом поделю его на звуки, и ты скажешь сколько звуков в этом слове».

Материал исследования - заранее приготовленный набор слов, разбитых на звуки, 4 слова.

Баллы:

0 - Не выполнено задание, был отказ.

1 - Допущены ошибки в 4-х словах.

2 - Допущены ошибки в 2-х словах.

3 - Допущены незначительные ошибки при определении звука.

4 - Нет ошибок.

Таблица№3

Итоговые баллы, полученные детьми в ходе исследования.

Задание.

Среднее арифметическое

3. Задание на выяснение возможности ребенка определять количество звуков в слове. Умение ребенка определять, сколько звуков в слове.

2.5

Задание №4

Это задание рассчитано, на выяснение возможности ребенка определять место звука на фоне слове, какой по счету указанный звук.

Процедура: ребенку предлагается слово, которое разбивается на слоги, а последние, на отдельные звуки. Ему называется определенный звук, и ребенок должен определить на каком месте находится данный звук в слове.

Инструкция: «Я тебе скажу слово, а потом поделю его на звуки. Я называю тебе звук, и говоришь мне какой по счету этот (данный) звук в этом слове».

Материал исследования - заранее приготовленный набор слов, разбитых на звуки, 4 слова.

Баллы:

0 - Не выполнено задание, был отказ.

1 - Допущены ошибки в 4-х словах.

2 - Допущены ошибки в 2-х словах.

3 - Допущены незначительные ошибки при определении звука.

4 - Нет ошибок.

Таблица№4

Итоговые баллы, полученные детьми в ходе исследования.

Задание.

Среднее арифметическое

4. Задание на выяснение возможности ребенка определять место звука на фоне слове. Умение ребенка, определять на каком, месте находится предъявляемый звук в слове.

3.8

Задание №5

Это задание рассчитано, на выяснение возможности ребенка звукослогового синтеза.

Процедура: ребенку называют слитно слово, по слогам, длительность пауз постепенно увеличивается. Ребенку необходимо назвать слово целиком.

Инструкция: «Я тебе скажу слово, которое поделено на звуки. А ты произносишь это слово полностью».

Материал исследования - заранее приготовленный набор слов, разбитых на звуки, 4 слова (ку-ры, ба-боч-ка, ве-ло-си-пед, ро-ди-те-ли).

Баллы:

0 - Не выполнено задание, был отказ.

1 - Допущены ошибки в 4-х словах.

2 - Допущены ошибки в 2-х словах.

3 - Допущены незначительные ошибки при определении звука.

4 - Нет ошибок.

Таблица№5

Итоговые баллы, полученные детьми в ходе исследования.

Задание.

Среднее арифметическое

5. Задание на выяснение возможности ребенка звукослогового синтеза. Умение ребенка называют слитно слово, произнесенное по слогам.

1.8

Результаты выполнения каждой пробы обязательно фиксируются в протоколе.

Приведем форму протокола и варианты записи.

Фамилия......Имя.....Возраст…… Дата....

№ предъявленной пробы (задания)

Вопросы и указания обследования

Результаты выполнения задания

Наблюдение за реакцией ребенка (примечание)

В зависимости от результатов обследования следует наметить тот или иной путь дифференцированного обучения детей с проблемами фонематического распознавания.

Для детей отнесенных к I уровню фонемного развития (сильно искажает структуру и звуковое оформление слов, проблемное восприятие фонемного анализа и синтеза), то следует организовать специальное обучение в определенной группе для детей с тяжелыми нарушениями фонемного развития.

Ограниченный запас звуков, своеобразие его использования, неумение пользоваться распространенными звуками, пробы на звуко- и словообразование малодоступны. Все это свидетельствует о грубом недоразвитии звуковых средств языка, что характерно для II уровня развития.

В отличие от рассмотренных выше случаев в ходе обследования могут быть выявлены и такие, когда звуковой запас является относительно большим, и погрешности в синтезе и анализе фонем не значителен. Для таких детей предлагается коррекционная работа.

Делись добром ;)