Введение
Понятие школьная адаптация стало использоваться в последние годы для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе.
Основными показателями психологической адаптации ребенка к школе является формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности. Однако адаптация к школе далеко не у всех детей протекает безболезненно. У некоторых она не наступает совсем, и тогда приходится говорить о социально-психологической дезадаптации, которая ведет к серьезным последствиям (вплоть до невозможности получить полноценное образование и найти свое место в жизни).
При поступлении ребенка в школу решающим фактором социализации становится овладение учебной деятельностью, выработка обязательных школьных умений и навыков. Параллельно с этим школьник включается в другой, менее оформленный организационно, но не менее значимый процесс усвоения социального опыта складывающиеся в школе межличностные отношения. Это так называемая скрытая программа социализации, благодаря которой развивается эмоциональная и социальная жизнь ребенка, формируется его представление о себе и о том, что думают о нем другие.
Таким образом, актуальность избранной темы исследования обусловлена социальными потребностями школы и общества, поскольку от адаптации зависит успешность в учебной деятельности, формирование адекватных механизмов приспособления к школе и жизни в целом. Кроме того, исследование темы важно для разработки программы в помощь школьнику и родителю.
Предмет исследования: процесс адаптации младшего школьника.
Объект исследования: дети младшего школьного возраста в период адаптации к школе.
Цель исследования: определить с какими проблемами сталкиваются школьники на данном этапе и как это можно предотвратить.
Задачи исследования:
v провести анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;
v выявить особенности младших школьников;
v провести экспериментальное исследование младших школьников на этапе адаптации.
Методы исследования:
v анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
v провести исследование и выявить уровень адаптированности школьников на примере детей в возрасте от 5 до 7 лет;
v исследовать виды коррекций школьной дезадаптации на основе приведенных примеров;
v обработка данных исследования.
- Введение
- ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ АДАПТАЦИИ И ДЕЗАДАПТАЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
- §1. Понятие адаптации и дезадаптации
- § 2. Краткая характеристика детей младшего школьного возраста
- II ГЛАВА. ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ АДАПТАЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
- §1. Диагностика. (Тесты по школьной адаптации)
- §2. Анализ и коррекция причин эмоционально личностной дезадаптации школьника