Новые информационные технологии в обучении иностранным языкам

реферат

1.1 Процесс глобализации и развитие компьютерных технологий

Процесс, называемый Глобализацией, т.е., прогрессивное увеличение влияния мировых экономических, социальных и культурных процессов на национальные или региональные, абсолютно четко маркирован в современном мире. Это не новый процесс. Его исторические корни глубоки. И, все же, драматические изменения в пространстве и времени, появившиеся в связи с информационной революцией, представляют собой качественный разрыв с прошлым.

"Сегодняшняя революция социальных взаимодействий влечет за собой фундаментальное переосмысление элементов, с помощью которых люди постигают окружающий их мир, проверяют и выражают, то, что они постигли. Постоянная доступность образов и идей, и их быстрая передача даже с континента на континент, имеет глубокие последствия, как позитивные, так и негативные, для психологического, морального и социального развития личности; структуры и функционирования обществ; межкультурных взаимодействий; а также восприятия и передачи ценностей, мировых взглядов, идеологий, и религиозных верований".1

Правда этих слов оказалась более очевидна, чем когда-либо в течение последнего десятилетия. Сегодня не нужно обладать развитым воображением, чтобы представить Землю как взаимосвязанную систему, жужжащую электронными передачами - беседующая планета в бесконечной тишине космоса. Возникает этический вопрос: является ли это вкладом в действительное развитие человечества и помощью индивидам и народам следовать своей трансцендентной судьбе? - И, конечно же, во многих смыслах ответ положительный. Новые средства массовой информации являются мощным орудием для образовательного и культурного обогащения, для коммерческой деятельности и политического участия, для межкультурного диалога и взаимопонимания. В то же время у этой медали есть и другая сторона. Средства общения, которые могут быть использованы во благо личностей и обществ, могут также быть использованы для эксплуатации, манипуляции, доминирования и коррупции.

(1) Pontifical Council for Social Communications, Pastoral Instruction Aetatis Novae on Social Communications on the twentieth anniversary of Communio etprogressio, n.4.

Интернет - это новейшее и во многих аспектах наиболее мощное средство массовой информации среди прочих - телеграф, телефон, радио, телевидение - что для многих людей исключили время и пространство как препятствия в общении в течение последних 150ти лет. В этом аспекте глобальная сеть имеет громадные последствия для индивидов, наций и всего мира.

Распространение Интернета также поднимает ряд других этических вопросов, касающихся секретности, сохранности и конфиденциальности данных, закона об авторском праве и интеллектуальной собственности, порнографии, сайтов ненависти, распространения слухов и характера террористических актов под видом новостей, а также многого другого.

Один из наиболее важных вопросов включает в себя то, что сегодня называется "digital divide"-форма дискриминации, разделяющая бедных и богатых, как внутри, так и вне наций, на базе доступа или его отсутствия к новым информационным технологиям. В этом смысле проблема представляет собой современную версию прежнего разрыва - разрыва между информационно богатыми и информационно бедными.

Нужно искать способы, которые сделали бы Интернет доступным для менее обеспеченных слоев населения, будь то прямыми путями, либо, по крайней мере, объединением его с менее дорогими традиционными средствами массовой информации. Киберпространство должно быть источником исчерпывающей информации и услуг, доступных абсолютно всем, в широком спектре языков. Общественные учреждения несут особую ответственность за установление и поддержку подобного рода мест.

Новая глобальная экономика принимает такую форму, "что победителем в этом процессе будет человечество в целом" а не только "богатая элита, контролирующая науку, технологии и ресурсы планеты".2

Будучи могущественными орудиями процесса глобализации, новые информационные технологии и Интернет передают и помогают установить некоторые культурные ценности - способ мышления относительно социальных отношений, семьи, религии, положения человека - новизна и очарование которых могут изменить и преобразовать традиционные культуры.

Межкультурный диалог и обогащение, безусловно, желательны. Но движение должно происходить в обе стороны. Культуры могут научиться многому друг у друга, а навязывание мировоззрений, ценностей и даже языка одной культуры другим - это уже не диалог, но культурный империализм.

(2) Address to the Pontifical Academy of Social Sciences, n.5.

Интернет

Интернет определяется рядом замечательных характеристик. Он мгновенный, непосредственный (прямой), всемирный, децентрализованный, интерактивный, бесконечно расширяющийся в смысле содержания и возможностей, гибкий и легко приспосабливаемый в значительной степени. Он дает равные возможности, в том, что любой человек, имеющий необходимое оборудование и минимальные технические навыки может активно присутствовать в киберпространстве, отправить свое сообщение миру, и потребовать, чтобы его или ее услышали. Он позволяет отдельным индивидам наслаждаться анонимностью, игрой ролей и фантазиями, а также вступать в различные сообщества и принимать участие в дискуссиях.

Интернет может помочь мужчинам и женщинам в их возрастном поиске взаимопонимания. В любом возрасте люди задаются все теми же фундаментальными вопросами: "Кто я? Откуда я пришел и куда я уйду? Почему существует зло? Что будет после этой жизни?" 3

Согласно тестам пользователей, он дает одинаковую возможность активного участия и пассивного погружения в "нарциссистский, самодостаточный мир стимулов, имеющий почти наркотические эффекты".4 Он может быть использован для разрушения изоляции между индивидами и группами, либо для ее усугубления.

Эта новая система фактически была придумана еще в 1960е годы холодной войны, с целью сорвать (поставить в тупик) атомную атаку, создав децентрализованную сеть компьютеров, содержащих важнейшие данные. Децентрализация была основным пунктом этой схемы, потому что в подобном случае, как это было задумано, потеря одного или даже многих компьютеров не означала бы потерю информации.

Взрыв информационных технологий во много раз увеличил возможности общения для определенных индивидов и групп. Интернет может быть полезен людям в их разумном использовании свободы и демократии, увеличить круг возможностей в разных сферах жизни, расширить образовательные и культурные горизонты, разрушить границы, и способствовать развитию человечества различными способами. "Свободный поток образов и мнений по глобальной шкале меняет не только политические и экономические отношения между народами, но и даже наше понимание мира. Он открывает круг возможностей, о которых до настоящего времени никто и не думал.

John Paul II, Encyclical Letter Fides et ratio, n.1.

Ethics in Communications, n.2.

Но это еще не все. "Парадоксальным является тот факт, что те самые силы, которые могут обеспечить лучшее общение, могут также привести к обострению эгоистичности и отчуждения".6 Интернет может объединить людей, но он также может и разделить их, как индивидов и как взаимоподозрительные группы, разделенные идеологией, владениями, расово или этнически, различиями между поколениями, и даже религией. Он уже используется в агрессивных целях, практически как орудие войны, и уже поднимается вопрос "кибер-терроризма". Было бы злостной иронией увидеть возвращение этого инструмента общения, имеющего такой огромный потенциал для объединения людей, к первоначальным целям холодной войны и его превращение в арену международного конфликта.

Вопрос свободы выражения в Интернете также очень сложен и затрагивает некоторые другие сферы:

Свобода выражения и свободный обмен мнениями очень важны в современном обществе. "Свобода поиска и знания правды является фундаментальным человеческим правом", а свобода выражения - краеугольным камнем демократии.

Предосудительными являются попытки общественных властей заблокировать доступ к информации - в Интернете или других средствах социальной коммуникации - потому что они видят в этом угрозу или препятствия для себя, манипулировать общественностью путем пропаганды и дезинформации, или затруднять законную свободу выражения и мнения. В этом отношении авторитарные режимы являются наиболее правонарушительными; но проблема существует также и в либеральных демократиях, где доступ к средствам массовой информации для выражения политических взглядов часто зависит от финансовых возможностей, а политики и их советчики нарушают правдивость и справедливость, представляя своих оппонентов в черном свете и сокращая выпуски новостей до невероятно маленьких размеров.

Принимая во внимание тот факт, что пользователи Интернета должны быть избирательны и самодисциплинированы, это не должно перерасти в обособленность и замкнутость. Влияние средств массовой информации на психологическое развитие и здоровье также нуждаются в изучении, включая возможность того, что продолжительное погружение в виртуальный мир киберпространства может нанести серьезный ущерб.

Message for the Celebration of the World Day of Peace 2001, n.11.

John Paul II, Message for the 33rd World Communications Day, n.4, January 24, 1999.

John Paul II, Centesimus annus, n.47

Несмотря на большое количество преимуществ в возможностях, которые технологии дают людям для "получения информации и услуг, предназначавшихся именно им", они так же "поднимают неизбежный вопрос: Превратится ли аудитория будущего во множество аудиторий одного?. Что станет с объединением - что станет с любовью - в таком мире?" 8

"Все пользователи Интернета должны использовать его осведомленным, дисциплинированным образом, для морально достойных целей; родителям следует руководить и наблюдать за использованием Интернета их детьми".9 Школы и другие образовательные учреждения, а также программы для детей и взрослых должны проводить обучение использованию Интернета как части всеобъемлющего средства обучения, включая не только обучение техническим навыкам - "компьютерная грамотность" и т.д. - но также способности распознавать и обрабатывать содержание.

Следует избегать правительственной цензуры; "цензура. должна использоваться только при крайней необходимости".10 Но Интернет не является более свободным, чем другие средства информации, от рациональных законов против высказываний ненависти, клеветы, обмана, детской порнографии и порнографии вообще, а также других нарушений. Преступное поведение в других ситуациях, является преступным поведением и в киберпространстве, и общественные власти имеют право и обязаны проводить такие законы в жизнь. В новых урегулированиях могут также нуждаться специальные Интернет преступления, такие как распространение компьютерных вирусов, кража персональной информации с жестких дисков, и тому подобное.

Многие вопросы, связанные с Интернетом требуют международных решений: например, как гарантировать частность законопослушных индивидов и групп, не прекращая наблюдение за преступниками и террористами; как защитить авторские права и права на интеллектуальную собственность, не ограничивая доступ к материалам в общественном секторе - и как вообще определить "общественный сектор"; как установить и поддерживать обширные интернет-хранилища информации, свободно доступной всем пользователям в широком спектре языков; как защитить права женщин в вопросе доступа к Интернету и другим аспектам информационных технологий. И, особенно, вопрос, как избавиться от разрыва между информационно богатыми и информационно бедными, требует срочного внимания к своим техническим, образовательным и культурным аспектам.

Ethics in Communications, n.29.

Cf. John Paul II, Post-Synodal Apostolic Exhortation Familiaris consortio, n.76.

(10) Communio etprogressio, n.86.

Делись добром ;)