Направления и тенденции развития образования в России и за рубежом

курсовая работа

1.1 История развития образования за рубежом

Образование является одной из важнейших сфер современного общества. В зависимости от того, как функционирует система образования можно оценить культурное состояние общества. В современном мире образование стало доступнее, во много раз повысилось его качество, а также появились новые методы обучения. Однако так было далеко не всегда. В этой главе рассмотрены исторические условия возникновения образования, представлена общая характеристика этапов развития образования за рубежом.

Воспитание предков человека и первобытных людей зародилось в непосредственной связи с физическим, умственным и нравственно-эмоциональным взрослением. Сначала оно было бессистемным, но постепенно усложнялось. В условиях первобытнообщинного строя целью и содержанием воспитания являлось развитие трудовых навыков, чувства верности интересам рода и племени, сообщение знаний о традициях, обычаях и нормах поведения в данном роде и племени. Наряду с появлением земледелия, скотоводства и ремесел, т.е. разделением труда, молодых людей подготавливали к труду в "домах молодежи" и семьях. [14, стр. 163]

Когда стала появляться частная собственность, рабство и моногамные семьи наступило разложение первобытного общества. Воспитание стало семейным, возникли школы.

В Древней Греции и Риме педагогическая теория и практика достигли достаточно высокого уровня.

Афины и Спарта были наиболее влиятельными полисами, в них сформировались афинская и спартанская системы воспитания.

Спартанская система - один из первых в истории опытов государственного воспитания. В Спарте оно имело военно-физический характер, было направлено на подготовку мужественных и преданных полису людей. Образование в Спарте было привилегией рабовладельцев. Их дети с года до 7 лет воспитывались дома, с 7 до 15 лет вне семьи - в интернатах, где их учили чтению, письму, счету, также они много занимались военно-физической подготовкой. Главное внимание уделялось физическому воспитанию, а именно закалке, умению переносить холод, голод, жажду, боль. С 15 до 20 лет юноши Спарты получали музыкальное воспитание (хоровое пение). Юноши 18-20 лет переводились в особую группу эфебов и несли военную службу. Далее молодые спартанцы подвергались итоговым испытаниям. Главным из них было испытание на выносливость: юношей публично секли. Прошедшие посвящение получали оружие, но затем еще в течение 10 лет постепенно приобретали статус полноправных членов военной общины. [4, стр. 39]

Афинская система воспитания отличалась от спартанской. В ней акцентировалось внимание на всестороннем формировании личности, прежде всего с развитым интеллектом и культурой тела. Афинское образование было аристократическим. Оплатить его могли только богатые люди. Кроме того, оно отличалось полным презрением к физическому труду, считалось, что труд - удел рабов.

В 7 лет они начинали учиться. В воспитании сына решающую роль играл отец: учил обращаться с оружием, прививал хозяйственные навыки. Девочки продолжали находиться под присмотром матери, поскольку их обучение было связано с домом: они учились ткать, прясть, вести домашнее хозяйство. В Афинах периодов архаики и классики не было государственных школ. Частное обучение постепенно приобретало коллективные формы. Дети под руководством учителя организуются в группы, которые становятся зародышами будущих школ. Обучение какому-либо ремеслу признавалось обязательным, рассматривалось как долг отца. [10, стр.39]

Программа содержала умственное, эстетическое и физическое воспитание. Соответственно мальчик имел трех педагогов. Например, грамматик обучал чтению, письму, счету; кифарист занимался с детьми музыкой, пением, танцами, обучал мастерству игры на музыкальных инструментах, тренер учил различным видам спорта, которые входили в программу Олимпийских игр.

Все юноши Древней Греции начиная с 18 лет проходили военную подготовку. Она длилась 2-4 года. В это время молодых людей называли эфебами. [10, стр.40]

В педагогических идеях Древнего Рима и существовавшей тогда практике отразились особенности этой цивилизации. Приоритеты в педагогических идеалах отдавались гражданскому воспитанию. Вместе с тем особую роль в формировании личности юных римлян играло и домашнее обучение.

Коллективное обучение детей существовало, по свидетельству Тита Ливия, ещё в период ранней республики. Оно начиналось с 7 лет. Девочки и мальчики из богатых семей учились дома, из менее состоятельных - посещали школу. [10, стр. 83]

Росло рабовладение, увеличивалось богатство и расслоение населения, что привело к делению школ по имущественному признаку. В Римской империи грамматические и риторические школы стали государственными. Военную подготовку молодежь проходила в воинских формированиях - легионах.

Эпоха Средневековья знаменуется пропастью варваризации и регресса, в которую опустилась Европа в результате крушения античного мира. Теперь традиции античного светского образования сохранялись в меньшей части стран Европы.

Церкви и особенно монастырям принадлежит выдающаяся роль в развитии культуры средневекового мира. Духовенство было не только самым образованным, но и вообще единственно грамотным сословием. При церквях и монастырях открывались школы, где учились как будущие монахи, так и дети мирян. В монастырях имелись библиотеки и скриптории (мастерские по переписке книг).[10, стр.153]

В период Раннего Средневековья обучение грамоте и прочим наукам считалось не обязательным. Светская власть в течение продолжительного периода времени будет играть подавляющую роль в развитии школьного образования.

С развитием городов со второй половины 11 в. начинается период культурного подъема, возрождающий систему образования. Помимо восстановления приходских школ, в городских центрах открываются кафедральные школы при соборах. С 12 (13) в. появляются светские школы, возглавляемы магистрами. Эти заведения ориентировались на подготовку светской администрации и не подчинялись церкви.

В учебных заведениях не было разделения по возрасту, особенность детской и юношеской психологии не учитывалось. Девятилетние могли соседствовать с семнадцатилетними. В школе строго следили за дисциплиной, в качестве средства воспитания использовали розгу.

В 13 в. складывается новый, высший тип учебного заведения. Кафедральные школы, а затем университеты. Ранее всего подобные объединения сложились в Париже, Болонье, Оксфорде. Они автономны в юридической, административной и имущественной сферах, о чем свидетельствуют привилегии, пожалованные папой, императором или королем. В университетах существуют специальные отделения - факультеты. На младшем (артистическом) изучаются семь свободных искусств (грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка), на старших - право, теология, медицина. Университеты получают право на присуждение ученых степеней и выдачу разрешений на преподавание. В 14 в. возникает еще один вид образовательного учреждения - коллегии (позднее коллежи, колледжи). Первоначально так называются общежития студентов и магистров. Затем они превращаются в учебные центры, здесь также читают лекции и проводят диспуты. Один из самых знаменитых колледжей получил имя своего основателя, духовника короля Людовика Святого - Робера де Сорбоны. [10, стр. 156 ]

Форма преподавания магистра - это лекции и диспуты. На диспутах оппоненты устраивали бурную дискуссию на заданную тему.

В эпоху Возрождения, когда происходило разложение феодализма и зарождение буржуазного общества, педагогическая мысль получила дальнейшее развитие в трудах мыслителей Ренессанса. Основной идеей является гуманизм, новое мировоззрение, в центре которого находится человек, его достоинство и творческие силы. Для этого периода характерен расцвет науки, литературы, искусства.

Ярчайшим представителем гуманистических идей воспитания был Томас Мор. Его взгляды на воспитание выражались в следующем: равное образование для всего населения, а также для мужчин и женщин; обучение на родном языке; широкое применение наглядности в обучении; изучение новых предметов (основными должны быть естествознание, арифметика, геометрия, музыка); сочетание физического и умственного труда; трудовое воспитание, борьба с тунеядством; физическое воспитание.

Ещё один выдающийся деятель эпохи Возрождения ХV-ХVII в. был Ян Амос Коменский, чьи идеи получили мировое признание и до сих пор актуальны.

Обучение согласно Я. А. Коменскому должно было проходить три ступени: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание); управление собой (нравственное воспитание); стремление к богу (религиозное воспитание).

Возрастная периодизация по Я. А. Коменскому выглядела следующим образом:

- детство (от рождения до 6 лет) - усиленный физический рост и развитие органов чувств (материнская школа);

- отрочество (от 6 до 12 лет) - развитие памяти и воображения (шестилетняя школа родного языка);

- юность (от 12 до 18 лет) - высокий уровень развития мышления (латинская школа или гимназия);

- возмужалость (от 18 до 24 лет) - развитие воли и способность сохранить гармонию (академия: факультеты - богословский, юридический, медицинский). [4, стр.141]

Его нововведение в организации учебы повлияли на современную систему образования. Коменский ввел такие понятия как учебный год, каникулы, четверти, начало учебы осенью, классно-урочную систему, учет знаний, продолжительность учебного дня.

В XVIII - начале XIX в. в содержании классического образования произошли значительные изменения. В гимназиях, которые продолжали ориентироваться на древнегреческий идеал гармонично развитой личности, статус математики сравнялся со статусом древних языков; были расширены такие дисциплины, как родной язык, история, география, естествознание.

Позднее швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци раскрыл и обосновал идеи об общественном переустройстве и воспитании. В центре педагогической системы Песталоцци находится теория элементарного образования: трудового, нравственного, умственного. Физическое воспитание, например ходьба, должно осуществляться в повседневной жизни. Мыслитель отмечал особую роль в этом военных упражнений, игр, строевых занятий, походов.

Прогрессивным представителем германской буржуазно-демократической педагогики середины XIX в. был Фридрих Вильгельм Адольф Дистервег. Содержание воспитания, по Дистервегу, определяет идея общечеловеческого воспитания (против существовавшего ранее сословного). Прогрессивные педагогические идеи Дистервега получили широкое распространение и в России.

Делись добром ;)