logo
Мультипликация как технология развития творческих способностей подростков

1.2 Компоненты и условия развития творческих способностей подростков

Творческие способности имеют свою структуру, состоящую из совокупности отдельных компонентов. В настоящее время эти компоненты четко обозначены многими авторами.

Интерес к индивидуальным различиям в творческих способностях обозначился в связи с очевидными достижениями в области тестометрических исследований интеллекта, а также с не менее очевидными упущениями в этой области [19, с.329].

Поскольку сопоставление успешности решения проблемных ситуаций с традиционными тестами интеллекта в большинстве случаев показало отсутствие связи между ними, некоторые психологи пришли к выводу, что эффективность решения проблем зависит не от знаний и навыков, измеряемых интеллектуальными тестами, а от особой способности "использовать данную в задачах информацию разными способами и в быстром темпе". Такую способность назвали креативностью [19, с.330].

Концепция креативности как универсальной познавательной творческой способности приобрела популярность после работ Д. Гилфорда [7, с.240].

Д. Гилфорд выделил четыре основных параметра креативности:

1) оригинальность - способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы;

2) семантическая гибкость - способность выделять функцию объекта и предлагать новое использование;

3) образная адаптивная гибкость - способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования;

4) семантическая спонтанная гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации [7, с.240].

Позже Д. Гилфорд упоминает шесть параметров креативности:

1) способность к обнаружению и постановке проблем;

2) способность к генерированию большого числа идей;

3) гибкость - способность к продуцированию разнообразных идей;

5) оригинальность - способность отвечать на раздражители нестандартно;

6) способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

7) способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу [7, с.240].

В качестве критериев креативности М.А. Холодная рассматривает следующий комплекс свойств интеллектуальной деятельности:

1) беглость - количество идей, возникающих в единицу времени;

2) оригинальность - способность производить "редкие" идеи, отличающиеся от общепринятых, типичных ответов;

3) восприимчивость - чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, а также готовность гибко и быстро переключаться с одной идеи на другую;

4) метафоричность - готовность работать в фантастическом, "невозможном" контексте, склонность использовать символические, ассоциативные средства для выражения своих мыслей, а также умение в простом видеть сложное и, напротив, в сложном - простое [11, с.164].

П. Джексон и С. Мессик выделили следующие критерии креативного продукта, подчеркнув тем самым необходимость комплексной процедуры его описания:

1) оригинальность (статистическая редкость);

2) осмысленность (например, редкий способ использования "канцелярской скрепки" - "скрепку можно съесть" креативным не является);

3) трансформация (степень преобразования исходного материала на основе преодоления конвенциональных ограничений);

5) объединение (образование единства и связности элементов опыта, что позволяет выразить новую идею в концентрированной форме) [11, с.166].

Е.Е. Туник выделяет следующие критерии (способности) креативности:

1) чувствительность к проблеме;

2) способность к синтезу;

3) способность к выделению сходства и различия;

4) способность к воссозданию недостающих деталей;

5) способность к прогнозированию;

6) дивергентное мышление [11, с.166].

В. Эфроимсон пишет: "Вспышка гениев - это не продукт отбора, а следствие возможности реализации. Общеизвестно, что огромное число детей изобилует творческими способностями, но они у них, как правило, быстро гасятся. Общеизвестно, какие препятствия, какие классовые, кастовые, сословные барьеры возводились и возводятся на пути развития и реализации талантов. Поэтому проблема развития и реализации творческих способностей является поистине массовой" [25].

На развитие способностей могут повлиять различные факторы.

Например, конфликт. Когда человек имеет потребность в чем-то, но условия жизни довольно долго не дают возможность ее удовлетворить, возникает биологически оправданное напряжение функций мозга: человек, преодолевая конфликтные ситуации, находит творческое решение. Именно так развиваются творческие способности [19, с.495].

Развитие самого индивида и использование им своих способностей зависит от особенностей эмоциональной регуляции, характера межличностных отношений и сформировавшегося представления о самом себе. В представлениях индивида о самом себе особенно явно проявляется взаимное влияние способностей и личностных качеств. Успехи ребенка в школе, игре и в других ситуациях помогают ему создавать представление о самом себе, а его представление о себе на данном этапе влияет на его последующее выполнение деятельности [19].

В раннем детстве ребенок окружен семьей, поэтому существующие в ней условия и установки, свойственные его родителям, имеют решающее значение для его будущего и для развития его интеллектуальных и творческих способностей. Вторым этапом в формировании у ребенка уверенности в себе, любознательности и широкого кругозора служит школа [4, с.456].

Что касается семьи, важно, чтобы у ребенка независимо от размеров семьи и того места, которое он в ней занимает, был младший брат или сестра с небольшой разницей в возрасте. В этом отношении хуже всего приходится последнему ребенку, родившемуся намного позже остальных и не имеющему возможности придумывать игры вместе с новым малышом [4, с.456].

Д. Каган в своих исследованиях отмечает, что существуют дети вдумчивые и импульсивные. Так, у вдумчивых детей благодаря их способности рассматривать разные подходы к решению задачи, больше шансов стать творческими личностями. В то же время, поскольку импульсивные дети допускают неоднозначные решения и способны спонтанно их выдавать, у них тоже легко может развиваться дивергентное и оригинальное мышление [4, с.456].

Далее, необходимо подчеркнуть, что способность по самому своему существу есть понятие динамическое. Способность существует только в движении, только в развитии. В психологическом плане нельзя говорить о способности, как она существует до начала своего развития, так же как нельзя говорить о способности, достигшей своего полного развития, закончившей свое развитие [20].

Приняв, что способность существует только в развитии, мы не должны упускать из виду, что развитие это осуществляется не иначе, как в процессе той или иной практической или теоретической деятельности. А отсюда следует, что способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности. [20].

Существуют три точки зрения на развитие креативности в онтогенезе. Согласно первой происходит постепенный непрерывный рост креативности с возрастом. Вторая точка зрения: по мере приобретения знаний креативность ребенка снижается. Ученые, придерживающиеся третьей точки зрения, отстаивают представление о колебательном характере развития креативности [11, с.189].

Развитие креативности, возможно, идет по следующему механизму: на основе общей одаренности под влиянием микросреды и подражания формируется система мотивов и личностных свойств (нонконформизм, независимость, мотивация самоактуализации), и общая одаренность преобразуется в актуальную креативность (синтез одаренности и определенной структуры личности) [7, с.286].

Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что основными структурными компонентами творческих способностей являются: беглость, гибкость и оригинальность. На развитие творческих способностей влияют ближайшее окружение и личностные характеристики.