Музыкотерапия в работе с детьми с ограниченными возможностями
1.3 Проблемы детей с ограниченными возможностями развития
Понятие «дети с ограниченными возможностями» имеет свою предысторию. Так, в начале 20 века. В.П.Кащенко предложил термин «исключительные дети», подчеркивая их психологическое своеобразие и значительный психологический потенциал, который может реализоваться при правильной коррекционной работе. Но уже после 1918 г. стал использоваться термин «дефективные дети», когда ведущее значение придавалось самому дефекту, и вся работа была направлена на его компенсацию. Дефект, что по латински означает «недостаток», отражает недостаточность определенных функциональных систем [41, c 15].
Уже в 50-х годах в различных исследованиях по специальной психологии стало чаще применяться понятие «аномальные дети», в котором акцент делался не на самом дефекте, а на вызываемом им аномальном развитии. Оно является основной причиной социально-психологической дезадаптации ребенка. Аномалия нарушает развитие ребенка только при определенных условиях, их появление сопровождается актуализацией дефекта с возникновением аномального развития в виде определенных психологических нарушений. Именно они и требуют специального обучения, воспитания и психокоррекции. Последние 30 лет стали отдавать предпочтение понятию «дети с отклонениями в развитии», т.к. специальное обучение распространилось и на умеренные нарушения в развитии, хорошо поддающиеся коррекции. Дети с отклонениями в развитии - это учащиеся, у которых физические и психические отклонения приводят к нарушению общего развития и социально-психологической дезадаптации. При этом выделяют следующие категории детей с различными отклонениями в развитии:
1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, поздно оглохшие);
2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
3) дети с тяжелыми нарушениями речи (логопаты);
4) дети с нарушениями интеллектуального развития (умственно отсталые дети, дети с ЗПР); понятие интеллектуальной недостаточности;
5) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
6) дети с девиантным поведением;
7) дети с комплексными нарушениями психофизического развития (слепоглухонемота, слепые умственно отсталые, глухие умственно-отсталые и др.).
8) дети-сироты;
9) дети-инвалиды;
10) дети группы риска (по школьной дезадаптации);
11) дети с эмоционально-волевыми нарушениями (акцентуации, психопатии, аутизм).
В настоящее время, несомненно, важное значение приобретают комбинированные отклонения в развитии. Сегодня, в соответствии с международным подходом в специальной психологии и дальнейшей гуманизацией данной области знаний, довольно широко используются понятия: «дети с ограниченными возможностями», «дети с особыми нуждами». Различные отклонения в развитии отражаются на особенностях формирования социальных связей детей, их познавательных способностях и ограничениях в трудовой деятельности. Поэтому они различаются следующим образом:
1. Пo степени восстановления. В зависимости от характера нарушений одни аномалии могут полностью преодолеваться в процессе развития ребенка, другие лишь частично коррегироваться, а некоторые только временно компенсироваться.
2. Пo образовательному уровню детей. Одни дети могут овладеть навыками самообслуживания и только, другие - элементарными общеобразовательными знаниями, а третьи - полным курсом средней школы.
3. По профессиональной пригодности. Одни дети компенсируются в пределах социально-бытовой ориентации, другие - в условиях малоквалифицированного труда, третьи - способны к достаточно высококвалифицированной работе на производстве.
Итак, рассмотрим общие закономерности отклонений в психологическом развитии. Отклонения в развитии ребенка характеризуются не только отрицательными признаками, т.е. это не столько отклоняющееся, сколько своеобразное развитие. Поэтому в современных условиях очень справедливо упомянутое нами ранее понятие В.П.Кащенко - «исключительные дети». Отмечено, что их психическое развитие подчиняется общим законам формирования психики нормальных детей (В.И. Лубовский) [42, c 68].
Такие нарушения, например, как слепота и глухота, обусловлены, преимущественно, биологическими изменениями. И чем более выражены структурные нарушения, тем менее эффективно педагогическое и психологическое воздействие на психическое развитие аномального ребенка. Л.С.Выготский заметил: «Воспитателю приходится иметь дело не столько с этими биологическими факторами, сколько с их социальными последствиями», т.е. коррекционный процесс во многом направлен на вторичные нарушения с использованием психолого-педагогического подхода, в то время как первичные нарушения реабилитируются преимущественно медицинскими средствами [43, c 112].
В настоящее время рассматривается теория сложной структуры отклонений в развитии. Она подразумевает наличие первичного дефекта, вызванного биологическими факторами, и вторичных нарушений, возникающих в ходе аномального развития. При этом различают несколько типов их взаимодействия:
А - прямое влияние. Например, глухота как первичная аномалия вызывает немоту - вторичные нарушения; у слепых детей вторичными является недостаточность пространственной ориентировки, амимичность лица, своеобразие характера; при первичной интеллектуальной недостаточности формируется вторичное недоразвитие свойств личности, характеризующихся завышенной самооценкой, негативизмом, невротическим поведением.
Б - обратное влияние. В определенных условиях вторичные нарушения могут оказывать негативное обратные действие на первичную аномалию. Так, ребенок с частичной потерей слуха не будет использовать его сохранные функции, если в достаточной мере не развивается устная речь.
В - коррекционные отношения. Чем в большей степени различаются между собой первопричина (первичные нарушения биологического происхождения) и вторичный симптом (нарушение в развитии психических процессов), тем эффективнее специальная коррекция и компенсация последнего. Л.С. Выготский считал: «Чем дальше отстоит симптом от первопричины, тем более он поддается воспитательному и лечебному воздействию». Развитие высших психологических функций оказывается менее устойчивым, чем низших, элементарных психических процессов. Так, восстановить слух практически невозможно, но можно компенсировать речевые расстройства.