logo
Взаимосвязь логопеда и воспитателя в работе по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников

Введение

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д., одна из насущных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением. Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислеклексиками (детьми с нарушениями письма и чтения). Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития. (Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б.)

Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ФФНР включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте (Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко).

Программа обучения рассчитана на 1 год. Дети, поступающие в группы с ФФНР, должны усвоить объем основных знаний, умений и навыков, который необходим для успешного обучения в общеобразовательной школе.

В литературе нет данных свидетельствующих о том, какой процент выпускников речевых групп с ФФНР всё-таки имеют трудности в овладении чтением и письмом. Но из опыта работы логопедов мы знаем, что большинству детей при выпуске рекомендуется школа, где работает логопед. В детские поликлиники обращаются школьники с дисграфией, которые посещали группы с ФФНР. Поэтому вопрос о повышении эффективности работы логопеда остаётся актуальной, и нам кажется, что один из резервов - это более тесная связь между логопедом, воспитателем и родителями.

На важность этой связи указывают авторы М.Ф. Фомичева, Н.Л. Крылова, Ю.Ф. Гаркуша, Н.Я.Ларионова, Т.А.Ткаченко. Но использовать рекомендации на группе с ФФНР можно частично, т.к. их работы направлены на преодоление общего недоразвития речи.

Цель: разработать и апробировать содержание работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста.

Объект: процесс преодолении фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет: содержание и основные направления взаимосвязи логопеда и воспитателя в работе по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: процесс преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста будет протекать успешно при соблюдении следующих условий:

-преемственности в работе логопеда и воспитателя.

-планирования коррекционной работы с детьми с учетом данных диагностического обследования

-комплексного характера коррекционного логопедического взаимодействия.

Задачи:

-изучить психолого-педагогическую, специальную литературу по проблеме преодоления ФФНР у детей старшего дошкольного возраста.

-исследовать уровень развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.

-разработать и апробировать содержание работы и взаимодействие логопеда и воспитателя в работе по преодолению ФФНР у детей.

-выявить динамику в коррекции произношения у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.

База исследования: ДОУ № 6 «Буратино» ст. Новоминской Краснодарского края