logo
Взаимодействие школы и социально-культурной сферы села (на примере Назаровского района Красноярского края)

1.3. Особенности организации и функционирования сельских школ России

Школа, как и любое другое образовательное учреждение, - это целостная, открытая, взаимодействующая с внешней средой система. Будучи составной единицей муниципального, регионального и федерального образовательного комплекса, школа входит в более широкие образовательные системы. В то же время она является частью всей социальной системы. Связь школ с внешней средой двусторонняя. Каждая школа (образовательное учреждение) испытывает на себе влияние общего социального климата, политических, правовых, экономических, культурных, экологических и других воздействий. Она как относительно автономная система может пассивно приспосабливаться к тем или иным изменениям или, напротив, активно влиять на окружающую ее среду. В последнем случае она будет проявляться как адаптивная и адаптирующая система. Вместе с тем школа как система имеет свою внутреннюю среду. Это системы взаимодействия, например: учащиеся - учащиеся, учителя - учащиеся, учителя - родители и т.д. кроме того, это система взаимодействия, определяющегося направленностью целей и задач обучения, воспитания, развития, с одной стороны, и, с другой - адекватным содержанием образования, формами, методами и средствами [28].

Выделяется ряд функций сельской школы, выполняемые ею в развитии учащихся и взрослого населения села. Это:

1. Социально-экономическая функция. Подготовка кадров, прежде всего для сельского хозяйства, является значительным вкладом школы в работу по профессиональному и допрофессиональному становлению сельской молодежи. Серьезной проблемой этого направления в последнее время является потеря партнеров в лице базовых хозяйств, отсутствие или недостатки специальных учебных программ, программ подготовки кадров, нехватка сельскохозяйственной техники и инвентаря.

2.Селообразующая и селосохраняющая функция. Школа часто оказывалась основой сохранения села или деревни, не давала им исчезнуть с географической карты. Современные возможности школы по выполнению этой роли объективно сокращены как из-за общего ослабления школы и ее влияния, так и из-за сложного социально-экономического положения на селе.

3.Функция культурного центра. Сельская школа является традиционным носителем просвещения, «книжной культуры», средоточием образования и противостояния невежеству, бескультурью.

4.Функция содействия социальной мобильности. Традиционно с образованием в сельской школе была связана возможность людей подняться вверх по социальной лестнице. При этом проблема миграции, оттока сельского населения в города осложняла (и продолжает осложнять) социально-экономическую ситуацию на селе. В условиях современной деревни возможности социальной мобильности весьма ограничены.

5.Функция структурирования социального времени. В условиях недостаточно развитой сети учреждений дополнительного образования, центров, культуры и досуга сельская школа традиционно распоряжалась планированием очень большой доли времени учащихся. Для успешной реализации этой функции необходимы дополнительные средства и возможности: школа может и должна эффективно организовывать учебное и свободное время учащихся, участвовать в создании условий для досуга жителей села.

6.Функция воспроизводства и развития сельского уклада жизни. Школа выступает как носитель и хранитель духовных ценностей, фактор развития национального менталитета, а поэтому гуманитарная, культурно-просветительская направленность должна стать приоритетной в ее работе [30].

На сегодняшний день школа на селе является (в большинстве случаев) единственным интеллектуально - культурным центром села, и поэтому в прямой зависимости от ее деятельности находится решение многих вопросов на селе. В этих условиях структурно - содержательная реструктуризация деятельности сельской школы необходима как для устойчивого развития системы образования, так и для реформирования аграрного сектора страны.

Под реструктуризацией сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, понимается оптимизация региональной системы образования, обеспечивающая повышение качества образования за счет более эффективного использования материально - технических, кадровых, финансовых и управленческих ресурсов общеобразовательных учреждений на основе их концентрации и кооперации. Период 2002 - 2010 гг. является целью обеспечения доступности и достижения высокого качества общего образования для граждан, проживающих в сельской местности.

Реструктуризация сети общеобразовательных учреждений, направлена на решение таких важных вопросов как необходимость повышения качества образования сельских школьников, устранения противоречия между финансовозатратностью малочисленной сельской школы и низкой социальной эффективностью образования, которое она дает. Очевидно одно: чтобы обеспечить жизнеспособность села, нужно сохранить в нем школу. Не отрывать школу от населенного пункта, а максимально приблизить обучение к месту проживания учащихся.

В рамках реструктуризация сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, можно планировать:

-создание сети базовых сельских школ, обеспечивающих более высокое качество знаний обучающихся, желающих получить среднее профессиональное и высшее профессиональное образование;

-создание центров и систем дистанционного обучения в сельских районах с экстремальными природными условиями и неразвитой транспортной сетью;

-создание комплексов, объединяющих общеобразовательные учреждения с образовательными учреждениями начального профессионального и среднего профессионального образования, учреждениями дополнительного образования, а также объектами социальной сферы, расположенными в сельской местности;

-преобразование малочисленной начальной общеобразовательной школы в филиал общеобразовательного учреждения основного или среднего (полного) общего образования [31].

Основными направлениями реструктуризации сельских школ являются:

1) рост заработной платы педагогических работников, связанный с введением новых систем оплаты труда (НСОТ-I и НСОТ-II);

2) повышение эффективности расходования бюджетных средств путем введения нормативного подушевого финансирования;

3) повышение качества образовательных услуг путем введения единой независимой оценки качества образования;

4) создание условий для обучения, соответствующих современным требованиям, путем развития сети общеобразовательных учреждений;

5) обеспечение государственно-общественного характера управления образованием [30].

Основной целью этой программы государство выделяет качественное преобразование сельской школы, выход на иную (более высокую) ступень развития села, сельского социума в целом, помощь в развитии и возрождении.

Однако для сельской местности многие направления (из выше перечисленных) имеют не только позитивные стороны, но и отрицательные моменты. К основным отличиям сельских школ от городских относится малочисленность учащихся в школе, низкая наполняемость в классах. Поэтому введение подушевого финансирования может значительно ухудшить ситуацию образования в районах: миграция учителей в города или переход на иные виды работ (а ведь на сегодняшний день вопрос о нехватки высококвалифицированных специалистов и так является наиболее слабым звеном во всей системе образования на селе). Повышение уровня своей квалификации станет доступным лишь немногим учителям, да и желания совершенствоваться возникнет далеко не у всех.

Общее отношение к введению в старших классах профильного обучения у педагогов, родителей и учащихся является положительным. Однако при непосредственном переходе на профильность старших классов возникают определенные трудности для сельских школ, связанные со спецификой сельской среды (малочисленность учащихся, отсутствие специалистов по различным предметам и пр.). И в этом направлении модернизации образования прослеживается ориентация на средние городские школы (с большим количеством учащихся, с наличием всех специалистов).

Также необходимо учитывать и востребованность тех или иных направлений реструктуризации сети образовательных учреждений в сельской местности. Для развития сельского хозяйства страны совсем необязательно иметь высшее образование всему сельскому социуму. В этом и должна заключаться специфика модернизации сельских школ - тщательный подбор, отбор только тех образовательных программ и направлений, которые были бы направлены и на удовлетворение социальных, образовательных потребностей современного сельского школьника (в помощь определения будущего - получить такое образование, позволяющее одним поступать в вузы, мигрируя в города, а другим - ориентироваться на жизнь и работу в селе), сельского жителя, а также на развитие и становление всей сельской местности.

Важным фактором социально-культурной жизни села является организация взаимодействия школы и иных структур: если школа далека от волнующих людей проблем сельской жизни, она вряд ли может рассчитывать на активную поддержку людей. Там же, где школа проявляет не просто интерес, а принимает живое участие в их решении, создаются предпосылки для оказания помощи школе и ее подопечным. Такое взаимодействие со всеми структурами сельского социума дает прекрасное воспитательное пространство, наполняет его особой событийностью (сопроживанием, сопереживанием, общностью интересов, забот) всех участников совместной жизнедеятельности.

Так для повышения уровня образования привлекаются специалисты учреждений культуры, местного музея, местных жителей. Одной из форм взаимодействия сельской школы и сельских предприятий является ученическая производственная бригада, практика, сотрудничество осуществляется через совместную деятельность, проведение праздников и пр. [13].

Образование является на селе важнейшим условием сохранения и развития культуры. И это, в первую очередь, определяется содержанием образования в сельской школе, где поддерживаются традиции местного населения, живущего в определенном регионе страны, его обычаи, наследие.

Сельская школа обеспечивает культурный процесс в своем поселении через организацию культурной деятельности детей, многие из которых после окончания школы остаются жить и работать в селе. Принято считать, что жители села (взрослые и дети), проживающие в относительно закрытой образовательной среде, вдали от культурных центров, не обладают культурными навыками, знаниями, опытом [15].

Инновационная деятельность сельской школы определяет не только культурную среду образовательного учреждения, но и способствует развитию культурной среды сельской семьи, других социальных институций - библиотеки, клуба, музея. В этой связи целесообразна постоянная работа по проектированию новой образовательной и культурной среды как многомерного пространства, адекватного становящимся потребностям детей и взрослых села. Преобразование среды определит иной культурный образ жизни школы и села и иной поселенческий уклад [17].

Наиболее продуктивным и тесным является взаимодействие сельской школы с окружающей средой через различные разновозрастные объединения детей и родителей, через различные формы сотрудничества с семьей. Сотрудничество семьи и школы - одна из «вечных» проблем в педагогике и решалась по-разному в различные исторические эпохи. Сегодня очевидно, что воспитать ребенка изолировано от общества нельзя. И хоть это общество и несовершенно, надо научить подрастающего человека оценивать и «фильтровать» социальные воздействия, принимать позитивное, отторгать негативное. В этом школе помогает семья [25].

Семья, имеющая детей и живущая в сельской местности, напрямую зависит от наличия в социальной инфраструктуре общеобразовательной школы. В условиях экономического упадка хозяйства, скрытой безработицы наличие школы является порой единственным сдерживающим фактором, позволяющим сельским жителям мириться с тяжелым положением и приспосабливаться к ситуации. Ведь именно семья определяет восприятие ребенком всех воздействий в микросоциуме - школы, улице, дополнительного образования, средств массовой информации… Школа же старается помочь родителям сохранить лучшие традиции семейного воспитания, вырастить ребенка на основе достижений отечественной педагогике. На эффективность учебного процесса существенно влияет и тот факт, что сельские учителя и родители связаны не только отношениями по поводу образования детей, но и соседско-бытовыми отношениями [36].

Реальные ожидания родителей от системы образования выражаются в том выборе дальнейшего образовательного пути, который они делают для собственных детей. Самые востребованные родителями сельских школьников профили обучения - физико-математический, социально-экономический и психолого-педагогический - превалирует представление о ценности классического образования. Предположительно у родителей нет ценности сельской жизни, образование они рассматривают как возможность для детей «вырваться» из села в поисках «лучшей жизни».

Сельская школа является во многих поселениях единственным образовательным учреждением на селе, где отсутствует возможность выбора другого образовательного учреждения. Поэтому становление ученика как личности, напрямую зависит от школы - от тех задач, функций и условий, создаваемые школой, от ее культурного содержания, социальных ролей, необходимы для развития не только учащихся, но и сельского населения.

Отметим, что сотрудничество школы и социально-культурной среды наиболее эффективно осуществляется через «открытость» образовательного процесса. Сама же система образования - непрерывный образовательный процесс, сопровождающий жителя сельской местности в течение всей жизни и включающий в себя весь воспитательно-образовательный потенциал сельской среды. Призванное на сегодняшний день дат человеку разностороннюю подготовку к жизни во всех ее проявлениях [2].

Школа на селе является «селообразующим» фактором. На практике известны случае, когда школа, благодаря ее активной работе с населением, спасла угасающую жизнь деревни. Поэтому реформаторы аграрного сектора должны помнить о том, что освоение земель, восстановление тех или иных отраслей сельского хозяйства, организацией новых форм сельскохозяйственного производства неразрывно связаны со школой. Она выступает важным фактором жизнеобеспечения сельской семьи, развитие сельскохозяйственного производства и стабилизации социальной жизни села. Школа для села является и основным культуросберегающим центром, главным образовательным институтом [9].

Важным является понимание взаимообратных процессов общества и школы: общество определяет развитие образования, и система образования оказывает непосредственное влияние на развитие общества.