logo
Методические основы создания и использования рабочей тетради по теме "Методика изучения технологии обработки числовой информации"

2.2 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО)

Начнем данный подпункт с определения: «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».

В соответствии с этим стандартом, к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования представлены следующие виды требований:

1) личностные;

2) предметные;

3) метапредметные.

Преподаватель должен развивать личностные качества обучаемого, это факт, также, по определению учитель информатики должен обучать своему предмету, что тоже является аксиомой. Что же касается метапредметных требований, им мы уделим несколько больше внимания.

Они включают в себя межпредметные понятия, которые были усвоены обучающимися, а также ряд универсальных учебных действие, способность их применять, деятельность, направленную на организацию учебного процесса.

Метапредметные результаты учебной деятельности должны отражать целый ряд умений: умение ставить перед собой цели, планируя и контролируя свои действия на пути их достижения, умение обобщать или наоборот классифицировать понятия, умение организовывать свою учебную деятельность с кем бы то ни было и др.

В ФГОС ООО раскрывается фундаментальное ядро, представляющее собой, «базовый документ, необходимый для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий». В фундаментальном ядре представлены основные элементы программы в средней школе, в частности, по информатике. А именно:

- пояснительная записка, где раскрывается понятие информатики, сущность этого предмета в школьном курсе, информационные процессы, разделение понятийного аппарат этого предмета и др.;

- содержание, где перечислены общие понятия, а также те, которые входят в следующие разделы предмета: ценность информации, математические понятия, устройство и характеристики компьютера, организация вычислительного процесса, информационные технологии.

Согласно фундаментальному ядру, с темой «технология обработки числовой информации» связаны:

- общие понятия: информация.

- ценность информации: формализация.

- математические понятия: обрабатываемые объекты (цепочки символов, числа, списки), примеры алгоритмов сортировки, вычислимые функции;

- организация вычислительного процесса: программное обеспечение (Excel);

- информационные технологии: ввод, обработка информации с помощью ЭВМ, динамическая (электронная) таблица как средство моделирования, ввод информации (в том числе формул) в таблицу, переход к графическому представлению и др.

Также в фундаментальном ядре имеется раздел «универсальные учебные действия» (УУД), которыми должны овладеть учащиеся общеобразовательной школы в независимости от предмета.

Согласно этому разделу, в преподавании школьных предметов существенное место должно отводиться метапредметным учебным действиям («умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью»)

УУД в фундаментальном ядре разделены на четыре вида:

1) личностный;

2) регулятивный;

3) познавательный;

4) коммуникативный.

Согласно моему мнению, с темой «Технология обработки числовой информации» связаны следующие УУД:

1) личностный (действия смыслообразования);

2) регулятивный (целеполагание; составление плана и последовательности действий; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; элементы волевой саморегуляции);

3) познавательный (моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область); умение структурировать знания);

4) коммуникативный (умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации).

В той или иной мере их можно использовать в рабочей тетради.