Методическая система обучения военнослужащих

курсовая работа

Глава I. Принципы, формы и методы в структуре военно-педагогического процесса

методическая обучение военнослужащий учебный

Анализ современной войсковой и флотской практики профессиональной подготовки военнослужащих показывает, что эффективность их обучения и воспитания во многом зависит от уровня педагогического мастерства офицерского состава. Для этого необходимо знание и применение в военно-педагогическом процессе частей и подразделений закономерностей, различных организационных форм и системы учебно-воспитательного взаимодействия командира (начальника) и подчиненных. Фокин Ю. Г. Теория и технология обучения. М.: Академия, 2006. С.215

Военно-педагогический процесс (ВПП) представляет собой систему учебно-воспитательной деятельности органов военного управления, всех категорий должностных лиц и специалистов воспитательных структур по подготовке военнослужащих, подразделений и частей к выполнению задач по боевому предназначению в интересах личности, общества и государства.

Это социальный процесс, направленный на реализацию положений Конституции ПМР о защите Отечества, действующего законодательства по оборонным вопросам и других требований органов государственной власти. Его основными компонентами являются цели (социальный заказ общества) и задачи, организационная структура (боевая и общественно-государственная подготовка; педагогические аспекты боевой, служебной, учебной и других видов деятельности), составные части (обучение, воспитание и психологическая подготовка), содержательная и методическая (технологическая) структуры, а также соответствующие субъекты и объекты.

Следует отметить, что в ВПП проявляются определенные закономерности. В повседневной профессиональной деятельности офицерского состава они находят свое отражение в принципах обучения и воспитания военнослужащих, под которыми понимаются руководящие положения, ведущие идеи и выработанные правила, определяющие вопросы организации, содержания и методики учебно-воспитательной работы в части, подразделении. Их перечень соответствует содержанию выявленных к настоящему времени закономерностей ВПП, но в то же время отражает и специфику каждой из его рассматриваемых составных частей. В результате систему основных (ведущих) принципов обучения и воспитания подчиненных можно представить в следующем виде.

Рассматривая перечисленные принципы важно учитывать, что каждая идея, заложенная в них, как правило, является отражением нескольких закономерностей. На практике их содержание реализуется в виде педагогических правил (требований) учебно-воспитательной деятельности - руководящих положений, раскрывающих отдельные стороны применения того или иного принципа. Иными словами, правила представляют собой конкретные указания офицеру о том, что нужно сделать для организации и эффективного осуществления учебно-воспитательного взаимодействия с подчиненными. Следовательно, принципы обучения и воспитания - связующее звено между военно-педагогической теорией и повседневной практикой войск.

Для примера раскроем содержание принципа социальной обусловленности и научности обучения и воспитания подчиненных. Его реализация в войсковых и флотских условиях в настоящее время обеспечивается соблюдением следующих основных правил:

- при организации учебно-воспитательного процесса руководствоваться требованиями общества (социальным заказом) к профессиональным качествам (уровню специальной подготовки и развитию личностной сферы) военнослужащих; тесно увязывать обучение и воспитание с жизнью страны и ее Вооруженных Сил (спецификой осуществляемых реформ, стоящими задачами); неуклонно проводить в жизнь требования органов государственного и военного управления;

- осуществлять научно обоснованный подход к отбору учебного и воспитательного материала; в военно-педагогическом процессе рассматривать все явления в развитии и взаимосвязи, выделять закономерности и противоречия в обучении и воспитании, а также пути их совершенствования; включать в учебный и воспитательный материал последние достижения отечественной науки;

- постоянно заботиться о развивающем эффекте обучения и воспитания; формировать у подчиненных качества гражданина, защитника Отечества и военного профессионала; популяризировать военную службу, показывать значимость ратного труда и его необходимость, искать пути повышения престижа воинской службы, на деле повышать его;

- добиваться научной организации учебно-воспитательных мероприятий, активно внедрять современные информационные технологии в учебный и воспитательный процессы.

Важно подчеркнуть, что в повседневной учебно-воспитательной практике офицерского состава требования различных принципов проявляются в единстве и тесно взаимосвязаны. Их нельзя отделять друг от друга, соблюдать одни и пренебрегать другими. Особенно это актуально для обеспечения достаточной эффективности форм обучения и воспитания подчиненных.

Формы обучения и воспитания можно рассматривать как варианты организации конкретного учебного занятия или воспитательного мероприятия.11 Подласый И. П. Педагогика. В 2 кн. Кн. 1. М.: ВЛАДОС, 2000. С.241 Само понятие «форма» означает способ организации, установленный порядок, вид существования и выражения содержания, предмета, явления, процесса. В отечественной военной педагогике под формами обучения и воспитания понимается организационная сторона военно-педагогического процесса, предполагающая определенные состав и группировку военнослужащих, структуру и содержание учебных занятии или воспитательных мероприятий, место и продолжительность их проведения. Каждая из форм решает вполне определенные педагогические задачи, используя при этом присущие ей учебные и воспитательные возможности, что обусловило существенное отличие форм обучения от форм воспитания подчиненных.

С учетом предложенного определения формы обучения объединены в пять родственных групп по определенному признаку.

Перечень форм обучения первой группы определен составом обучаемых по их категориям (занятия с офицерским составом, прапорщиками, сержантами и т.д.) и должностной принадлежности (занятия с командирами подразделений, отделений, экипажей и др.).

Вторая группа отражает особенности группировки обучаемых и включает в себя индивидуальное и групповое обучение.

Третья группа соответствует месту проведения учебных занятий (занятия в учебных классах, полевые занятия, занятия в местах несения дежурства).

Перечень форм обучения четвертой группы обусловлен продолжительностью учебного занятия (кратковременные - несколько минут; непродолжительные - 2-6 часов; продолжительные - до одних суток; многосуточные).

Пятая группа объединяет формы обучения в зависимости от подхода к формированию структуры занятия. В настоящее время в рамках данной группы объединены общие, применяемые во всех подразделениях вне зависимости от решаемых боевых, служебных и других задач, и специальные, используемые только в конкретном подразделении (например, авиационном, военно-морском, мотострелковом и т.д.).

В свою очередь формы воспитания представляют собой варианты организации конкретного воспитательного мероприятия, его композиционное построение. Они всегда взаимосвязаны с содержанием, вследствие чего каждая из них решает вполне определенные воспитательные задачи, использует те или иные рычаги развития личности, интересов и потребностей подчиненного, формирует у него профессионально значимые личностные свойства и качества.

Учитывая современное понимание сущности воспитания, можно утверждать, что форм воспитания бесконечно много - от элементарных форм уставных взаимоотношений между военнослужащими, индивидуальных и групповых бесед до всех форм учебной, служебной и общественно-плановой деятельности военнослужащих. Те же ОГП и информирование являются не только формами обучения и разъяснения военно-политической обстановки в мире, положения дел в части, подразделении, но и решают важные воспитательные задачи. В специальной же литературе к основным формам воспитательной работы офицерского состава отнесены общее собрание личного состава, подведение итогов, групповые и индивидуальные беседы, диспуты, принятие военной присяги, встречи с ветеранами ВС ПМР и родителями военнослужащих, тематические вечера, вечера вопросов и ответов и др. Нельзя не отметить, что их перечень достаточно разнообразен и во многом определяется уровнем военно-педагогической подготовки и мастерства офицеров органов военного управления, спецификой решаемых задач, развитостью информационной, культурной, социальной инфраструктуры региона дислокации частей и подразделений.11 Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая российская энциклопедия, 2003. С.372

Эффективность тех или иных форм обучения и воспитания зависит от профессиональных знаний, навыков и умений военнослужащих, от степени сформированное - эти их личностной сферы, от избранных офицером способов учебного и воспитательного взаимодействия с подчиненными в рамках конкретной учебной или воспитательной формы. В военно-педагогической литературе они обозначаются понятием методы обучения и воспитания, под которыми понимается система способов совместной деятельности офицера и подчиненного, при которой достигается овладение знаниями, формирование навыков и умений, а также развитие умственных и физических сил военнослужащих, совершенствование ведущих компонентов их личностной сферы, необходимых им для решения профессиональных задач по предназначению. Как и формы, методы обучения и методы воспитания существенно отличаются друг от друга.

Педагогический анализ особенностей реализуемых в войсках и на флотах методов обучения позволяет объединить их в две группы. В основе группы традиционных методов обучения находятся положения ассоциативно-рефлекторной теории обучения, предусматривающей последовательный переход обучаемых от понимания предъявляемой им учебной информации к сохранению ее в памяти в виде знаний и последующему практическому применению. К их числу относятся методы устного изложения учебного материала (лекция, рассказ, объяснение и инструктирование), его обсуждения (беседа, семинар), а также методы показа (демонстрации), упражнения, практических работ и самостоятельной работы.

Группа активных методов обучения в отличие от традиционных предполагает непосредственное участие военнослужащих в формировании собственных профессиональных знаний, навыков и умений. В их число включены методы анализа конкретных ситуаций, инцидента, мозговой атаки (мозгового штурма), челночный, деловой игры, погружения и др. Однако сам термин «активные методы» не является строго научным, так как все методы обучения изначально рассчитаны на активную совместную работу обучающего и обучаемого. Его же употребление направлено на подчеркивание специфики применяемых в них средств и приемов, которые ориентированы прежде всего на активную познавательную и практическую деятельность самих подчиненных.

Практика воспитательной деятельности опытных офицеров показывает, что в их арсенале находится также широкое разнообразие методов, которые можно объединить в две группы: педагогические и психологические методы воспитания. Педагогические (традиционные) методы воспитания предполагают воздействие офицера на сознание (рациональную сферу личности) подчиненного. К ним относятся методы убеждения, поощрения, примера, критики, упражнения и принуждения.

Действие психологических методов воспитания направлено на подсознание подчиненного. Наиболее эффективными из них являются методы невербального (мимика, жесты, поза, характер движений, выражение глаз, интонация голоса), эмоционального (сопереживание, возмущение, поучение) и рационального (внушение) взаимодействия. Вместе с тем офицеру необходимо учитывать, что психологические методы реализуются одновременно с педагогическими, что позволяет усиливать или ослаблять воспитывающее воздействие на рациональную сферу личности (сознание) военнослужащего.11 Педагогика: теории, системы, технологии / Под ред. С. А. Смирнова. М.: Академия, 2006. С.258

Таким образом, исходя из вышесказанного, знание принципов, форм и методов обучения и воспитания подчиненных, их реализация при организации и осуществлении военно-профессиональной деятельности являются главным показателем военно-профессиональной культуры офицерского состава, важным критерием оценки уровня его педагогического мастерства.

Делись добром ;)