Методическая поддержка учителя начальной школы как условие роста его педагогического мастерства
Выводы к главе 1
Завершая теоретические исследования по теме данной работы, делаем выводы о том, что исторический процесс развития общества за много веков отшлифовал образ учителя, как человека высоких нравственных принципов, вооруженного знаниями и методиками, особыми приемами передачи этих знаний подрастающим поколениям.
Это обусловлено самим историческим процессом. Любое общество вне зависимости от его государственного устройства наряду с функциями производства и воспроизводства для обеспечения прогрессивного развития реализует и функцию образования своих членов. С этой целью оно создает образовательную систему, т.е. комплекс институтов образования.
Демократизация и гуманизация общественной жизни ставит перед государством задачу максимального использования возможностей общеобразовательной школы, а через нее и всей системы образования для формирования разносторонне развитой личности как основной составляющей трудовых ресурсов общества.
На современном этапе развития России образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает главной задачу российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
От учителя зависит очень многое в процессе обучения и воспитания. Эффективные способы работы лучших учителей находят распространение в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. От характера деятельности педагога, от его личностных особенностей, ценностных ориентаций, жизненных установок и условий, которые он создает, зависит не только качество усвоения школьниками установленных образовательным стандартом знаний, но и характер взаимоотношений субъектов образовательного процесса, атмосфера, в которой протекает педагогическое взаимодействие.
Таким образом, педагогическое мастерство учителя начальных классов - это залог развития подрастающего поколения для общества, его нравственных основ, ибо учитель несет не только знания и умения получать знания, но в большей степени он несет основы духовности, этики и эстетики, воспитывая ученика как личность, способную нести ответственность за свои действия перед обществом и своими потомками.
II. Методическая поддержка учителя начальных классов как условие роста его педагогического мастерства в практике современной школы
2.1 Направления и формы методической поддержки роста педагогического мастерства учителя начальной школы
В результате модернизации общеобразовательной школы существенные изменения произошли в современном начальном образовании: в содержании, в общем характере и стиле педагогического процесса. Наблюдения на уроках позволяют сделать вывод о том, что учителя за отношения сотрудничества часто принимают послушание, добросовестное выполнение учебных действий. Учащиеся под сотрудничеством понимают совместную деятельность по добыванию новых знаний, доверительность в межличностных отношениях.
Учитель идет в класс с главной целью - изложить школьникам новую информацию, опытный педагог знает, что информация учителя - это еще не знание ученика. Для того чтобы перевести информацию в знание, учитель должен «заставить» ученика проделать достаточно объемную работу самостоятельно как в классе, так и дома, проконтролировать и оценить ее результативность. [38,108]
Последние достигают того, что школьники выучивают новый материал, но при этом возникает целый блок негативных психологических последствий. Известно, что учителям начальных классов удается сформировать навык беглого чтения почти у всех школьников, но при этом очень часто из-за сильного внешнего принуждения отбивается всякое желание читать.
В подростковых и старших классах учителя с горечью отмечают, что значительная часть учащихся мало читает, при этом допускают ошибки, а при обсуждении материала появляются затруднения в объяснении значений отдельных слов и выражений, фиксируется и непонимание смысла прочитанного, даже пересказ текста - труднейшая для многих задача. Не секрет, что именно этим и объясняется отставание многих детей в учении. Последствия принуждения проявляются у школьников в безынициативности, нежелании включаться в какие бы то ни было виды работ, общей апатии, а затем в полном исчезновении навыка. Силы учителя уходят на преодоление нежелания детей учиться. Работа превращается в тяжелый, иногда непосильный труд.
Современный процесс обучения в начальной школе ориентирован на развитие личности младшего школьника, раскрытие его индивидуальных способностей. Актуальным процессом изменения образовательной ситуации в начальной школе выступает вариативное образование.
Нельзя не отметить, что изменения в начальном образовании вызвали ряд проблем у учителей начальных классов. Для проверки данных положений было проведено специальное исследование в течение 2009-2010 гг. на базе Волгоградского государственного института повышения квалификации работников образования. Общая выборка составила около 1000 учителей начальных классов г. Волгограда и Волгоградской области, имеющих высшее образование, стаж работы 7-10 лет. Эмпирические данные получены с помощью комплекса опросных методов - интервью, бесед, анкетирования и сопоставлены с экспериментальными данными, полученными с помощью наблюдения, тестирования, проективных методик. Проведена количественная обработка материалов. [23,28]
Результаты исследований профессиональной деятельности учителей начальной школы свидетельствуют о недостаточной психолого-педагогической и методической подготовленности многих педагогов к решению встающих перед ними задач. При этом почти 80% опрошенных учителей указывают на испытанные ими интеллектуальные, эмоциональные, и другие психологические трудности, наличие которых обусловливает отставание их профессиональной деятельности от новых требований.
Поэтому была изучена степень принятия и осмысления учителями начальных классов современных целей начального образования, как смыслополагающей основы их практической деятельности. Полученные результаты показали, что 60% учителей начальных классов, принимающих участие в исследовании, не зависимо от стажа профессиональной деятельности и то, по какой модели обучения в начальной школе они работают, считают, что цели педагогической деятельности заключаются в формировании определенной суммы знаний, умений и навыков у учащихся. [41,78]
Учителя, определяющие в целях начального образования развитие личности ученика, его способностей, личностных качеств, составили 30%. Около 10% учителей не смогли четко определить свою позицию по данному вопросу. Тем не менее, исходя из наблюдения, понимания и анализа конкретной педагогической практики, можно утверждать: какими целями, ценностями, идеалами, установками руководствуется учитель в педагогической деятельности, таковы будут и образовательные результаты.
Значительная часть учителей не готова к осознанному выбору, эмоциональному принятию той или иной педагогической модели обучения, а также к созданию оптимальных условий для развития личности младшего школьника, к повышению уровня собственного профессионализма.
Вот что пишет учительница начальных классов в своем сочинении на тему «Какие трудности я испытываю в педагогической деятельности сегодня?»: «Прошедший год был десятым годом моей работы в начальной школе. Последний класс один из самых трудных в моей практике: недисциплинированность, отсутствие интереса к учебе, а также проблемы с родителями. В классе немало «неуспевающих», «с эмоциональными нарушениями», «социально неблагополучных». Я пыталась справиться с ситуацией, но исчерпала все свои резервы и не добилась почти никакого улучшения. Дисциплина на удручающе низком уровне. Кроме того, родители уклоняются от сотрудничества и/или становятся в защитную позицию и во всех проблемах своих детей винят школу и учителей, а здесь еще администрация школы потребовала перейти на новую модель обучения в начальной школе. Я постоянно раздражаюсь на близких, обострились болезни. Мне не с кем поговорить об этом». [39,129]
В нормативных и методических документах по начальному образованию отмечается, что современный учитель начальных классов - это педагог, который осознает смысл и цели образовательной деятельности в современной школе; имеет собственную образовательную позицию; умеет составить целостную образовательную программу; наделен способностями видеть индивидуальные способности учеников и выстраивать обучение в соответствии с ними; владеет формами и методами сопровождающего обучения; способен изменять задачи урока в соответствии с изменяющейся реальностью; умеет подготовить качественную характеристику образовательных изменений ученика; способен к личностному творческому росту, рефлексивной деятельности.
Мы знаем вполне достаточно о том, какие требования предъявляются сегодня к учителю начальных классов, но мало о том, какие трудности он испытывает в условиях инновационных процессов в начальном образовании. Остановимся более подробно на формах сопровождения учителя начальных классов, которые предполагают научно-методическую помощь и психолого-педагогическую поддержку учителю.
Одной из форм сопровождения учителя начальных классов является групповая педагогическая консультация для учителей. Педагогическая групповая консультация представляет собой, на наш взгляд, очень важное дополнение к теоретическим семинарам в рамках школьного методического объединения, в условиях работы творческих и проблемных групп при институте повышения квалификации, районных комитетов по начальному образованию. Консультантом может выступать приглашенный специалист (психолог, педагог, опытный учитель, методист по начальному образованию).
Стержнем педагогической консультации является разъяснение устоявшихся, основанных на переживаниях и действиях педагогических заблуждений. В ходе таких консультаций учитель чувствует себя не одиноким, и если он сумеет что-то почувствовать и распознать в себе, если информация, полученная от своих коллег, от консультанта заставит его задуматься над своими педагогическими действиями, над собой, то он может решиться на изменения в своей профессиональной и личной деятельности, у него может пробудиться желание к большему знанию.
Опыт проведения таких консультаций на базе Волгоградского института повышения квалификации работников образования показывает, что учителя часто в ходе консультаций делают открытие, что другие воспринимают определенное событие или педагогические отношения иначе, чем они; они начинает понимать, что в их педагогических проблемах большую роль играет также их собственная доля участия; часто работа над определенным (чужим) случаем затрагивает собственную проблемную ситуацию и, таким образом, приводит в движение процесс познания и самопознания.
Эффективной формой оказания научно-методической помощи учителям, как показывает опыт работы в институте повышения квалификации работников образования, является организация встреч с авторами учебно-методических комплектов для начальной школы. В свободной дискуссии с учеными, учителя могут обсудить наболевшие вопросы, уточнить теоретические и методические положения конкретной образовательной программы. Конечно, при этом, нет возможности для тщательной разработки конкретных педагогических действий, но все же вероятность того, что учитель сумеет разобраться в том, в чем испытывал трудности, достаточно велика.
Продуктивной формой сопровождения учителей начальных классов является, на наш взгляд, также педагогическая студия. Педагогические студии могут проводиться в рамках заседаний школьных методических объединений, курсов повышения квалификации, научно-практических семинаров при городских и районных методических центрах.