Методика работы педагога дополнительного образования детей в детских образовательных объединениях разных форм
Организация обучения
дополнительный образование познавательный воспитательный дети
Особое место в организации такого учреждения занимает начальный этап работы с детьми и родителями, который включает комплектование детского объединения и первые занятия. Рассмотрим подробнее каждую из названных форм работы.
Комплектование состава детского объединения
Этот процесс представляет собой целый комплекс взаимосвязанных мероприятий -- запись, организацию рекламы, организационное собрание и оформление необходимой документации.
Первые занятия
Каждый педагог дополнительного образования должен ясно осознавать важность первых встреч с детьми, ибо они во многом определяют успех всей дальнейшей работы, так как складывающийся стиль отношений между всеми участниками процесса, положительный настрой на совместную работу и формирующийся нравственный климат помогут увлечь ребят предстоящей деятельностью и определят их отношение к учебным занятиям.
В ходе первых занятий педагог решает целый ряд учебно-воспитательных задач:
1) создать у детей положительный настрой на занятия в кружке, вызвать у них интерес и стремление овладеть необходимыми знаниями и умениями;
2) познакомить ребят с образовательной программой, правила ми работы в детском объединении и перспективами личностного развития;
3) познакомить детей с учреждением, структурным подразделением и детским объединением;
4) выявить уровень первичной подготовки детей в данном виде деятельности;
5) получить необходимую информацию друг о друге;
6) вовлечь детей в коллективную деятельность, начать работу по формированию детского коллектива.
Первое занятие с детьми нужно начать со знакомства детей друг с другом и с педагогом. Для такого массового знакомства можно использовать целый ряд игр ("Снежный ком", "Расскажи мне о себе", "Мое самое любимое" и др.).
Результат этого этапа занятия:
· дети знакомы друг с другом,
* педагог осознает причины, побудившие каждого из детей записаться в данное детское объединение.
Второй этап занятия -- рассказ педагога о детском объединении. В такой рассказ необходимо включить:
* разъяснение детям целей и задач детского объединения, со держания его образовательной программы,
* описание содержания и результатов первого года занятий,
* объяснение основных этапов овладения мастерством,
* рассказ о достижениях детского объединения в целом и его от дельных воспитанников,
* знакомство детей со знаками отличия членов детского объединения и условиями их получения,
* рассказ о традициях детского объединения.
В ходе такой беседы важно обратить внимание ребят на то, какие перспективы могут быть для них открыты в данной области деятельности (получение профессии, выбор профессионального учебного заведения).
Следует также дать понять детям, как знания и умения, полученные на занятиях детского объединения, можно использовать в других сферах жизни -- в школе, в лагере, во дворе и т.д.
Хорошим сопровождением рассказа педагога станут наглядные материалы:
* выставка детских творческих работ;
* стенгазета или рукописный журнал;
* альбом-летопись детского объединения;
* фотографии, слайды и видеофильмы;
* знаки отличия кружковцев;
* награды детского объединения и его воспитанников;
* выставка книг и периодической печати;
* информационный стенд.
Следующий этап занятия -- выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности. Для этого можно использовать:
* тесты или тестовые задания;
* конкурсы и соревнования;
* познавательные игры;
* выполнение практической работы или творческого задания.
В детских объединениях прикладного характера можно попросить ребят принести из дома свои поделки.
Результаты этого этапа занятия станут в последующем основанием для:
* внесения корректив в образовательную программу;
* разработки индивидуальных заданий;
* объединения детей в подгруппы и звенья для выполнения коллективной работы.
На первом занятии необходимо начать уже и основной учебный процесс: познакомить ребят с первым этапом организации работы или какими-либо инструментами, материалами.
Хорошим завершением первого занятия станет экскурсия по учреждению дополнительного образования и его территории.
Обязательными объектами такой экскурсии должны стать:
* выставочный зал и музей учреждения,
* кабинеты администрации учреждения,
* медицинский кабинет (если есть);
* детские объединения сходного профиля (профильное структурное подразделение);
* столовая или буфет;
* актовый зал;
* игротека (если есть);
* туалеты для мальчиков и девочек;
* раздевалка.
Второе учебное занятие детского объединения необходимо начать с деятельности по формированию детского коллектива. Это могут быть следующие мероприятия:
* обсуждение правил взаимодействия всех участников образовательного процесса;
* самостоятельное формулирование или обсуждение прав и обязанностей членов детского объединения;
* обсуждения правил поведения в учреждении и детском объединении дополнительного образования;
* выбор детского актива;
* распределение разовых и постоянных поручений;
* формирование системы передачи информации. Результатом этого этапа занятия является:
- создание атмосферы доброжелательности и взаимопомощи, положительного нравственного и психологического климата в детском объединении;
- понимание детьми взаимной ответственности;
- включение каждого ребенка в активное общение и социальную деятельность;
- начало работы по формированию системы детского самоуправления.
Следующий этап занятия -- собственно учебный процесс. Начать эту часть занятия необходимо с объяснения ребятам правил организации учебного занятия и техники безопасности. Далее педагог переходит к объяснению первой учебной темы.