Методика работы педагога дополнительного образования детей в детских образовательных объединениях разных форм

контрольная работа

Организация обучения

дополнительный образование познавательный воспитательный дети

Особое место в организации такого учреждения занимает начальный этап работы с детьми и родителями, который включает комплектование детского объединения и первые занятия. Рассмотрим подробнее каждую из названных форм работы.

Комплектование состава детского объединения

Этот процесс представляет собой целый комплекс взаимосвязанных мероприятий -- запись, организацию рекламы, организационное собрание и оформление необходимой документации.

Первые занятия

Каждый педагог дополнительного образования должен ясно осознавать важность первых встреч с детьми, ибо они во многом определяют успех всей дальнейшей работы, так как складывающийся стиль отношений между всеми участниками процесса, положительный настрой на совместную работу и формирующийся нравственный климат помогут увлечь ребят предстоящей деятельностью и определят их отношение к учебным занятиям.

В ходе первых занятий педагог решает целый ряд учебно-воспитательных задач:

1) создать у детей положительный настрой на занятия в кружке, вызвать у них интерес и стремление овладеть необходимыми знаниями и умениями;

2) познакомить ребят с образовательной программой, правила ми работы в детском объединении и перспективами личностного развития;

3) познакомить детей с учреждением, структурным подразделением и детским объединением;

4) выявить уровень первичной подготовки детей в данном виде деятельности;

5) получить необходимую информацию друг о друге;

6) вовлечь детей в коллективную деятельность, начать работу по формированию детского коллектива.

Первое занятие с детьми нужно начать со знакомства детей друг с другом и с педагогом. Для такого массового знакомства можно использовать целый ряд игр ("Снежный ком", "Расскажи мне о себе", "Мое самое любимое" и др.).

Результат этого этапа занятия:

· дети знакомы друг с другом,

* педагог осознает причины, побудившие каждого из детей записаться в данное детское объединение.

Второй этап занятия -- рассказ педагога о детском объединении. В такой рассказ необходимо включить:

* разъяснение детям целей и задач детского объединения, со держания его образовательной программы,

* описание содержания и результатов первого года занятий,

* объяснение основных этапов овладения мастерством,

* рассказ о достижениях детского объединения в целом и его от дельных воспитанников,

* знакомство детей со знаками отличия членов детского объединения и условиями их получения,

* рассказ о традициях детского объединения.

В ходе такой беседы важно обратить внимание ребят на то, какие перспективы могут быть для них открыты в данной области деятельности (получение профессии, выбор профессионального учебного заведения).

Следует также дать понять детям, как знания и умения, полученные на занятиях детского объединения, можно использовать в других сферах жизни -- в школе, в лагере, во дворе и т.д.

Хорошим сопровождением рассказа педагога станут наглядные материалы:

* выставка детских творческих работ;

* стенгазета или рукописный журнал;

* альбом-летопись детского объединения;

* фотографии, слайды и видеофильмы;

* знаки отличия кружковцев;

* награды детского объединения и его воспитанников;

* выставка книг и периодической печати;

* информационный стенд.

Следующий этап занятия -- выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности. Для этого можно использовать:

* тесты или тестовые задания;

* конкурсы и соревнования;

* познавательные игры;

* выполнение практической работы или творческого задания.

В детских объединениях прикладного характера можно попросить ребят принести из дома свои поделки.

Результаты этого этапа занятия станут в последующем основанием для:

* внесения корректив в образовательную программу;

* разработки индивидуальных заданий;

* объединения детей в подгруппы и звенья для выполнения коллективной работы.

На первом занятии необходимо начать уже и основной учебный процесс: познакомить ребят с первым этапом организации работы или какими-либо инструментами, материалами.

Хорошим завершением первого занятия станет экскурсия по учреждению дополнительного образования и его территории.

Обязательными объектами такой экскурсии должны стать:

* выставочный зал и музей учреждения,

* кабинеты администрации учреждения,

* медицинский кабинет (если есть);

* детские объединения сходного профиля (профильное структурное подразделение);

* столовая или буфет;

* актовый зал;

* игротека (если есть);

* туалеты для мальчиков и девочек;

* раздевалка.

Второе учебное занятие детского объединения необходимо начать с деятельности по формированию детского коллектива. Это могут быть следующие мероприятия:

* обсуждение правил взаимодействия всех участников образовательного процесса;

* самостоятельное формулирование или обсуждение прав и обязанностей членов детского объединения;

* обсуждения правил поведения в учреждении и детском объединении дополнительного образования;

* выбор детского актива;

* распределение разовых и постоянных поручений;

* формирование системы передачи информации. Результатом этого этапа занятия является:

- создание атмосферы доброжелательности и взаимопомощи, положительного нравственного и психологического климата в детском объединении;

- понимание детьми взаимной ответственности;

- включение каждого ребенка в активное общение и социальную деятельность;

- начало работы по формированию системы детского самоуправления.

Следующий этап занятия -- собственно учебный процесс. Начать эту часть занятия необходимо с объяснения ребятам правил организации учебного занятия и техники безопасности. Далее педагог переходит к объяснению первой учебной темы.

Делись добром ;)