Методика проведения устной работы по геометрии в основной школе

дипломная работа

1.1 Возрастные особенности учащихся основной школы

Средний школьный возраст (от 11-12-ти до 15-ти лет) - переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе (5-9 классы) и характеризуется глубокой перестройкой всего организма.

Характерная особенность подросткового возраста - половое созревание организма. У девочек оно начинается практически с одиннадцати лет, у мальчиков - несколько позже. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнь ребенка, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек.

Стоит обратить внимание классного руководителя на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность их внимания. Это значит, что они откликаются на необычные, захватывающие уроки и классные дела, а быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредотачиваться долго на одном и том же деле. Однако если классный руководитель создает трудно преодолеваемые и нестандартные ситуации ребята занимаются работой с удовольствием и длительное время.

Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка, который всегда и со всем соглашается, появляется свое мнение, которое он старается демонстрировать как можно чаще, таким образом заявляя о себе. Дети в этом возрасте склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю, родители недоумевают и считают, что их послушный ребенок подвергается чужому влиянию и в семьях наступает пора кризисной ситуации - "верхи" не могут, а "низы" не хотят мыслить и вести себя по-старому.

Исследования внутреннего мира подростков показывает, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчивые.

Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей могут вызвать у ребят большие сложности в развитии и становлении. Работа классного руководителя должна быть направлена на формирование нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений. В этом возрасте важное значение приобретает чувственная сфера. Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно. Этот период жизни ребенка иногда называют периодом тяжелого кризиса. Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева. Поэтому классный руководитель должен быть внимателен к внутреннему миру ребенка, больше уделять внимание индивидуальной работе, проблемы ребенка решать наедине с ним. [8, с.98]

Особенности развития детей 7 - 8 класса.

Психофизиологические особенности возраста таковы, что происходит формирование умения выдвигать гипотезы, строить умозаключения, делать на их основе выводы, развитие рефлексии, развитие воли, формирование умения ставить перед собой цели, развитие мотивационной сферы, развитие умения овладевать эмоциями и регулировать поведение, развитие умения выделять круг устойчивых интересов, развитие интереса к другому человеку и устойчивый интерес к себе, через стремление разобраться в своих поступках и действиях, развитие чувства взрослости,формирование адекватных форм самоутверждения, развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки, развитие форм и навыков личного общения в группе сверстников и выработка способов взаимопонимания, развитие моральных чувств, форм и способов сопереживания и сочувствия другим людям.

Основные задачи психолого-педагогического развития учащихся в 7-8 классах является:

· формирование нового уровня мышления, логической памяти, избирательного, устойчивого внимания;

· формирование широкого аспекта способностей и интересов, выделение круга устойчивых интересов;

· формирование интереса к другому человеку как к личности;

· развитие стремление разобраться в своих способностях, поступках,

· формирование первичных навыков самоанализа;

· развитие и укрепление чувства взрослости, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личной автономии;

· развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки;

· развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания;

· развитие моральных чувств, форм сочувствия и сопереживания к другим людям;

· формирование представлений о происходящих изменениях, связанных с ростом и половым созреванием.

· формирование умения выдвигать гипотезы, строить умозаключения, делать на их основе выводы, развитие рефлексии;

· развитие воли, формирование умения ставить перед собой цели и достигать их,

· развитие мотивационной сферы, овладение способами регуляции поведения, эмоционального состояния;

· развитие воображения;

· развитие умения строить равноправные отношения со сверстниками, основанные на взаимопонимании, взаимности;

· формирование форм и способов дружеского, избирательного общения;

· формирование умения понимать причины собственного поведения, поведения другого человека;

· развитие позитивного и вместе с тем адекватного образа своего тела "физического Я" как меняющегося и развивающегося.

Нововведение во взрослении: продолжение активного самопознания, начало работы по самопринятию. Психологические особенности личности в 9 классе:

Психофизиологические особенности возраста таковы, что происходит личностное новообразование - готовность к личностному и жизненному самоопределению. Ведущим видом деятельности становиться интимно-личностное общение.

Особенности возраста:

· завершение физического развития организма, полового созревания;

· замедления темпа роста тела, нарастание мышечной массы и работоспособности;

· быстрое развитие специальных способностей, сформированность умственных способностей;

· развитие самосознания;

· развитие индивидуальности;

· выбор профессии;

· начало формирования взаимных отношений между полами.

Основные задачи психолого-педагогического развития учащихся в 9 классе:

· обретение личностной тождественности и целостности (идентичности);

· осознание и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола;

· профессиональное самоопределение - самостоятельное и независимое

· определение жизненных целей и выбор будущей профессии;

· развитие годности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности.

Нововведение во взрослении: самостановление, самоопределение

Подводя итог параграфу, можно сделать вывод о том, что:

Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения самореализации. Учащимся будут интересны такие формы работы, которые служат активному самовыражению подростков и учитывают их интересы. Ребят привлекает возможность самим организовывать классные дела, принимать самостоятельные решения. Организуя работу с учащимися, классный руководитель должен выступать не в роли исполнителя, а в роли дирижера оркестром по имени "класс".

Делись добром ;)